Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / 100 стартап-историй Казахстана / Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

И без того трудный процесс грузоперевозок усложняется воровством грузов в Казахстане. По статистике, около 15% фур, перевозящих груз по стране, становятся жертвами мошенников. В результате компании теряют миллионы. Причинами данной проблемы являются неоцифрованность логистических процессов и отсутствие прозрачности. Стартап Biny.co решает эти задачи, предоставляя бизнесам гарант качества, а водителям возможность уйти от недобросовестных посредников. Фаундер компании, Асет Хасенов, рассказал редакции ER10 Media о том, как своей деятельностью Biny.co меняет логистику в стране и возрождает Великий шелковый путь.

Следите за развитием казахстанского стартап-движения в рубрике «100 стартап-историй Казахстана». Это совместный проект редакции ER10 Media и Astana Hub. Мы рассказываем о достижениях казахстанских стартапов и показываем наиболее яркие проекты. В числе героев есть участники Astana Hub, а также другие инновационные и технологические продукты и сервисы. Все материалы публикуются на трех языках – казахском, русском, английском.

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

Рынок в 2 миллиарда долларов не был оцифрован

— Вы работали в найме или у вас был другой бизнес до создания стартапа?

Я изначально работал юристом в “Казатомпроме”, в одном из его дочерних предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью. Базовый бэкграунд у меня юридический: я окончил юрфак в Казахстане, потом учился международному праву в Германии. После полутора лет в “Казатомпроме”, где я дошел до должности директора юридического департамента, я начал бизнес в сфере грузоперевозок и курьерских отправок. Это была моя первая компания, она называлась LOTS. Параллельно у нас было несколько компаний, которые занимались колл-центром, а также небольшое агентство по продвижению. Мой фокус был направлен на курьерские службы, а потом из этой же увлеченности родился стартап Biny.co.

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

Почему именно грузоперевозки? 

Это достаточно разрозненный рынок — здесь нет общих правил, только какие-то понятийные, с “запахом” 90-х годов. А так как ничего не оцифровано, стартап может произвести здесь максимальный эффект. Кроме того, рынок своего стартапа мы сейчас оцениваем в 2 миллиарда долларов, и это только по Казахстану. Да и вообще, логистика занимает сейчас 30% любой экономики, и это является самым важным фактором лично для меня. Кофе, который вы пьете по утрам, доставляем либо мы, либо наши конкуренты. Даже в самих зернах лежит стоимость доставки. Стаканчик, в который наливают кофе, тоже откуда-то едет, поэтому рынок неограниченный и расти можно тоже в неограниченном количестве.

— С какими проблемами ниши вы сталкивались лично?

Когда мы с командой только запустились, нас бойкотировали посредники, называя мошенниками и ворами. Они не хотели, чтобы водители подключались к нашему приложению Biny.co и узнавали, как их дурачат. Увидев реальную стоимость заказа, водители никогда не возвращаются к посредникам. Первое время работы нашего стартапа получалось так, что мы выдавливали таких посредников с рынка, что мы посчитали хорошим звоночком: значит, мы идем в нужном направлении.

Были и другие кейсы, когда наши грузы пытались воровать, но, к счастью, мы с разработчиками придумали защитную историю, когда водитель валидируется через FaceID и мы проводим определенные действия для того, чтобы узнать всю его деятельность. У нас есть открытые подключения к государственным базам данных, мы даже знаем, берет ли водитель кредит, где он находится и что сейчас делает. То есть мы погрузились в водителя и его верификацию, чтобы достоверно предоставлять нашим клиентам правильных исполнителей. В любом заказе, который отправляет бизнес, что бы он ни производил, находятся его нынешние и будущие деньги. А значит, мы ответственны за этот груз и должны предоставлять максимальное качество нашим клиентам.

Все под контролем

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

А как именно работает ваше решение, из чего оно состоит?

Наша система — это одно приложение, которое состоит из разных микросервисов и глобально выглядит так:

  1. Отдельное клиентское приложение для пользователей, которые отправляют грузы. 
  2. Отдельное клиентское приложение для транспортных компаний, которые хотят перевозить через нас грузы и находить заказы.
  3. Приложение для водителей, которые могут найти себе заказы через мобильное устройство. 

Внутри компании мы с разработчиками называем это системой коммуникаций. Ведь водитель видит, куда ему надо подъехать, где находится склад, какой вес у груза и какова его стоимость. Клиент, в свою очередь, заранее знает, во сколько и какой приедет водитель, сколько будет стоить перевозка. Все данные загружаются автоматически: создается онлайн-заявка, выписывается доверенность — все автономно.

Когда водитель приезжает в отмеченную точку, срабатывает кнопка “завершение заказа”: только в этот момент он может нажать на нее. А сам клиент должен подтвердить, что он получил груз. Только после этого наша система позволяет водителю получить свои деньги.

Таким образом, мы создали систему коммуникации и место с прозрачными правилами. За их нас любят и водители, уверенные в прозрачных процессах, и клиенты, которые ценят стабильность и честность. Даже процесс страхования продуман: полис автономно высылается в страховую компанию, когда машина загружается. Все это приносит клиентам чувство безопасности.

Получается, к вашим клиентам относятся и частные пользователи, и бизнес?

— Да, у нас сейчас три больших портрета клиентов:

  1. B2B Enterprise компании.
  2. МСБ-сегмент.
  3. Водительский сегмент.
Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

— Какая команда стоит за созданием вашего стартапа?

— Над стартапом сейчас трудится 24 человека, и каждая команда занимается четкими бизнес-процессами:

  1. Команда разработки, весь технологический и продуктовый стек собираются и возглавляются мной.
  2. Операционная команда находится под управлением операционного руководителя. Туда входят модераторы, которые заводят водителей в наше приложение и помогают им верифицироваться, ордер-менеджеры, которые наблюдают за создающимися заказами.
  3. Коммерческая команда привлекает клиентов и внедряет их.
  4. Финансовая команда.

— Как, будучи юристом, вы разбираетесь в технических процессах и полностью управляете ими в стартапе?

Я параллельно учился с ребятами-разработчиками, потому что мне стало скучно. По сути, мир юриспруденции, особенно в Казахстане, мне стал понятен, и я погрузился в разработку. С 2021 года мы создавали общий продукт, я вместе с ребятами подтягивался в части разработки. Мы учились и сами придумывали алгоритмы: получается, не зря проводили карантинное время.

— На каких рынках вы сейчас представлены и куда планируете выйти в будущем?

Помимо Казахстана, мы уже оперируем в Узбекистане, частично в России и планируем выходить в Кыргызстан. Далее в наших планах Китай, Юго-Восточная Азия и MENA. На все эти рынки мы собираемся выйти в 2025 году.

Сейчас мы реструктурировали компанию, чтобы нам было легче открывать филиалы и представительства, так как наша нынешняя правовая система недостаточно гибкая для развития региональной сетки. Отныне каждым регионом будет управлять отдельное юридическое лицо. Дело в том, что у нас сейчас есть водители из Узбекистана, России и Беларуси, а это накладывает на нас большие налоговые риски. Мы каждый день консультируемся по поводу законодательства о платформенной занятости и надеемся, что оно вскоре заработает.

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

— Каким кейсом своего стартапа вы гордитесь больше всего?

Мы получаем много приятных отзывов, потому что помогаем сильно сократить расходы клиентам. Одной компании сократили 65 миллионов годового бюджета благодаря нашей системе. Услуги Biny.co выходят намного дешевле, чем у транспортной компании или найма через посредников. К тому же мы даем платформенный сервис, которого нет ни у одного экспедитора, и за счет этого у нас хорошая синергия с клиентами. Чтобы прийти к такому результату, понадобились годы работы.

— А сколько всего Biny.co существует на рынке?

Уже второй год.

— Расскажите, как вы зарабатываете на своем решении.

Мы зарабатываем на разных вещах и пока не знаем, что из них приносит наибольшую прибыль: 

  1. Страхование.
  2. Плата от клиента за каждую перевозку.
  3. На водителях мы никак не зарабатываем, но хотим в ближайшее время внедрить премиум-подписку по их просьбе, чтобы заказы можно было видеть заранее и бронировать их быстрее.

—  Водители приходят к вам со своими грузовиками или ваша компания предоставляет и их тоже?

У водителей свои грузовики, но они просят, чтобы мы сделали систему лизинга. Пока мы не готовы финансово для предоставления такой возможности, но видим в этом перспективное решение для будущего. 

Что вы еще планируете в ближайшем будущем?

Мы планируем запуститься в некоторых новых регионах, разработать B2C-сегмент для клиентов и сделать им мобильное приложение. Они привыкли к сервису нашего портала, но хотели бы видеть его в своем телефоне. Также в 2025 году мы планируем запустить историю с мелкими консолидированными грузами. У пула наших клиентов не хватает возможности нанимать полные траки, поэтому они готовы консолидироваться и отправлять небольшой объем. Кроме того, мы хотим сделать цифровой склад, который позволит клиенту отправить свой груз через наше мобильное приложение. Он будет автономно сканироваться и добавляться в стоимость доставки, а дальше клиенты смогут отслеживать посылку между городами и странами.

Доверяй, но проверяй

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

— Конкурируете ли вы с маркетплейсами?

Маркетплейсы не совсем конкуренты, но при этом на рынке очень “большие”. У них много клиентов, потому что зайти к ним может каждый. А в Biny.co модерируют и водителей, и клиентов. Например, в маркетплейсе далеко не факт, что к вам приедет верифицированный водитель и не угонит ваш груз. Проблема с угонами груза в Казахстане сейчас действительно глобальная. Над этим работает какая-то банда. Они через маркетплейсы видят какой-то заказ, предлагают более дешевую сумму заказа, находят себе водителя, который едет в другую сторону, и обещают заплатить ему деньги. Машина встает на погрузку, и при этом клиент думает, что договорился с кем-то о доставке груза в нужное место, и водитель считает, что едет в необходимое направление. Однако машина разворачивается в другую сторону, водитель ни при чем, а клиент не знает, к кому обращаться. В этом и состоит проблема маркетплейса. Есть выбор: работать по-старому и нести риски или использовать безопасную платформу. У нас даже есть кейс, когда человек потерял многомиллионный груз таким способом. 

— Тогда кто является вашими конкурентами?

Это все CRM-системы, которые позволяют менеджерам отдела логистики вести какие-то перевозки. Но наше отличие в том, что мы предоставляем систему бесплатно и сами находим водителя. Клиенту нужно просто разместить заказ и нажать на кнопку. То есть мы не делаем дополнительный цикл, не придумываем лишнюю работу клиенту: мы упрощаем ему клиентский путь, чтобы быстрее отправить заказ и разгрузить свои склады.

Ошибки = опыт = рост

— Как вы набираетесь профессионализма по мере роста вашего стартапа?

Недавно мы попали в акселерацию Google for Startups, что было для нас неожиданно. Идею податься в эту программу предложил мой маркетолог. Раньше мы считали себя бизнесом, а не стартапом, так как сделали платформу на свои деньги, у нас уже был раунд инвестиций. Но при этом в акселерации нам очень нравится, мы получаем достаточно много знаний.

Также нам помогают челленджи. Каждый день пытаемся исправить то, что сломано. Зачастую мы себе ставим недельные цели и либо достигаем их, либо собираем другую гипотезу и обратно встречаемся с этой проблемой. То есть мы растем через решение собственных проблем.

Стартап Biny.co улучшает грузоперевозки и возрождает Шелковый путь

Судя по всему, ваша команда работает как единый организм. Как вам этого удалось достичь?

Надо не мешать сотрудникам, если возникают конфликты. Нужно давать им самостоятельно решать задачи. Я, как руководитель, предоставил своей команде возможность очень много обжигаться, ошибаться, тратить деньги, совершать провалы. Я ассоциирую своих сотрудников с детьми, и это помогает мне лучше контролировать себя как руководителя. По сути, ролевые модели детей и сотрудников очень похожи. Я думаю, что они должны чаще ошибаться и чаще получать опыт. Чем больше они умеют решать проблем, тем более самостоятельными они станут в будущем. Такой я использую философский подход: стараюсь им не мешать. Вмешиваюсь только в случае инвестиционных вопросов, больших договорных процессов и каких-то крупных проблем.

У нас есть корпоративная политика, и наш операционный директор Алтынай построила здоровую рабочую экосистему. Благодаря ей каждый человек знает, на какую позицию зайдет, что ему надо делать для того, чтобы вырасти, и как это окупится. Мы смотрим на то, какой перформанс выдает наш сотрудник, но если за 2 месяца этого не происходит, мы увольняем человека. Если перформанс есть, то мы пропускаем его вверх по карьерной лестнице. То есть рост у рядового менеджера до какой-нибудь руководящей позиции может произойти за один год, если перформанс ежеквартальный или более частый.

“Все будут зарабатывать, пока идет караван”

Вы планируете в будущем сами руководить бизнесом, нанять генерального директора или продать компанию?

Пока сил хватает, я буду руководить компанией. Но как только почувствую, что ограничиваю ее рост, спокойно превращусь в акционера и найму хорошего управленца. Однако предел пока не достигнут, и поэтому я работаю. Как стану ненужным, уйду из Biny.co и буду отдыхать.

Какой спорт вы могли бы ассоциировать со своим стартапом?

Первая ассоциация — 24 часа Ле-Мана, автомобильные гонки на выносливость. Мы тоже марафонцы и работаем на уровне выносливости.

Какая у вас миссия? 

Изменить мир к лучшему. Я понял, что если я один — маленький винтик — что-то делаю, это не факт, что мои действия повлияют на всех. Поэтому я взял такую глобальную для себя задачу: изменить экосистему логистики в Казахстане, чтобы она стала лучше. Я хочу предоставить доступ в один клик в мир транспорта и логистики, чтобы Казахстан все-таки стал большим транзитным хабом, через который проходят все грузы. И пока караван с грузом идет, пусть зарабатывают все. Мы же понимаем, что транзитные машины и самолеты будут останавливаться: покупать топливо, обслуживаться, питаться и отдыхать. Все это принесет дополнительный заработок в общую кассу. Такие небольшие у меня планы

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Теги статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *