Если вы работаете в стартапе, ваша цель — достичь большего с минимальными затратами — создать ценность и помочь проекту развиваться с наименьшим количеством людей, разумным бюджетом и ограниченными ресурсами. Стартапы по своей природе хаотичны, но в любой момент времени есть лишь несколько действий, которые могут оказать реальное влияние. Быть бережливым означает сосредоточиться на правильных действиях в нужное время и максимально сократить потери.
Основным компонентом философии бережливого производства является минимально жизнеспособный продукт (MVP). Понимание концепции MVP поможет вам сосредоточиться на наиболее важных вещах и сэкономить время.
Что такое минимально жизнеспособный продукт (MVP)?
Фрэнк Робинсон, соучредитель и президент SyncDev, ввел термин «минимально жизнеспособный продукт» (MVP) в 2001 году. MVP — это результат параллельной разработки продукта и развития клиента, которую он называет «синхронной разработкой».
Определение минимально жизнеспособного продукта (MVP) Фрэнка Робинсона
ПРОБЛЕМА: Команды часто хвастаются: «Мы добавили 800 новых функций». Некоторые даже считают количество функций знаком чести. К сожалению, добавление функций не обязательно улучшает экономическое состояние. Это может занять больше времени, сделать продукт менее пригодным для использования и сопровождаться большим риском.
РЕШЕНИЕ: MVP — это продукт с минимальным набором функций для вашей компании и вашего клиента. Этот набор достаточно большой, чтобы вызвать принятие у потребителя, удовлетворение и первые продажи, но не настолько велик, чтобы быть глобальным и рискованным. Технически это продукт с максимальной рентабельностью инвестиций, разделенной на риск. MVP определяется путем взвешивания основных функций ваших наиболее релевантных клиентов, а не агрегирования запросов от всех пользователей».
MVP — это золотая середина между рентабельностью инвестиций (ROI) и риском, который напрямую связан с усилиями и временем выхода на рынок. Робинсон иллюстрирует MVP сеткой. «Риск или усилие» расположен по горизонтальной оси, а «ROI» по вертикальной:
Определение минимального жизнеспособного продукта — окупаемость анализа рисков
По словам Робинсона, MVP — это гораздо больше, чем определение правильного набора функций продукта, обеспечивающих максимальную рентабельность инвестиций — это образ мышления продуктовой и управленческой команд.
«В нем говорится: мыслите масштабно в долгосрочной перспективе, но мало в краткосрочной. Думайте достаточно масштабно, чтобы первый продукт был надежной стартовой площадкой для него, его следующего поколения и последующей дорожной карты, но не настолько мелко, чтобы у вас оставалось место для конкурента, который может вас опередить».
Определение минимально жизнеспособного продукта (MVP) Эрика Риса
Эрик Рис популяризировал концепцию MVP. В своей книге «Бережливый стартап» Рис подчеркнул важность обучения в процессе разработки продукта, дав определение MVP:
«Минимально жизнеспособный продукт — это та версия нового продукта, которая позволяет команде собрать максимальное количество проверенных сведений о клиентах с наименьшими усилиями».
Минимально жизнеспособный продукт помогает менеджерам по продуктам быстро начать процесс обучения. Это самый быстрый способ пройти проверенный цикл обучения (Build-Measure-Learn) с минимальными усилиями и риском.
Схема бережливого стартапа — создание MVP — это эффективный способ минимизировать время прохождения цикла.
В отличие от прототипа, MVP используется не только для проверки дизайна или технических характеристик. Основная цель MVP — проверить фундаментальные гипотезы вашей бизнес-модели.
Минимально жизнеспособные продукты могут различаться по типу и сложности и не всегда являются «продуктами». MVP может быть чем угодно: от простых маркетинговых тестов, таких как привлечение трафика на целевую страницу, до живых прототипов (часто с отсутствующими функциями и ошибками).
Какова цель создания MVP?
Основная цель MVP — минимизировать затраты времени и усилий на тестирование реакции рынка на вашу идею, прежде чем создавать законченный продукт.
MVP могут помочь вам в бизнесе чтобы:
- Подтвердить гипотезы о продукте реальными данными.
- Сократить время выхода на рынок новых обновленных функций.
- Быстро обозначить ценность вашим ранним последователям и клиентам.
- MVP — это кратчайший путь, который приносит наибольшую пользу вашим первым клиентам и одновременно дает вам знания и опыт.
- Прежде чем создать полноценный продукт, протестировать свой продукт на соответствие рынку.
- Собрать достоверные данные о поведении пользователей, для формирования будущих продуктовых инициатив и стратегий выхода на рынок. MVP можно использовать в качестве ведущего компонента в процессе определения приоритетов вашего продукта, чтобы помочь вам принимать решения, основанные на данных.
- Расширить базу пользователей перед запуском.
- Устранить потери — сэкономьте деньги и время, которые в противном случае были бы потрачены на бесплодные идеи.
Примеры MVP от ведущих технологических компаний
Давайте продемонстрируем, как MVP работают на практике, показав несколько примеров самых успешных технологических компаний.
Dropbox
Вместо создания полноценного решения, которое потребовало бы преодоления экстремальных технических препятствий и месяцев разработки, Дрю Хьюстон (один из соучредителей Dropbox) создал простую трех минутную видео демонстрацию технологии. Видео, предназначенное для пользователей высоких технологий, объясняет, насколько легко использовать платформу для обмена файлами.
What is Dropbox? Explained! Original Dropbox Video [HD]
Видео привело к тому, что 75 000 человек буквально за одну ночь ждали приглашения на бета-тестирование. По слухам, сегодня Dropbox стоит более 10 миллиардов долларов.
В случае с Dropbox, Хьюстон использовал видео как минимально жизнеспособный продукт, чтобы подтвердить свою гипотезу о том, что людям нужна программа для обмена файлами, которая «работает как по волшебству». Десятки тысяч зарегистрировавшихся людей успешно подтвердили его гипотезу.
Трудно представить, что гигант социальных сетей Facebook когда-то был веб-сайтом, единственной целью которого, было общение между студентами Гарвардского университета. Thefacebook (самый ценный игрок Facebook!), как его тогда называли, был простой платформой, которая соединяла учеников из одних и тех же классов, позволяя им публиковать сообщения на общих досках.
Внедрив Facebook в очень узкий сегмент рынка, Цукербергу удалось утвердить свою идею и набрать критическую массу, которая впоследствии привела к стремительному распространению социальных сетей.
Uber
Когда Uber (тогда он назывался UberCab) был запущен в 2009 году, он работал только на iPhone или через SMS, и был доступен только в Сан-Франциско. MVP Uber было достаточно, чтобы доказать, что у идеи дешевого сервиса совместного использования есть рынок. Подтвержденные знания и данные из первого приложения помогли Uber быстро масштабировать бизнес до нынешнего уровня. Сейчас Uber оценивается примерно в 68 миллиардов долларов и работает почти в 80 странах мира.
Buffer
Сегодня Buffer является одним из ведущих инструментов планирования постинга в социальных сетях. Основатель Джоэл Гаскойн сделал что-то похожее на MVP Dropbox. Однако вместо видео смоук-тест представлял собой минимальную целевую страницу. Вот как выглядел Buffer MVP :
Пример MVP минимального жизнеспособного продукта — буферная целевая страница
По словам Джоэла:
«Цель этого двухстраничного MVP заключалась в том, чтобы проверить, захотят ли люди вообще использовать приложение. Я просто твитнул ссылку и спросил людей, что они думают об этой идее. После того как несколько человек использовали его, давая мне свою электронную почту, и я получил несколько полезных отзывов по электронной почте и в Твиттере, я счел его «подтвержденным».
Пошаговый процесс создания MVP
Существуют различные действия, которые можно использовать для проверки гипотезы о продукте и поиска MVP.
Процесс состоит из следующих шагов:
- Нарисуйте карту вашей экосистемы.
- Определите ценностное предложение для каждой заинтересованной стороны.
- Установите окончательный MVP.
- Определите самый большой риск
- Создайте свой путь значений.
Давайте углубимся в каждый шаг.
Шаг 1. Нарисуйте карту вашей экосистемы
Карта вашей бизнес-экосистемы — это диаграмма, отображающая всех пользователей, которые будут использовать ваш продукт. У вас могут быть разные категории людей, использующие продукт.
- Нарисуйте прямоугольник или кружок, представляющий каждую заинтересованную сторону: пользователей, клиентов, партнеров, медиаканалы, клиентов ваших клиентов и другие объекты.
- Затем определите ценность — то, что ваши пользователи получают от использования вашего продукта. Обратите внимание, что значение также может быть косвенным. Например, деньги, которые получают клиенты ваших клиентов.
- В-третьих, проведите черту, кто кому платит.
- Наконец, проиллюстрируйте, как распространяется ваш продукт — каналы маркетинга и продаж, которые используются для достижения конечных пользователей.
Шаг 2: Определите ценное предложение для каждой заинтересованной стороны
Какую выгоду получает каждый участник экосистемы и что они готовы отдать взамен? Каковы самые большие проблемы ваших пользователей и где вы можете принести наибольшую пользу?
Пример на основе маркетплейса:
- Клиенты получают увеличение дохода.
- Рекламодатели получают доступ к широкой целевой аудитории.
- Торговые партнеры сэкономят деньги и сократят затраты на привлечение клиентов.
- Конечные пользователи получают больше свободного времени с семьей.
Шаг 3: Сформулируйте окончательный MVP
Окончательные MVP проверяют гипотезы бизнес-модели, а промежуточные MVP проверяют компоненты бизнес-модели с высоким риском.
Чтобы определить ваш окончательный MVP, подумайте об основных функциях продукта, которые вы должны предоставить каждому заинтересованному лицу, чтобы достичь ценности, предложенную на предыдущем шаге. Опишите, как выглядит окончательный MVP.
Кроме того, на этом этапе вы должны определить, сколько пользователь будет «платить» за использование MVP, и что вы измеряете, чтобы определить жизнеспособность MVP — другими словами, ваши критерии успеха.
Шаг 4. Определите самые большие риски
Чтобы проверить критические предположения, наметьте и упорядочите риски бизнес-модели от высокого до низкого, и создайте из этого таблицу. Целью этого упражнения является выявление потенциальных препятствий и точек отказа на раннем этапе. Таким образом, вы минимизируете риск неудачи и больших финансовых потерь, прежде чем создадите полноценный продукт.
Шаг 5. Создайте свой путь ценности
На последнем этапе процесса вы наметите путь ценности — путь обнаружения клиентов, который приведет вас от того места, где вы находитесь сегодня, к вашему окончательному MVP. Из таблицы, созданной на предыдущих шагах, перечислите основные предположения, которые необходимо проверить для каждого риска. Скорее всего, у вас будут предположения, которые вам нужно будет проверить, используя смесь интервью с клиентами и характеристик прототипа/продукта.
Путь создания ценности состоит из промежуточных MVP, которые проверяют ключевые предположения. Первое заключается в том, существует ли реальный рынок того, что вы продаете. Этого можно добиться, создав простую целевую страницу и отслеживая клики по кнопкам «Купить».
Если это предположение подтвердится, следующим этапом станет доказательство того, что ваш продукт нравится людям. Чтобы проверить это предположение, можно предоставить бесплатные образцы вашего продукта в розничных продуктовых магазинах.
Если все пойдет хорошо, можно приступить к созданию полноценного продукта и подумать о таких вещах, как упаковка и фирменная этикетка.