Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / 100 стартап-историй Казахстана / Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

Что выбрать для приумножения своих накоплений — банковский депозит или фондовый рынок? За последний год количество казахстанцев, вкладывающих деньги в ценные бумаги, увеличилось более чем в 2 раза — с 3,2% до 7,6%. Но даже несмотря на взрывной рост, этот показатель остается весьма скромным, учитывая, что в США и странах Западной Европы процент розничных инвесторов достигает 70%. Казахстанцы же пока больше доверяют банковским депозитам — около 55% граждан РК держат там свои накопления. 

Повысить финансовую грамотность соотечественников, научить их разумно инвестировать и не верить обещаниям мошенников намерен стартап TypiPay. Его команда создала безопасный симулятор фондового и криптовалютного рынков, где можно на практике научиться инвестировать, не рискуя собственными деньгами. О развитии проекта, его трансформациях, миссии и планах редакции ER10 Media рассказал фаундер TypiPay Батыржан Исмухамбетов.

Следите за развитием казахстанского стартап-движения в рубрике “100 стартап-историй Казахстана” — совместном проекте ER10 Media и Astana Hub. Мы рассказываем о достижениях казахстанских стартапов и показываем наиболее яркие проекты. Среди героев — участники Astana Hub, а также создатели других инновационных технологических продуктов и сервисов. Все материалы доступны на казахском, русском и английском языках.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

Долгая дорога и неожиданные повороты

— Расскажите об этапах развития TypiPay. Насколько я знаю, за время существования проекта он значительно видоизменялся, а также успел поработать в других странах.

— Наш стартап работает на рынке уже семь лет. В 2017 году мы решили создать социальную сеть с элементами финансовой платформы. Надо понимать, что в первую лигу соцсетей и мессенджеров входят примерно 10 самых распространенных сервисов, таких как WhatsApp, Telegram, WeChat или Snap. Они осуществляют практически всю коммуникацию в мире.

Мы же хотели создать социальную сеть, которая объединяла бы в себе не только возможность общения, но и позволяла бы проводить удаленную идентификацию, делать денежные переводы в чате без комиссии, а также моментально получать виртуальную дебетовую карту. 

Еще одним отличием нашего сервиса был показ статусов. Вы могли видеть, что делают ваши контакты в моменте: едут на машине, отдыхают после рабочего дня. У нас была гипотеза о том, что люди не всегда хотят писать и контактировать, но им будет приятно знать, чем занимается их знакомый или близкий человек. Это такая пассивная коммуникация без энергозатрат.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

Мы посчитали, что сможем за счет финансовой составляющей и разных “фишек” оттянуть часть рынка у лидеров и привлечь аудиторию, особенно молодежь. Мы запустились в 2018 году на 148 стран. 

В 2018-2019 годах мы прогулялись по всему миру. У нас было несколько миллионов регистраций. Однако нужно быть реалистами: мы не смогли переломить пользовательские привычки — люди продолжают максимально использовать мессенджеры из первой лиги. Наше приложение они устанавливали, пользовались некоторое время и удаляли.

— Как вы справились с ситуацией?

— В 2019 году мы провели эластичный pivot в сторону FinTech. Мы решили запустить сервис по выпуску дебетовых карт без идентификации личности, привязанных к номеру телефона. Это такой своеобразный электронный кошелек с ограниченным лимитом. Чем больше персональных данных раскрывает клиент, тем больше опций ему доступно. В тот момент наша команда решила покорять российский рынок. Дело в том, что там более лояльное законодательство в сфере финансов и там была возможность выпускать анонимные дебетовые карты. В качестве партнера мы выбрали Московский Индустриальный Банк. Мы продуктивно поработали, открыв более 100 тысяч карт. В какой-то момент наш сервис стал настолько востребованным, что серверы банка не выдерживали потока обращений. 

Параллельно мы работали в Казахстане, реализовав партнерство с RBK Bank, позволяя клиентам дистанционно открывать карты банка посредством нашего сервиса. В какой-то момент мы довели количество открытых и используемых карт до 40 тысяч штук. Нам даже удалось подключить некоторые компании на зарплатные проекты. Получилось, что внутри TypiPay люди смогли получать услуги RBK Bank.

Однако эта история тоже подошла к концу. В 2022 году по понятным причинам мы были вынуждены уйти с рынка РФ, сконцентрировав свои силы на отечественном рынке. А в Казахстане финансовый регулятор, к сожалению, ухудшил ситуацию. Было принято решение о том, что такие FinTech-компании, как мы, должны иметь гораздо больший уставной капитал. Это негативно отразилось на рынке, так как небольшие стартапы не имеют достаточного свободного капитала, чтобы выполнять такие требования регулятора. Поэтому нам пришлось свернуть этот проект.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

— И поэтому вам снова пришлось делать pivot?

— Да, мы решили идти в образование и стали EdTech-платформой. Мы провели ресерч и поняли, что 93% казахстанцев имеют онлайн-банкинг. Зато в плане инвестирования мы сильно отстаем. В прошлом году лишь 3% казахстанцев имели инвестиционные и брокерские счета. Мы поняли, что в этом секторе в будущем будет точка роста.

Мы стали партнерами брокерской компании и криптобиржи, запустив симулятор фондового и криптовалютного рынков.

Образование в fun-режиме

— В чем смысл вашей обновленной платформы?

— Благодаря нашей платформе человек может открыть виртуальный брокерский или криптовалютный счет, где он может тренироваться и все “пощупать своими руками”, не рискуя собственными деньгами. Пользователю не нужно смотреть десятки роликов или читать сотни статей. С нами можно быстро всему обучиться на практике в легком игровом формате. Человек может за один клик купить виртуальные ценные бумаги Apple или IBM, почувствовать себя собственником кусочка мировой корпорации и смотреть, какую прибыль принесут ему акции. И неважно, где живет и работает пользователь, у него появляется интерес к инвестированию.

Кроме того, пользователи могут дарить другим пользователям виртуальные активы — акции или криптовалюту. Это помогает нашей платформе развиваться, используя сарафанное радио и социальные связи пользователей.

Сегодня TypiPay — это социальная сеть, образовательная платформа и симулятор фондового и криптовалютного рынков.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

— Насколько удачной оказалась такая смена сферы деятельности?

— Могу сказать, что на сегодняшний день уже около 40 тысяч пользователей провели по одной и более виртуальных сделок на нашем симуляторе. Такого показателя мы достигли всего за 8-9 месяцев. Можно сравнить это с каким-нибудь экономическим или финансовым вузом, где, по нашим оценкам, лишь 10% выпускников имеют практический опыт инвестирования. Представьте, какой-нибудь большой вуз выпускает тысячу экономистов, а там только 100 человек имеют подобный опыт на фондовом или криптовалютном рынке.

— Как вы монетизируете свою платформу?

— Сама платформа предоставляет вам бесплатную возможность играть на симуляторе с определенной суммой в $1000. Но если человек почувствовал вкус инвестирования и хочет играть с большими суммами, то он может закинуть тысячу тенге и получить виртуальные $10 000. Естественно, это дает больше возможностей на симуляторе и играть становится интереснее. Могу сказать, что конверсия продукта составляет 4% — это значит, что четыре человека из каждой сотни готовы вкладывать в приложение живые деньги. 

В целом, поступающей суммы нам хватает для содержания команды из 16 человек и развития проекта. В моменте мы закрываем год с доходами в размере $240 тысяч, но и планируем в следующем году вырасти в несколько раз.

Настоящее и будущее

— На данном этапе стартап нуждается в инвестициях?

— Сегодня мы являемся самодостаточной компанией. Но в целом готовы рассмотреть предложения потенциальных инвесторов.

— Вы хотите, чтобы ваши пользователи становились реальными инвесторами?

— Да, следующий шаг — это сотрудничество с брокерскими компаниями и криптобиржами. Пользователи, которые научились инвестировать, осознанно открывают брокерские счета и начинают вкладывать собственные реальные деньги в ценные бумаги и криптовалюты.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

— Планируете развиваться в Казахстане или готовы покорять зарубежные рынки?

— Все знают, что в Казахстане достаточно небольшой рынок, но он очень крутой для проверки гипотез, пилотирования и обкатки продукта. Поэтому после создания полноценного продукта, конечно же, необходимо масштабироваться на зарубежные рынки. Приложение TypiPay уже выходит в Индии, США и Бразилии. Этот год мы завершаем выходом на три крупных рынка, а на следующий год планируем масштабную экспансию на всю планету.

— Хотите стать крупным игроком или единорогом?

— Будет неправильно сказать, что нет таких планов (смеется). Думаю, что в течение двух лет мы сможем набрать лояльную аудиторию в миллион пользователей, которые после обучения смогут по партнерской программе переходить работать на реальные биржи. Сегодня практически любая биржа готова пожизненно платить вам 40% прибыли за каждого привлеченного клиента.

— Сложно выходить на новые рынки?

— На самом деле, в каждой стране разный менталитет. Если в США инвестированием занимается чуть ли не 70% населения, то у нас это считаные проценты. Поэтому приходится применять разные подходы. С другой стороны, такая разносторонняя и кропотливая исследовательская работа только помогает совершенствовать продукт.

— Успешно ли получается выходить на зарубежные рынки?

— Мы провели экспансию совсем недавно и пока не можем похвастать крутыми данными, но могу сказать, что интерес у пользователей есть и конверсия растет.

— Как будет развиваться функционал TypiPay? Будут ли внедряться новые функции?

— Открою небольшой секрет. На базе платформы мы планируем запустить собственный memecoin TypiPay. Больше подробностей мы сможем открыть позже.

Достойная миссия

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

— В чем вы видите миссию стартапа?

— Наша миссия — это повышение финансовой грамотности людей. Наш проект — это fast education, где человек получает образование в легком режиме с упором на практику. Такие знания помогают увеличить благосостояние и получать дополнительные доходы для семьи, а также не попасться на удочку разным мошенникам. 

Сегодня в Казахстане каждый год появляются 30 локальных и 3-4 большие финансовые пирамиды. Более того, почти миллион человек каждый год так или иначе попадают под воздействие мошенников. По сути, это является следствием отсутствия финансовой грамотности. Некоторые люди до сих пор думают, что можно получить ежемесячную прибыль в размере 50–100%. И опыт инвестиций показывает, что такого не бывает. Человек видит, что даже такие успешные гиганты, как Apple, SpaceX или Toyota, растут на несколько процентов в год, и это считается хорошим показателем.

В планах на ближайшие 10 лет — обучить работе на фондовом рынке 100 миллионов человек. Думаю, что это достойная цель и миссия.

Стартап TypiPay обучает казахстанцев финансовой грамотности на практике

— Вы работали наемным работником. Сегодня вы — предприниматель. Какой опыт вам больше нравится?

— Да, я работал в зарубежных и отечественных компаниях на ответственных позициях. И это был хороший опыт, когда я выучил азы менеджмента и коммуникаций, которые оказались очень важны в предпринимательской деятельности и построении продуктовой команды.

Но предпринимательство мне нравится больше. Потому что сейчас я более свободен и могу сам задавать себе цели. С другой стороны, предпринимательство — это огромная ответственность за свою команду. У нас работают 16 человек, и каждый приносит зарплату в свою семью, а это значит, что от моих действий зависит благополучие многих людей.

Я считаю, что предпринимателями должны становиться люди, которые готовы подходить к этому делу ответственно и разумно.

— Как вы вдохновляетесь в работе?

— Меня вдохновляют пользователи, их отзывы и успехи. С удовольствием вижу, как растет аудитория, как люди расширяют свой кругозор. Я вижу, что сегодня мы даем больше предметного практического образования, чем все экономические вузы страны. Это укрепляет веру в то, что мы все делаем правильно.

— С каким видом спорта вы могли бы ассоциировать ваш предпринимательский характер?

— Я думаю, что это ходьба! Нужно больше ходить. 10 километров в день. Ходьба — это базис мыслительного процесса. Какие всегда появляются светлые мысли во время прогулок!

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Теги статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *