Проблемы современной системы образования общеизвестны – они одинаковы практически в любой стране. Список недостатков действительно большой. Начнем с того, что базовое образование – не всегда качественное, а обучение в частной школе или престижном вузе – доступно далеко не всем. Стандартные программы зачастую дают ненужные или устаревшие знания. В эту «копилку» проблем можно добавить нехватку квалифицированных учителей и вал бесполезной бумажной работы, недостаток учебных часов, отсутствие оперативной обратной связи между разработчиками учебников и педагогами, переполненность классов, проблемы сельских школ и многое другое.
Между тем, именно в школе и вузе создается основа для целой жизни человека – способность к профессиональной и творческой реализации, а также возможность построить успешную карьеру и обустроить безбедную жизнь для своей семьи.
Впрочем, Нурсултан Дюсебаев, основатель казахстанского стартапа BeyimTech, являющегося участником Astana Hub, видит возможности решить многие проблемы современного образования с помощью современных технологий. О том, как искусственный интеллект, приложения и edutainment будут менять глобальный рынок знаний он рассказал изданию Er10.media.
«100 стартап-историй Казахстана» – совместный проект редакции Er10 Media и Astana Hub. Мы рассказываем о достижениях казахстанских стартапов и показываем наиболее яркие проекты. В числе героев есть участники Astana Hub, а также другие инновационные и технологические продукты и сервисы. Все материалы публикуются на трех языках – казахском, русском, английском.
– В чем уникальность и миссия стартапа BeyimTech?
– Когда мы только начинали наши исследования в 2021 году, уже тогда мы делали ставку на искусственный интеллект. Благодаря этому, наши продукты будут, опираясь на возможности нейросетей, предоставлять персонифицированный образовательный контент для каждого ученика. Что происходит сейчас. В классе есть один учитель, у всех одинаковые учебники и стандартная программа. Педагог не успевает охватить всех своим вниманием. По нашим расчетам, один учитель способен уделить индивидуальное внимание 12-ти ученикам. Получается, что еще 18 человек остаются без такой заботы. Это приводит к тому, что у учеников накапливаются пробелы в знаниях, которые потом приводят к низкой успеваемости.
Чтобы исправить ситуацию, родители зачастую подключают репетиторов, увеличивая и без того немалую нагрузку на ребенка. Это также часто вызывает стресс и не всегда приводит к положительным результатам. Бывают обратные ситуации, когда родители не в состоянии привлечь репетиторов и не следят за образованием детей, что в итоге выливается в безработицу и трудоустройство на низкооплачиваемых местах.
Еще одна проблема – все учебники стандартны, и не учитывают индивидуальных особенностей детей. А у авторов, учителей и учеников практически отсутствует оперативная обратная связь.
– Расскажите, как к вам пришла идея стартапа. От чего вы отталкивались?
– Во время пандемии в Казахстане появилась платформа OnlineMektep, которая стала совместным продуктом Назарбаев интеллектуальные школы и Bilim Media Group. Платформа привлекла около 2,5 млн учеников и 200 тысяч учителей. После окончания пандемии, когда онлайн-обучение стало реальностью во всем мире, возник вопрос, какой должна быть цифровая платформа, чтобы она действительно приносила пользу всей системе образования, давала твердые знания, а также помогала ученикам и учителям. Мы видели, что OnlineMektep работает, но по сути это «кликабельный электронный учебник» со стандартной информацией. Мы понимали, что это уже устаревший формат.
Именно тогда, в 2021 году, появился research-проект BeyimTech на базе НИШ. Мы задались вопросом, какой должна быть идеальная обучающая онлайн-платформа будущего. Мы запустили очень большое и глубокое исследование онлайн-обучения. Наша команда проанализировала более 40 образовательных сервисов, таких как Blackboard, Duolingo, Moodle и Canvas, изучала методологию и образовательные программы, привозила в Казахстан иностранных экспертов для консультаций. Исследования заняли примерно год-полтора, и за это время у нас появилось примерное видение будущей платформы. Далее мы начали работу непосредственно в 20 школах, где мы внедрили несколько образовательных сервисов в качестве эксперимента. Мы анализировали, насколько электронные платформы способны усовершенствовать процесс обучения. Так, мы в течение 3 лет благодаря глубоким научным исследованиям создавали методологию онлайн-обучения.
После этого, мы поняли, что готовы создать собственную образовательную платформу на основе полученных данных. Мы начали формирование команды стартапа BeyimTech и поиск инвестиций.
– Чем вы отличаетесь от казахстанских и глобальных конкурентов?
– Мы хотим создать передовое образовательное пространство сначала в Казахстане, а далее в глобальном масштабе. В планах стать EdTech-платформой, которая войдет в число лучших образовательных сервисов мира. На данный момент мы формируем SuperApp, который состоит из нескольких продуктов. Один из них Beyim AI. Это социальная сеть для обучения, где ученик может почерпнуть различные знания, как по основной программе, так и получить дополнительные материалы. Второй продукт Beyim Synaq помогает подготовиться к экзаменам.
В целом наше приложение пересматривает концепцию образования – мы планируем сделать иго индивидуальным, больше заточенным на потребности ученика, и способным давать правильные рекомендации ребенку, педагогу и родителям.
Еще стоит отметить, что большинство стартапов решают какую-то одну точечную проблему. Мы же создаем образовательное супер-приложение, которое станет настоящей экосистемой непрерывного школьного обучения. Это будет примерно как Kaspi.kz, только в образовании.
– В чем вы видите ваше преимущество?
– Думаю, что это возможность работать с НИШ. Это не просто школы – это фактически параллельная система образования с лучшими учителями, продвинутыми методиками обучения, огромными ресурсами и международным признанием. НИШ генерирует огромное количество высококачественного контента, который мы имеем возможность внедрять у себя в приложении.
Более того, у нас есть возможность тестировать свою методологию и разработки. В этом плане мы находимся в уникальном положении. Мало какой стартап имеет возможность три года разрабатывать и тестировать свои гипотезы, а также проверять продукт на тысячах пользователях, получая мгновенную обратную связь.
– Какая у вас модель монетизации?
– Пока мы тестируем модели монетизации и не пришли к окончательному выводу. Одна из наиболее вероятных моделей – это freemium. Основной контент будет бесплатным, а какие-то дополнительные фичи будут предлагаться за плату. Такая модель позволит нам показать высокое качество нашего продукта максимальному количеству пользователей. Думаю, что за год мы сможем таким образом получить более миллиона пользователей. Также у нас есть коммерческие предложения для B2B и B2C. Мы готовы подключать к своей платформе учебные заведения.
– На какой стадии сейчас находится стартап?
– Сейчас наш продукт находится на стадии MVP. Beyim.ai был запущен в мае – им уже пользуются в НИШ в качестве эксперимента и с целью получения новых исследовательских данных. Приложением пользуется 25 тысяч учеников и 2 тысячи педагогов по всему Казахстане.
Приложение Beyim Synaq мы запустили примерно в феврале. Там примерно 25 тысяч скачиваний и 11 тысяч пользователей.
– Какие рынки планируете покорять и в каких странах намерены масштабироваться?
– У нас уже есть контакты с зарубежными партнерами. С ними мы планируем внедрять B2B-решения. Мы смотрим в сторону ОАЭ и в частности города Дубай, изучаем потребности этой страны и ездим туда на презентации. Также мы представляли Казахстан на выставке в Лондоне, где у нас тоже были интересные переговоры и запросы. Вероятно, первым рынком в Европе для нас станет Великобритания. Также мы участвовали в education-конференции в Южной Корее по приглашению министерства образования этой страны.
– То есть, у вас уже есть договоренности и интерес со стороны других стран.
– Да, изначально мы развивали проект, в качестве инновационной образовательной платформы, которая могла бы работать в любой стране и во всем мире. Именно поэтому мы привозили экспертов из США, а стратегическим партнером у нас стал Arizona State University. Они нам помогали строить методологию обучения.
– Подскажите, вам нужны инвестиции для развития проекта?
– Да, мы сейчас готовы привлечь инвестиции на масштабирование. Конечно, участие инвесторов – это вопрос переговоров, но думаю, что средний чек мог бы составить $400 тысяч.
– Планируете стать международным единорогом?
– До этого конечно далеко, но к этому стремиться каждый стартап. Первая цель – попасть в Top-100 глобальных образовательных платформ.
– Каким вы видите будущее своего стартапа и вашей отрасли? Как будут развиваться технологии?
– Когда мы запускали стартап в 2021 году, мы закладывали в продукт возможности искусственного интеллекта. За три года произошел настоящий бум этой технологии. Она стала более доступной и продвинутой. И я вижу, будущее образовательной сферы и нашего продукта в тесном взаимодействии с искусственным интеллектом.
Нашу платформу я вижу в качестве глобальной профессиональной социальной сети для учителей наподобие LinkedIn или Instagram, но которая будет работать в формате edutainment.
Если говорить в целом об EdTech, то он тоже идет в сторону искусственного интеллекта и большей персонализации. Человек будет открывать приложение и учиться по индивидуальной программе, настроенной и соответствующей намеченным целям. Вместо стандартных учебников дети получат, адаптированные под их нужды и особенности, персональные программы. Цель – дать качественный контент в правильное время каждому ребенку
– Как вы считаете, в Казахстане созданы комфортные условия для развития стартап-индустрии?
– BeyimTech – это мой четвертый стартап. Я запускался не только в Казахстане, но и в Кремниевой долине. В целом, я могу сравнивать ситуацию в динамике. Конечно, в плане развития инновационных отраслей мы отстаем от США и Европы. Там есть очень крупные инвесторы и средства. Но за 10 лет ситуация в сфере казахстанских стартапов значительно улучшилась. Проделана большая работа. Появились акселерационные программы, есть поддержка от Astana Hub, проводятся большие конференции, такие как CEVF, Digital Bridge и другие. В Алматы и Астане много стартапов и есть большое профессиональное комьюнити. Теперь, думаю, что необходимо сконцентрироваться на регионах и обеспечить местных ребят научной и финансовой базой для развития.