На посту министра Багдат Мусин запомнился неординарными решениями в сфере IT и цифровизации. Сейчас, будучи председателем правления АО "Казахтелеком", он не только развивает телекоммуникации, но и остается амбассадором IT-индустрии. Багдат Мусин дал эксклюзивное интервью изданию ER10 Media в полях форума Digital Almaty, где рассказал про искусственный интеллект, DeepSeek, воспитание молодых талантов и проблемы образования и здравоохранения.
— Давайте поговорим о ключевой теме форума Digital Almaty 2025 — искусственном интеллекте.
— Искусственный интеллект базируется на конкретных столпах:
- Hardware — железо, которое позволяет тренировать модели и создавать крутые продукты. А железо сегодня — это чипы от NVIDIA.
- LLM, большая языковая модель — раньше были американские и западные модели, а недавно появился DeepSeek, который доказал, что никто на этом рынке не будет держать монополию. Сидя в Казахстане, можно создавать продукты в сфере ИИ на вычислительных мощностях за пределами страны.
![Багдат Мусин: как Казахстану стать лидером в ИИ, не упустить крутые стартапы и улучшить медицину](https://er10.kz/wp-content/uploads/2025/02/2-3.jpg)
— Какие основные цели в искусственном интеллекте вы видите перед Казахстаном?
— Я считаю, что Казахстану не нужно концентрироваться на создании языковой модели. Это стратегическая задача, но сейчас вопрос стоит в том, кто быстрее научится применять эти инструменты и выпускать конкретные продукты, автоматизировать или убирать рутинные бизнес-процессы. Не нужно посыпать голову пеплом из-за того, что мы не придумали Oracle, IMB или Microsoft: Казахстан стал одним из лидеров по электронному правительству. С искусственным интеллектом та же история: мы не придумали большую языковую модель или чипы NVIDIA, но можем качественно применять их для решения конкретной задачи. Здесь и сейчас требуются прикладные решения на основе уже созданных столпов ИИ: изобретать фундамент по-новому не нужно.
— На что конкретно это повлияет?
— Думаю, что искусственный интеллект способен изменить наше госуправление. Если раньше законы писались годами, шел долгий поиск ошибок, то при правильном применении ИИ это можно будет сделать за месяц. То же самое и по налоговому администрированию: надо закрыть конкретные "дыры" и получить рекомендации от искусственного интеллекта.
— Какой вклад в эти процессы вы планируете внести?
— Как Казахтелеком, мы хотим выступить той организацией, которая помогает ИИ-стартапам во взаимодействии с государством. По себе знаю, как сложно добраться до некоторых министерств и госслужащих, и предложить им конкретную идею. Как большой телеком-оператор, имеющий выход к госструктурам, мы можем правильно "обернуть" стартап и, сотрудничая с ним, более презентабельно продавать эту идею.
![Багдат Мусин: как Казахстану стать лидером в ИИ, не упустить крутые стартапы и улучшить медицину](https://er10.kz/wp-content/uploads/2025/02/3-3.jpg)
— Сегодня на стартап-баттле Industrial AI Battle вы наградили стартап Pleep десятью тысячами долларов от имени Казахтелекома. При том, что другие члены жюри не выделили этот стартап. Расскажите, почему вы это сделали?
— Фаундеру 17 лет! В его возрасте я занимался веб-сайтами, и в 2003 году это было в новинку. То же самое происходит сейчас в сфере искусственного интеллекта. Семнадцатилетние ребята могут создавать продукты и решать конкретные проблемы. Не надо думать, что основать стартап можно только после окончания университета — это доступно со школьной скамьи. Все настолько упрощается и ускоряется, что никакого специального образования не требуется: нужна смекалка, базовая математика и базовое программирование — и вы уже поймете, как создавать продукты и выходить на рынок.
Сейчас происходит бум креативной индустрии: есть Скриптонит, Айсултан Сеитов и другие звезды. Многие проявляют себя в казахском рэпе и другом творчестве. Думаю, что в ИИ тоже нужна такая талантливая молодежь, у которой просто есть идеи и нет границ. Они убирают рамки и придумывают что-то новое, а искусственный интеллект даже сам может помочь воплотить их идею в жизнь.
— Что вы думаете о DeepSeek, который изменил правила игры в ИИ-отрасли по словам Премьер-министра РК Олжаса Бектенова?
— Потребовалось всего два года, чтобы появился конкурент OpenAI. А еще недавно это была чуть ли не самая топовая компания, в которую все верили. Для сравнения, для появления Android как конкурента Microsoft потребовалось 20 лет.
Больше всего в этой истории меня поражает то, что у китайцев был дефицит чипов (американцы им их не продавали). Но они смогли сделать DeepSeek в ограниченных условиях. Они думали, как оптимизировать свой код для того, чтобы использовать меньше ресурсов и меньше грузить видеокарты. К тому же, китайцы нашли инновационный способ по проверке корректности работы искусственного интеллекта. Если раньше для тренировки ИИ садили (условно) тысячу человек и просили их подтвердить правильность ответа на один и тот же вопрос, то китайцы написали робота, который проверяет всю информацию. Я думаю, что такие технологические инновации, они на самом деле рождаются вот именно в ограниченных условиях.
![Багдат Мусин: как Казахстану стать лидером в ИИ, не упустить крутые стартапы и улучшить медицину](https://er10.kz/wp-content/uploads/2025/02/4-2.jpg)
— Возможно ли такое в Казахстане?
— У нас тоже ограниченные условия. Нет GPU (графический компьютер), суперкомпьютеров и так далее. Но люди, которые хотят создавать значимые продукты, находятся в вакууме, в котором эти достижения будут возможны. Сегодня на стартап-баттле мы видели несколько инновационных решений, которые на самом деле способны изменить мир.
Некоторые стартапы могут заработать здесь и сейчас на волне ИИ, а другие погружаются глубоко, например, в исследование почвы или медицину. Arlan Biotech, например, создает нанотела с помощью ИИ. Это интересный стартап, который в будущем должен поглотиться большими фармкомпаниями за миллиарды долларов.
Важно отметить, что для развития искусственного интеллекта нужен человеческий капитал. То есть, как я упомянул ваше, талантливые, креативные и творческие люди, знающие основы IT. Для этого в Федерации спортивного программирования, которую я возглавляю, мы прививаем детям навыки программирования. Это поможет им уже в 14-17 лет придумывать идеи и собственноручно их реализовывать.
Все крутые идеи рождались в гаражах и маленьких комнатах. Думаю, что у нас тоже это возможно.
![Багдат Мусин: как Казахстану стать лидером в ИИ, не упустить крутые стартапы и улучшить медицину](https://er10.kz/wp-content/uploads/2025/02/5-2.jpg)
— Выделите основные тренды искусственного интеллекта.
— У Казахстана есть две сферы, которые сегодня где-то провисают — медицина (здравоохранение) и образование.
Через внедрение ИИ в образовательную сферу можно сделать персонализированной учителя, который будет обучать ребенка, понимая, в чем конкретно он сейчас нуждается. Например, десятиклассника пытаются обучить азам высшей математики и преподают логарифмы. Но ученику может быть сложно только потому, что не понял дроби в пятом классе. А ИИ может это выявить и заниматься со школьником по дробям, а не по логарифмам. Это называется персонализированное обучение. Думаю, что за год или полтора можно сделать продукт, который будет точечно решать проблему каждого казахстанского школьника.
Говоря о медицине, многие подмечают, что у нас все по шаблону и по протоколам. Искусственный интеллект может исправить это через принцип Парето, когда 20% усилий способны решить 80% задач. Так вот, 80% врачей страдают от того, что не могут быстро печатать на компьютере диагноз и так далее, и так далее. Роботизированный ИИ бы мог заполнять все протоколы, пока врач занимается лечением. И тогда жалобы на то, что обслуживание пациента занимает 10 минут, а заполнение компьютера 30 минут, уйдут. Это маленькая проблема, которую можно решить быстро.
Дальше же можно будет собрать все медицинские данные казахстанцев в одном пространстве для того, чтобы потом создать персонализированного медицинского агента. Он будет анализировать состояние здоровья каждого по отдельности и давать рекомендации, напоминать пройти обследование или обратить внимание на какие-то параметры. И не нужно идти в поликлинику, общаться с врачом и перепроверять его данные. Искусственный интеллект мог бы помочь казахстанцам следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на какие-то показатели. У меня самого был кейс, когда врачи обнаружили кое-что лишь через два года. Врач просто сказал: "Мы не заметили".
— МЦРИАП и eGov сдвинули многие сферы в стране к лучшему. Что нужно, чтобы прорыв случился в медицине, и стартапы, как Cerebra AI оставались в стране?
— Для этого нужно то, о чем говорил президент — способность быстро принимать решения и брать ответственность. Я всецело поддерживаю Касым-Жомарта Токаева в том, что многие решения находятся на поверхности, но их просто не принимают.
Cerebra является проектом, который реально мог бы спасти тысячи людей от неправильного диагноза и способа лечения при инсульте. Но из-за бюрократической машины стартап был вынужден уехать в Америку, и сейчас развивается там. В США ребятам оказывается поддержка.
Во время пандемии скорость решений была критически важна. Я работал советником президента, и он поставил задачу: начислить каждому по 42 500 тенге. Однако, чтобы получить эти деньги, людям нужны были банковские карты. У одних они закончились, у других были заблокированы, у третьих отсутствовали вовсе. В результате многие вынуждены были идти в банковские отделения, где выстраивались огромные очереди. Осознав масштаб проблемы, мы оперативно приняли решение: за пять дней открыли доступ к биометрическим данным, чтобы банки могли идентифицировать клиентов. Теперь человеку было достаточно просто покачать головой — и ему выпускали банковскую карту. По тому же принципу позже появилась возможность покупать автомобили всего за пять минут через Kaspi.
По сути, все, что сейчас требуется для того, чтобы в стране масштабно внедрялся ИИ — чтобы каждый министр научился быстро принимать решения.
— Как вы считаете, какие решения, которые вы приняли в Казахтелекоме, сейчас способствуют развитию?
— Ответственность за то, что миллион клиентов у нас сейчас получает интернет по медным кабелям. Я принял решение, что мы не должны ждать манны небесной или пинка сверху: нужно просто как можно быстрее заменить медные кабеля на оптические.
Оказалось, что у миллиона клиентов по оптике тоже не было качественного интернета, потому что модемы, роутеры и маршрутизаторы были устаревшими. И мы просто приняли ответственное решение купить 500 000 роутеров и заменить их клиентам. Уже заменили 300 000.
Смотрите полное видео с интервью:
По итогам интервью ясно, что ключевыми навыками в современном мире являются скорость принятия решений и умение мыслить, выходя за рамки. Важно не изобретать велосипед, а мудро распоряжаться уже существующими технологиями: тогда Казахстану удастся покорить не только eGov, но и другие вершины. А вы согласны с Багдатом Мусиным?