В последние годы мир массово перешел на дистанционку – работа, обучение, совещания, собеседования и даже экзамены стали плавно перетекать в режим онлайн. И вот с проверкой знаний поначалу возникла серьезная проблема. Что если студент во время тестирования пользуется шпаргалками, программами-помощниками или вообще посадил вместо себя друга-отличника? Эти студенческие уловки выглядят забавно, но вряд ли кто-то захочет записаться на прием к врачу, экзамены за которого сдал другой человек.
Чтобы экзамены были честными, во всем мире стали разрабатывать системы прокторинга, которые позволяют следить за проведением тестирования в онлайн-режиме. В частности такие системы способны подтверждать личность экзаменуемого, отслеживать использование стороннего ПО на компьютере, подключение второго экрана и прочие уловки, которые могут использовать нерадивые и недобросовестные студенты.
О том, как система OES делает экзамены и собеседования прозрачными, изданию Er10.media рассказал Абай Етекбаев – основатель стартапа OES, являющегося резидентом Astana Hub.
Следите за развитием казахстанского стартап-движения в рубрике «100 стартап-историй Казахстана» — совместном проекте ER10 Media и Astana Hub. Мы рассказываем о достижениях казахстанских стартапов и показываем наиболее яркие проекты. Среди героев — участники Astana Hub, а также создатели других инновационных технологических продуктов и сервисов. Все материалы доступны на казахском, русском и английском языках.
– Как появился ваш стартап и почему вы попали в сектор образования?
– На рынке IT-разработки мы с 2015 года. Изначально мы занимались созданием сайтов и простых информационных систем, настройкой и ведением интернет-рекламы. Эти продукты мы создавали «под ключ», как правило, для частных коммерческих структур. Постепенно мы перешли на разработку порталов и сложных информационных систем для государственных учреждений.
Однажды мы разработали для одного казахстанского вуза платформу LMS (Learning Management System) для онлайн-обучения, где есть электронная зачетная книжка, функции вебинаров, расписание занятий и экзаменов. Правда, она не стала популярной из-за сложности внедрения и наличия бесплатных аналогов.
– Почему вы решили заняться разработкой системы прокторинга? Это был личный опыт или вы смогли определить боль рынка?
– На самом деле, наши действующие и потенциальные клиенты – образовательные учреждения – постоянно спрашивали нас о системе прокторинга. Мы поняли, что продукт востребованный, и решили попробовать свои силы в этой сфере.
Оценив этот рынок, конкурентов и перспективы, мы подумали, что можно сконцентрировать свои усилия на этом направлении. И вот, в 2019 году мы решили создать систему прокторинга. Мы изучили рынок СНГ и мира, проанализировали сильные и слабые стороны конкурентов. Но тогда это была еще рабочая идея, которую мы пока не решились осуществить.
Однако, зимой 2019 года один из клиентов заказал у нас услугу прокторинга. Мы принялись за работу и через некоторое время представили заказчику первую версию системы, на которую он подписался. Конечно, это была только первая версия продукта без идентификации лица, уведомлений и прочих современных фишек. Там были основные функции такие как запись веб-камеры, рабочего стола и звука для дальнейшего пересмотра видео результатов. Но самое главное, наша программа работала и выполняла свои функции.
А потом «пришла» пандемия, и многие вузы перешли на онлайн-обучение. Естественно, возникла острая потребность в системах прокторинга. И тогда пришел наш звездный час.
– Как вы завоевывали рынок?
Изначально, в отличие от конкурентов, которые устанавливают цену за каждый экзамен, мы решили зайти на рынок с доступными и привлекательными ценами. Мы предложили клиентам дисковое пространство объемом 10 TB за фиксированную цену в 450 тысяч тенге. Условно говоря, вуз мог за эту сумму провести до 30 тысяч сеансов при средней стоимости одного экзамена в 15 тенге. Для сравнения, российские конкуренты брали за 1 экзамен от ста до двухсот рублей в зависимости от функционала. Наши услуги обходились гораздо дешевле.
Благодаря этой ценовой политике, в первую «пандемийную» сессию мы смогли поработать с 15 учебными заведениями и заключили договоры. По итогам мы начали дорабатывать нашу систему «OES», создав полноценную первую версию продукта. К нынешнему времени уже используется четвертая, а в разработке находится пятая версия платформы. Могу сказать, что система на 100% создана в Казахстане.
– Насколько высока конкуренция в вашем секторе?
– В целом, на отечественном рынке в сфере прокторинга работают три основных казахстанских компании: наша OES, Oqylyq.kz и Platonus.
Клиенты выбирают нас за то, что наша платформа работает очень стабильно, и есть хорошая поддержка. Кроме того, OES способна выявлять технические проблемы, например, если у компьютера нет подключения к веб-камере или доступа к экрану. Система может предложить варианты решения – перезагрузить компьютер, дать доступ камере, отключить антивирус и другие.
– Расскажите об основных функциях платформы OES.
OES полностью контролирует камеру, микрофон и экран пользователя во время всего экзамена с помощью искусственного интеллекта, системы сomputer vision и других модулей. Проверяющий получает подробный отчет с аналитикой поведения пользователя. На основании этих данных экзаменатор может понять, насколько честно студентом был пройден экзамен. Каждое несоблюдение регламента имеет свой рейтинг. Если студент допустил серьезные нарушения, тестирование может быть аннулировано.
В OES есть следующие функции: распознавание лиц с точностью 99%, проверка исправности оборудования, фиксация наличия посторонних людей, поворота головы в стороны и попытки копирования и вставки текста, контроль браузера и рабочего стола, обнаружение и блокировка 2-го монитора определение отсутствия и подмены пользователя, блокировка правой кнопки мыши, фиксация и регулировка уровня шума, антиспуфинг (выявление, когда пользователь вместо живого лица показывает фотографию) и много другое.
Также, студент сможет просканировать QR-код при помощи смартфона для подключения второй камеры, и поставить ее сбоку, чтобы был двойной обзор, исключающий использование бумажных шпаргалок.
Также, можно упомянуть, что система позволяет осуществлять разные виды прокторинга – асинхронный, автоматический и синхронный. То есть, в зависимости от ситуации, тестирование может проходить в присутствии экзаменатора или в автоматическом режиме с предоставлением отчета и видеофиксации. Система очень гибкая и имеет множество возможностей.
– А может ли студент обмануть систему прокторинга?
– Теоретически, можно обойти любую систему прокторинга, если знать способы и быть технически очень серьезно подкованным. Поэтому мы постоянно совершенствуем продукт, а система фиксирует любые подозрительные действия, сообщая о них экзаменатору.
Сейчас мы готовим апдейт системы, который позволит контролировать и блокировать удаленное подключение других пользователей с помощью таких программ, как TeamViewer и AnyDesk. Будет фиксироваться подключение второй мыши или клавиатуры, анализ сетевых соединений, анализ технических характеристик компьютера пользователя. Система сможет отключать сторонние программы, которые могут повлиять на прохождение экзамена.
В своей пятой версии OES превратится в полноценный киоск для сдачи экзаменов и тестов.
– Ваша система используется где-то кроме объектов образования?
– Да, это отличный инструмент для HR-специалистов. С помощью OES можно подбирать персонал, проводить внутреннюю и внешнюю аттестацию, а также сертификацию и оценку кадров. У нас уже есть клиенты, которые задействуют систему в HR.
– Ваш стартап можно назвать устоявшимся серьезным бизнесом. О каких достижениях вы могли бы рассказать?
– Сегодня мы работаем чуть более с 30 клиентами. С помощью OES проведено около 1 млн экзаменов, при этом нашим рекордом стало проведение сразу 10 тысяч сеансов одновременно.
Также стоит рассказать об еще одном нашем продукте – вебинарной системе OES С ее помощью можно проводить онлайн-занятия и переговоры со студентами. Продукт имеет такие функции, как видео- и аудио-связь, статусы, чат, запись занятия, демонстрация экрана, загрузка презентаций, голосование и вспомогательные инструменты в виде маркера, карандаша, ластика и прочее.
Система выдерживает нагрузку до 2000 одновременных соединений без ограничений в количестве комнат.
– С какими проблемами вы сталкивались по мере развития стартапа? Как вы с ними справились?
– В основном, это были технические сложности. Система прокторинга – довольно сложная в техническом плане и требовательная к ресурсам. Необходимо получать от пользователя видео и аудио, записывать и анализировать данные. Создание надежной и отказоустойчивой системы было наиболее сложной задачей.
– Вы планируете масштабироваться на других рынках? Какие страны хотите покорить в первую очередь?
– Да, в планах масштабироваться на соседние страны – Узбекистан, Азербайджан, Армения и Кыргызстан. Пока в качестве потенциальных рынков мы рассматриваем государства СНГ.
– Как вы видите главную миссию вашего стартапа? В чем она заключается?
– Очень важно, чтобы экзамены проходили честно. Так мы сможем гарантировать, что на ключевой позиции будет работать действительно квалифицированный специалист, а не случайный человек, прошедший тестирование мошенническим способом.
Кроме того, система прокторинга препятствует коррупции. Условно говоря, преподаватель не сможет поставить студенту хорошую оценку за вознаграждение. Мне кажется, что системы прокторинга сегодня выполняют очень важную роль.
– Какой вы видите вашу отрасль через 5-10 лет?
– Думаю, что все больше процессов уйдет в онлайн. Экзамены, совещания, собеседования и многое другое. Соответственно, системы прокторинга будут развиваться и совершенствоваться, чтобы исключить случаи мошенничества и повысить прозрачность многих процессов. Активно будет внедряться искусственный интеллект, который автоматизирует многие функции. На самом деле, системы прокторинга решают много болей клиентов, просто не все еще это осознали.