Конфликт России и Украины привел к огромным изменениям в мировой экономике и серьезно отразился на финансовых рынках. Казахстан занимает нейтральную позицию, однако республика уже ощущает негативное воздействие из-за противостояния РФ и западных стран. О том, как повлияет вооруженный конфликт в Европе на казахстанские стартапы, редакция er10.kz поговорила с управляющим партнером MOST Ventures Алимом Хамитовым.
– Расскажите, какие трудности с финансированием стартапов могут возникнуть из-за конфликта РФ и Украины?
– У бизнеса и стартапов в результате этого конфликта могут возникнуть, как минимум, следующие трудности, в основном связанные с санкциями в сторону России.
Во-первых, неспособность или замедление проведения банковских валютных операций с клиентами и партнёрами.
Во-вторых, появятся логистические риски, особенно если у бизнеса есть торговые отношения, требующие трансграничной логистики.
В–третьих, осложнятся переговоры с международными партнёрами/донорами о коллаборациях в большей степени из-за соседства с Россией.
Все, что связано с РФ сегодня воспринимается как «токсичность» – со временем это изменится, но эффект будет долгим. Многие предприниматели уже задумались о том, как в корне стереть любую связь с Россией. Компании хотят дислоцироваться в Казахстан и открыть здесь счета. Российский рынок стал уже не таким привлекательным для масштабирования, как это было раньше.
– Инвесторы из каких стран финансируют казахстанские стартапы?
– Казахстанские стартапы получают финансирование от разных инвесторов, как локальных, так и международных. В основном конечно от местных, так как наибольшее количество стартапов ещё на ранних стадиях, и они получают ангельское инвестирование. Так и во всем мире. Первые деньги должны быть от своих. Это могут быть клубы ангелов, как UMAY Angels Club или фонд MOST Ventures. Но казахстанские стартапы также получают инвестиции от лидирующих фондов, как 500Global, Quest Ventures, Antler и другие.
– Много ли отечественных инвесторов?
– Не могу сказать точную цифру. Но объём венчурного рынка Казахстана на сегодня, по моей грубой оценке – около $60 млн. К примеру, в нашем клубе уже 60 участников. Это группа начинающих и профессиональных «ангелов». И их число растёт. Практически ежемесячно мы добавляем по 2-3 новых члена.
– Станет ли сложнее найти инвесторов, особенно из западных стран?
– Да, станет сложнее. Но с другой стороны текущая сложившаяся ситуация должна замотивировать казахстанские стартапы наконец думать глобально, а не рассматривать только соседние рынки, как Россия или Узбекистан для масштабирования. Также стоит задуматься не только о западных рынках, но и смотреть в сторону Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Это огромные перспективы с большим потенциалом.
– От чего зависят казахстанские стартапы – от западных инвестиций, технологий, оборудования?
– Ни от чего не зависят. Все вводные важны. Просто нужно делать свое дело. Да, конечно, есть вопросы, где бизнес зависим от импорта, к примеру, каких-либо комплектующих или технологических решений, но все решаемо. Риск-менеджмент и диверсификация должны постоянно присутствовать и работать.
– Станет ли сложившаяся ситуация стимулом для казахстанских стартапов к релокации в западные страны?
– В чистом виде, не думаю. Как сказал выше, однозначно будут сложности с банковскими операциями, особенно с трансграничными переводами. Возможно, некоторые санкционные ограничения затронут часть бизнеса – мы не сможем использовать российские софтверные решения. Но мир глобален. Всегда есть альтернатива.
– Казахстанским стартапам будет сложней вести бизнес?
– Как минимум, эта ситуация станет мотивацией для масштабирования на зарубежные рынки, и не только соседние.