Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

На прошлой неделе премьер-министр Олжас Бектенов на совещании с членами правительства принял несколько решений, смягчающих переход на новый Налоговый кодекс. В перечне запретных видов деятельности останутся 44 позиции, с 1 января 2026 года налоговое администрирование начнется "с чистого листа" — без налоговых проверок, камерального контроля и судебных исков к субъектам микро- и малого бизнеса. Несмотря на это, представители предпринимательского сектора и бухгалтеры не считают, что переход на новый Налоговый кодекс пройдет мягко. По их прогнозам, страну ждет инфляция, повышение цен на все, массовое закрытие ИП, а также, возможно, конец эры СМИ. Своими мнениями поделились депутат Мажилиса Айтуар Кошмамбетов, бухгалтер высшей категории Елена Бобаедова и создательница независимых СМИ Айсана Ашим.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Налоговая реформа не пройдет беспроблемно для народа Казахстана

— На самом деле смягчения перехода не будет. То, что объявило правительство, — это лишь разрешение работы на специальном налоговом режиме, на основе упрощённой декларации, всем видам деятельности. По сути, это то, что уже существовало в действующем Налоговом кодексе, но требовало утверждения отдельным постановлением правительства — подзаконным актом. Я полагаю, и наша партия в целом придерживается того же мнения, что такой формат необходимо сохранить и после вступления нового Налогового кодекса в силу, и в дальнейшем при его применении. Это действительно важное решение, потому что сам кодекс содержит нормы, блокирующие искусственное дробление бизнеса и иные схемы оптимизации, которые не позволят через малые предприятия уходить от налогов, — заявляет Айтуар Кошмамбетов.

Депутат Мажилиса рассказал, станет ли "упрощенка" действительно проще на практике, и какие это несет с собой подводные камни:

— Действительно, "упрощенка" очень важна для малого и среднего бизнеса Казахстана. Из 2 100 000 субъектов бизнеса около 1 700 000 использовали именно упрощенный режим налогообложения. Это самый понятный, простой и доступный режим, особенно для начинающих предпринимателей, которым сложно разбираться в системе налогообложения, учете и бухгалтерии. Вместе с тем подводные камни действительно есть, — отмечает Айтуар Кошмамбетов. — Самый важный из них — это обороты B2B. На профессиональном языке это означает, что компании, работающие по упрощенному режиму, при продаже своих услуг организациям, находящимся на общем установленном режиме (обычно это юридические лица, средние и крупные предприниматели), не смогут предоставлять им вычеты по налогам. То есть сторона-покупатель будет обязана уплатить налоги за сторону-продавца. Это и есть самый большой минус и сложность. Около 25% субъектов бизнеса, работающих на "упрощенке", как раз сотрудничали с юрлицами — поставляли товары, услуги, выполняли работы, занимались логистикой, консалтингом, торговлей и так далее. Теперь их возможности будут ограничены. В то же время у этого режима есть и плюсы. В новом формате увеличен порог оборота до 2,5 миллиарда тенге в год — это хороший показатель, и до этого порога не нужно платить НДС. Такой шаг позволит предпринимателям укрупняться и развиваться.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Как повысятся цены с новым Налоговым кодексом в Казахстане? Что будет стоить дороже?

Между тем, у народа остается вопрос повышения НДС до 16% и введения налога для медицины и застройщиков. Депутат Айтуар Кошмамбетов рассказал, не нивелируют ли эти меры все позитивное от разрешения "упрощенки": "Повышение НДС и внедрение его в социальную сферу и строительство однозначно даст эффект — и эффект этот будет выражен в росте цен. Если раньше налога не было, теперь он появится, и его придется оплачивать. НДС — это тот налог, который платит конечный потребитель, физическое лицо, поэтому рост цен неизбежен. Что касается позитивных мер от упрощенки, то на самом деле этим решением правительство просто сохранило существующее положение дел — текущие предпринимательские и общественные отношения, их структуру и устойчивость. Это важно, потому что резкий разрыв этих связей заставил бы предпринимателей задуматься, стоит ли продолжать бизнес. Многие бы решили закрыться или уйти в тень. А этого допустить нельзя. Мы считаем, что предприниматель, который уже работает в определенной сфере, должен иметь возможность продолжать деятельность. Здесь вопрос не столько в размере налогов, сколько в сохранении устойчивых взаимоотношений в экономике".

Повышение цен предлагаем рассмотреть отдельно. По мнению депутата Мажилиса, расчеты Минэкономики убеждают в том, что цены действительно повысятся, но прогнозировать конкретный процент сложно. Айтуар сообщает, что "в социально чувствительных сферах есть свои механизмы регулирования — субсидирование, дополнительное финансирование, контроль цен. Эти отрасли пострадают меньше всего, но и в них ценообразование изменится, ведь теперь в структуре стоимости появятся налоги, которых раньше не было. Соответственно, государству придется учитывать этот рост и увеличивать бюджетные расходы, потому что те же самые услуги будут стоить дороже — и для государства, и для обычного гражданина".

Бухгалтер высшей категории Елена Бобаедова, в свою очередь, назвала конкретные отрасли, которые в первую очередь поднимут цены на товары и услуги. Среди них, по мнению эксперта, окажутся недвижимость, аренда и медицина: "Арендодатели будут вынуждены перейти на общий налоговый режим, если они работают с коммерческими организациями, например, сдают им офисы. То же касается и сферы медицины: ранее она не облагалась НДС, однако с нового года вводится ставка в 5%. Раньше медицина относилась к льготным видам деятельности, поэтому повышение цен неизбежно — ни один предприниматель не станет работать себе в убыток".

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

ИП уже закрываются из-за Налоговой реформы: риски для МСБ

По мнению бухгалтера Елены Бобаедовой, предприниматели уже почувствовали давление в связи с нововведениями:

— Я думаю, предприниматели уже чувствуют давление, и важно иметь грамотного бухгалтера, чтобы наперед рассчитать все риски при повышении цен. Оно неизбежно и для народа, и для предпринимателей. Те, кто был на упрощенном режиме, допустим, и захочет не потерять свою прибыль, будет вынужден переходить на общеустановленный режим. Прибавка составит минимум 7% по сравнению с предыдущими показателями — как минимум. Кроме того, многим предпринимателям, которые раньше работали без НДС на упрощенной системе, теперь придется стать плательщиками НДС — это еще 16%, начиная с 2026 года. Это создаст серьезную дополнительную нагрузку на всех налоговых агентов.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

При этом, по словам Елены, самозанятые с помощью нового Налогового кодекса получат больше возможностей, а вот для микробизнеса существуют явные риски:

— Под наибольшим ударом окажется микробизнес. В целом изменения затронут все уровни предпринимательства, однако самозанятые, напротив, получили более выгодные условия: для них отменили уплату ИПН, оставив только социальные платежи в размере 4%. Это действительно льготный режим, при условии, что вид деятельности (ОКЭД) входит в разрешительный список. Крупные компании также ощутят нагрузку, но не в таком масштабе, как малый и микробизнес, — отметила Елена.

Айсана Ашим, журналистка и руководитель таких независимых СМИ, как The Village Kazakhstan и Batyr Jamal, дала комментарий с точки зрения креативных индустрий. По ее мнению, изменения являются опасными для индустрии:

Новая норма о запрете вычетов для специального налогового режима — то есть для упрощенки — означает, что всем подрядчикам и всем, кто работает в этой сфере, придется переходить на общий режим. Иначе они фактически становятся изгоями, ведь никто не захочет работать с теми, на кого нельзя брать вычеты по КПН 20%. А если переходить на общий режим, то это уже 10–20% налога, а для многих — еще и НДС.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Айсана отмечает, что последствия скажутся на закрытии проектов, увольнениях, сокращениях и росте цен: "Особенно пострадают сферы, которые и так нуждаются в поддержке — креативные индустрии, независимые СМИ и другие. Важно и то, что в этих сферах работает много женщин, для которых гибкость и возможность зарабатывать на себя и детей имеют особое значение. Это, кстати, и гендерный вопрос. Вообще, изначально все это делалось, чтобы компании, которые создавали множество ИП и выводили доходы, не могли больше платить всего 3% с оборота вместо 20% КПН. Но ведь это не проблема малого и среднего бизнеса! Это мера, призванная "вычистить систему", но под нее попадает и МСБ. Поэтому нужны другие решения — например, вводить ограничение частично, поэтапно: 50%, потом 60, 70, 80, либо разделить по категориям. Стоит смотреть на опыт других стран, а не действовать так, что сначала вводят кодекс, а потом в одночасье все меняют — как это случилось у нас".

Айсана уверена: "если будет, как сейчас, и не отменят запрет на вычеты, то, скорее всего, останутся только те игроки, которые будут на общем режиме". Это, в свою очередь, приведет к вытеснению всех, кто не может себе это позволить.

Бухгалтер Елена Бобаедова с этим согласна. По ее мнению, уже сейчас многие индивидуальные предприниматели не выдерживают новой налоговой нагрузки. При этом часть бизнеса может уйти в тень:

Уже сейчас заметна тенденция ликвидации индивидуальных предпринимателей — многие понимают, что с возросшей налоговой нагрузкой сложно оставаться на плаву. По сути, государство перекладывает обязанность пополнять бюджет на самих предпринимателей, вынуждая их искать способы выживания. И, конечно, самые маленькие предприятия будут уходить в тень, потому что у них просто нет достаточных ресурсов, чтобы выдержать новые условия.

Специалист добавила, что многие ИП массово закрываются, потому что понимают, что с такими правилами и такими проблемами выдержать будет сложно. И, если массовые переходы на "серые" схемы являются чем-то индивидуальным, факт остается в том, что многие думают, как можно минимизировать налоговую нагрузку.

— Забегая вперед, скажу — это невозможно. Государство сделало все, чтобы в бюджет максимально поступали средства; это и есть цель налоговой реформы в целом, — добавила Елена.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Выживут ли креативные индустрии и СМИ с новым Налоговым кодексом?

Более развернутый комментарий касательно этого дала Айсана Ашим, опираясь на актуальные вызовы в креативной индустрии:

У нас и так на рынке СМИ, медиа очень печальная ситуация, потому что в основном все медиа находятся на госзаказе. А значит, ограничены в свободе слова. Остальные принадлежат крупным бизнес-группам или олигархам, где также есть конфликт интересов. Поэтому жизненно важно, чтобы существовали независимые медиа, не связанные с государством и крупным капиталом. Иначе их просто не останется. Повышение цен — да, это, конечно, логичный шаг. Но сможет ли рынок это выдержать? Одно дело — лекарства, их все равно купят, даже если они будут дороже. А реклама — не базовая потребность по пирамиде Маслоу. Во многих странах она финансируется за счет налогоплательщиков, у нас же — либо госзаказ, либо реклама. При этом, если ты работаешь по госзаказу, тебе обязательно диктуют условия, редакционную политику и так далее. А если ты не хочешь зависеть от государства, тебя просто загоняют в угол, объяснила создательница The Village Kazakhstan и Batyr Jamal.

Кроме того, как считает Айсана, такие изменения напрямую ударят по рынку рекламы.

Мы зарабатываем только на ней, и, конечно, придется повышать цены. Но смогут ли рекламодатели их потянуть? Не уверена. А значит, объем рекламы может сократиться, что ударит по доходам медиа, отметила предпринимательница.

Айсана отметила, что такие решения государства не влияют положительно на инвестиционную привлекательность Казахстана на мировой арене. К такому же, они приводят к тому, что многие люди уезжают из страны. Предпринимательница добавила, что сама предпочитает оставаться оптимистом и в первую очередь намерена заниматься отменой запрета на вычеты: "Если же не получится, тогда придется думать о следующем шаге — как выжить и сохранить рабочие места".

— Что касается "ухода в тень" — для нас это невозможно. Мы публичная компания, работаем с крупными брендами, которые заботятся о репутации. Любая теневая схема нам просто не подходит, — добавила Айсана Ашим.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Как налоговая реформа в Казахстане отразится на населении?

Минимальная заработная плата при этом остается прежней — 85 000 тенге. Что это означает для экономики и потребительского рынка? По словам бухгалтера высшей категории Елены Бобаедовой, в первую очередь пострадают те слои населения, "которые получают именно минималку". Это позволяет работодателям на законных основаниях не повышать доходы сотрудников. При этом в 2026 году, очевидно, ожидается рост инфляции и повышение цен — даже те, кто мог бы их не поднимать, все равно будут вынуждены это сделать.

— Соответственно, чистая прибыль снижается, а вместе с ней падает и покупательская способность населения. Человек сможет позволить себе меньше, отдавая больше на налоги, при этом фактически не зарабатывая больше, — объясняет Елена Бобаедова. — С другой стороны, возможно, государство делает это осознанно — чтобы удержать экономику в кризисной ситуации. Но при этом МРП, от которого рассчитываются штрафы и другие платежи, ежегодно увеличивается. К примеру, в этом году он составляет 3962 тенге, а в 2026 году — уже около 4392 тенге. Разница — почти 20%, тогда как рост доходов отсутствует. В результате покупательская способность, конечно, будет снижаться.

Айсана Ашим, в свою очередь, считает, что, несмотря на то что упрощенку вроде как вернули, решения прошлой недели — не нововведения, а лишь возврат к прежнему порядку, и то далеко не для всех. По ее словам, этот год показал, насколько все было устроено сумбурно. Она отмечает, что особенно тревожно то, как на фоне всех этих новостей весной и летом стремительно выросли цены буквально на все — от продуктов и одежды до бытовых нужд. Инфляция, по ее мнению, колоссальная, и возникает вопрос: "зачем было создавать панические настроения, если потом большинство мер все равно откатили обратно?" Сейчас, по мнению Айсаны, трудно прогнозировать, что будет дальше, ведь "мы живем в стране, где утром может быть одно, а вечером — другое". Однако, она и другие предприниматели Казахстана намерены менять ситуацию своими руками:

Мы объединились: несколько сотен предпринимателей из разных сфер и городов Казахстана, включая дизайнеров, туризм, IT, СМИ. Мы создаем инициативную группу — будем направлять письма депутатам, писать в ведомства, рассказывать об этом в соцсетях. Наша цель — добиться отмены запрета на вычеты.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Депутат Айтуар Кошмамбетов, наоборот, считает, что несмотря на нагрузку для бизнеса и населения, новый Налоговый кодекс поможет сделать систему прозрачнее и выровняет условия:

Я лично поддерживаю налоговую реформу. У нас по-прежнему огромная доля теневого рынка, нет реальных барьеров для дробления бизнеса и оптимизации налогов. Да, НДС — это нагрузка и для бизнеса, и для населения, но он позволяет сделать систему прозрачнее, выравнивает условия и делает налогообложение справедливее. Без реформ невозможно исправить текущую ситуацию. Нам будет непросто, но это период, который нужно пройти, чтобы получить результат — прозрачную предпринимательскую среду и более честную конкуренцию. Однако борьба с теневой экономикой не ограничивается лишь налогами. Это комплекс мер: контроль границ, выявление схем ухода от налогов, формирование новой экономической культуры. К сожалению, у нас до сих пор существует установка: если предприниматель платит мало налогов или вовсе их не платит — это якобы "успех". Но я считаю, что это неправильно. Неплательщик налогов — почти тот же коррупционер.

Гром среди ясного неба: выживут ли МСБ и креативные индустрии с новым Налоговым кодексом?

Что делать предпринимателям прямо сейчас, чтобы обезопасить свой бизнес?

— Все зависит, прежде всего, от вида деятельности. Предпринимателям сейчас важно внимательно проанализировать свой ОКЭД и понять, что они смогут делать в 2026 году, а что — нет. Возможно, их вид деятельности войдет в разрешительный список для самозанятых, и тогда целесообразно будет ликвидировать ИП и перейти на работу от физического лица — в таком случае налоговая нагрузка снизится, — считает Елена Бобаедова.

По утверждению бухгалтера, если предприниматель хочет сохранить прибыль и продолжать работать с юридическими лицами, то ему придется переходить на общий установленный режим и сотрудничать с юр.лицами на равных. Однако при превышении оборота в 43 миллиона тенге он будет обязан стать плательщиком НДС — это дополнительные 16% нагрузки. Поэтому каждому важно заранее определить стратегию: если обороты небольшие — стоит рассмотреть вариант самозанятости; если деятельность не попадает в разрешенный список — часть мелких предпринимателей, скорее всего, уйдет в тень.

Что касается компаний, работающих на общем режиме, бухгалтер дала совет, что нужно сделать до конца 2025 года:

  1. Закрыть вопрос с дивидендами — начислить и выплатить их за первые три квартала 2025 года, пока не действует ставка 5% индивидуального подоходного налога на дивиденды, которая вводится с 2026 года. Если этого не сделать, даже дивиденды за 2025 год будут облагаться новым налогом.
  2. Выписать все электронные счета-фактуры до 31 декабря 2025 года, чтобы избежать путаницы при переходе на новые бухгалтерские правила в 2026 году. Это значительно упростит работу бухгалтерам и снизит риск ошибок в отчётности.

— В целом сейчас важно стратегически выстроить направление развития бизнеса, заранее определить, в каком формате работать дальше, и подготовиться к изменениям, чтобы минимизировать потери и риски, — подытожила Елена.

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Теги статьи

Оставайтесь на связи с ER10 Media! Вы можете найти нас в:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *