Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / Налоги давят на писателей: почему казахстанским авторам будет сложнее издаваться?

Налоги давят на писателей: почему казахстанским авторам будет сложнее издаваться?

Налоги давят на писателей: почему казахстанским авторам будет сложнее издаваться?

Все говорят о том, как новый Налоговый кодекс повлияет на МСБ и жизнь общественности, но мало кто обсуждает его последствия для культуры и искусства в стране. Как выяснилось, казахстанские писатели уже сталкиваются с различными трудностями. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы обсудили ситуацию с местными авторами и финансовым консультантом.

Проблема, о которой не говорят

Андрей Орлов

— Чаще всего любые изменения в налоговом режиме отрицательно влияют на творческий пласт, потому что эти корректировки так или иначе происходят в государственных интересах. А если говорить о писателях — так вообще о них мало кто думает. О крупных издательских домах — да. А вот об авторах, которые только начинают творческий путь или двигаются сами, — для структур они незаметны. Сейчас сложно сказать, как именно повлиял новый налоговый режим, потому что все только в нем разбираются. Но есть уже сообщения от тех же книжных сетей. Они просят авторов переходить на новый режим, который им очень невыгоден, либо расторгать договор. У нас и так мало книжных магазинов в стране из-за невостребованности, так еще и лишиться их — значит продавать книги, как кассеты в 90-е, — заявил о проблеме Андрей Орлов, писатель и основатель независимого сообщества писателей USW.

Бухгалтер Елена Захарова

— Большинство писателей работали от ИП на упрощенном режиме, и основной затык состоит в том, что с этого года компании на общем режиме (а это как раз издательства) не смогут относить на вычеты расходы, приобретенные у ИП на упрощенке. Перед авторами встает вопрос — как тогда продавать свои книги издательству? Переходить на общий режим? — объясняет Елена Захарова, собственник и руководитель бухгалтерской компании Schetovod.kz, профессиональный бухгалтер РК, писатель, резидент независимого сообщества писателей РК USW.

Ярослав Стацурин

Казахстанские писатели подтвердили данную проблему. Так, Ярослав Стацурин, автор романа "Смертельные файлы" и юрист в сфере интеллектуальной собственности на рынке СНГ, отмечает:

Пока у меня опыт только с самиздатом и наличием твердых копий для продажи. Реализовать их в офлайн-магазины удалось лишь через столичный Oqy (УСН), там проблем нет, только пришлось регистрировать книгу в НКТ. А идея продавать книги в других магазинах отпадает — моему коллеге Асету Сыздыкову уже сказали, что такое сотрудничество просто невыгодно.

Выходит, что теперь я могу продавать книгу либо самостоятельно, либо только таким же предпринимателям на упрощенке. Это крайне неудобно, ведь переход на ОУР я не рассматриваю. Да, налог 10% с прибыли удобен если правильно вести расходы на ту же печать книги. Однако соцвзносы никуда не уходят, а помимо этого добавляется необходимость вести бухгалтерский учет, что автоматически конвертируется в еще одни расходы. Для оборота меньше 2 млн тенге в год на ИП, что чисто для хобби используется по сути, это все превращает в один огромный убыток.

Асет Сыздыков

Упомянутый Асет Сыздыков, автор прозы для детей и подростков из Астаны, дал свой комментарий:

Недавно одна крупная книжная сеть написала мне, что с нового года, согласно новому Налоговому кодексу, работает только с организациями на общеустановленном режиме налогообложения. Я через свой ИП продавал сети свои книги, а теперь не могу, если только не перейду на новый режим. А переходить на новый режим, где налог 10 процентов и бухгалтерский учет, мне, как автору с небольшими книжными оборотами, невыгодно. Эта проблема касается не только меня, а всех коллег, кто имеет ИП, издает книги самостоятельно и продает их через магазины.

Теперь я вынужден закрыть ИП до 1 марта, иначе я автоматически перейду на новый режим. Как подсказали специалисты-бухгалтеры, можно перейти на режим для самозанятых, где не нужно регистрировать ИП, можно заниматься литературным творчеством, платить соцплатежи в 3-4 процентов от дохода и продавать книги в магазины. Видимо, это наиболее оптимальное на сегодня решение.

Марина Йелс

Марина Йелс (творческий псевдоним), писатель, редактор, гострайтер и переводчик, тоже видит в новом налоговом режиме трудности для авторов:

Меня как представителя творческой профессии, сразу привлек новый налоговый режим для самозанятых в первую очередь из-за наличия в списке разрешенных видов деятельности такой категории как "Художественное и литературное творчество". Во-вторых, привлекло и удобство использования этого налогового режима без излишней бюрократии и бумажной волокиты — нужен лишь телефон с приложением и спецсчет в банке для принятия безналичных платежей. По сути, новый налоговый режим — это ЕСП 2.0, хотя на мой взгляд ЕСП был все равно понятнее и удобнее.

Я думаю, что немало писателей — особенно в самиздате, редакторов и гострайтеров захотят опробовать этот налоговый режим, ведь лимит по доходу (около 1.3 млн. тенге в месяц) тоже подойдет большинству и позволит легально получать доход от своей художественной деятельности без необходимости открытия ИП и ведения сложной бухгалтерии.

С точки зрения издательств и книжных магазинов, очень хорошо, что оставили возможность брать на вычет расходы при работе с самозанятыми, в отличие от ИП на упрощенке. Так как эта сфера сама по себе низко маржинальная, здесь нет гонораров с большим количеством нулей, и любые дополнительные вычеты — это всегда плюс. Осталось разобраться, как именно организации будут брать самозанятых на вычет, ведь раньше ИП было необходимо предоставить АВР, ЭСФ и тд, сейчас же чек из мобильного приложения КГД должен заменить все эти документы, но на практике никто пока не понял, как это сделать.

Вагдеви Махадевич

Вагдеви Махадевич, писательница, поэтесса, литературный редактор и переводчица, тоже планирует стать самозанятым специалистом:

Невозможно говорить за всех, могу только сказать про себя как писателя и редактора, издающего книги самостоятельно. В прошлом году перед выходом первой книги "Сказки Заилийского Алатау" я открыла ИП на упрощенном режиме. Сейчас я рада, что есть возможность перейти на режим "самозанятости", т.к. высоких продаж пока нет. Это значительно упрощает деятельность начинающих писателей в этой сфере. Насколько я знаю, как раз на этом режиме можно договориться с магазинами о реализации. А стратегия никак не изменилась. Все так же – писать, делиться творчеством в соцсетях, рассказывать о себе, как об авторе и человеке, продвигать культурные проекты. Ну а если мое творчество станет интересно и востребовано многими, и доход поднимется, то перейду на другой режим. А пока готовлю к изданию вторую книгу!

При этом казахстанские писатели, выпустившие книги через издательства, пока каких-либо проблем и изменений не заметили.

Мария Омар

— Пока еще рано оценивать, как повлияет на продажи моих книг налоговая реформа, так как изменения были внесены с 1 января 2026 года, а отчеты о продаже книг за первое полугодие я получу по его истечении. К тому же, на продажи книг влияет много различных факторов, помимо экономических. Это качество текста и издания, жанр, тема, популярность автора, тренды, маркетинговая активность, читательский интерес и др. Какой из них окажется решающим, предугадать сложно, — комментирует Мария Омар, автор бестселлера "Мед и немного полыни" и романа "Румия" (издательство "Зерде").

Ануар Кошкарбаев

— Если говорить честно, повышение НДС и налоговая реформа не обрушили рынок книг одномоментно, но они усилили общий эффект сжатия спроса. Люди стали осторожнее в тратах, чаще откладывают покупку книг, особенно бумажных. Для автора это чувствуется не в виде одной большой проблемы, а как постепенное «усыхание» аудитории: меньше спонтанных покупок, больше ожиданий скидок, меньше готовности экспериментировать с новыми именами. При этом важно понимать: проблема не в налогах как таковых, а в том, что культура всегда первой попадает под сокращение расходов. Книги покупают тогда, когда есть ощущение устойчивости и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию, но и не делал вид, что изменений нет. Они есть, и авторы, особенно независимые, ощущают их довольно тонко, — считает Ануар Кошкарбаев, автор хоррора "Қызыл көктем зауалы" (издательство "Зерде").

казахстанские писатели

Прогнозы и угрозы

Писатель Андрей Орлов, в свою очередь, прогнозирует, что на полках книжных магазинов будет меньше самоиздающихся авторов:

Если мы говорим об авторах, которые издаются сами и также самостоятельно занимаются сбытом и продвижением своих книг – то именно их мы будем реже видеть на полках. Для читателей они просто исчезнут. Останется не так много возможностей, где можно будет предлагать свои книги: творческие встречи, выставки, фестивали, сарафанка. И знаете, это не так плохо, потому что и в самих книжных не всегда хорошие продажи. Поэтому я советую не унывать, а просто пересмотреть стратегию развития своего творчества. Порой на заправках книги продаются куда лучше, чем в самих магазинах. Но, опять же, если мы возвращаемся к налогам, которые есть и на заправках, и в супермаркетах, и на маркетплейсах, то снова понимаем, что и там будут сложности.

Орлов отмечает, что это грозит возвращению в те времена, когда на литературный рынок было "не пробиться":

Мы возвращаемся в условный 2013 год, когда на рынке, не считая классики, было очень мало книг казахстанских авторов. Если тогда это было по причине того, что никто в них не верил и никому они не были интересны, то сегодня все проще: никому не выгодно продавать эту россыпь. А с такими гигантами, как "Атамура", "Мектеп", "Алматыкітап", "Кокжиек", — конечно, работать будут. Там обороты в сотни миллионов. Они не сильно теряют. Таким образом, мы понимаем, что налоговой совершенно без разницы, в каком статусе и категории находится писатель. Он издается самиздатом, где все очень скромно и копейки в кармане, или это крупный издатель. Для них все равны, и никто в этом разбираться не будет. Но, опять же, не советую унывать. Продолжайте писать, идти к своей цели, издаваться. Любые кризисные времена — это всегда возможности для роста и поиска новых решений.

бухгалтер

Бухгалтер Елена Захарова видит два выхода для писателей:

  1. Перейти на общий режим, платить 10% ИПН с прибыли (то есть, доходы минус расходы) раз в год, заморочиться ведением учета и скрупулезным сбором расходной части, плюс больше отчетов, и они гораздо сложнее.
  2. Стать самозанятым. В 2026 Налоговый кодекс предлагает новый налоговый режим для самозанятых, при котором компании на общем режиме смогут брать расходы от самозанятых на вычет. Отчисления составляют 4% ежемесячно, доход не должен превышать 300 МРП в месяц, сотрудников иметь нельзя. Важно — если вы решите стать самозанятым, ИП нужно закрыть, так как это взаимоисключающие понятия.

Каких-либо льгот для писателей при этом не будет: весь полученный доход, в том числе от продаж на онлайн-платформах, включается в совокупный и облагается налогами. А ситуацией по авторам, которые публикуются за границей, Захарова комментирует так:

Если вы физлицо, то согласно НК РК в годовой доход физлица включаются в т.ч. доход, полученный от налогового агента или из источников за пределами РК. Поскольку доход получен, его следует задекларировать, подав в налоговую декларацию по ИПН (форма 270.00). Подается она в срок до 15 сентября года, следующего за отчетным. Уплата налогов — в срок до 25 сентября года, следующего за отчетным. Ставка налога — 10%. Также следует иметь ввиду, что налоги, уже уплаченные в другой стране, подлежат зачету в РК и наоборот (если страны присоединились к Конвенции об избежании двойного налогообложения). Для этого в стране, где уплачены налоги, нужно взять справку из местной налоговой службы, подтверждающую оплату.

Если же вы получаете доход от иностранных издательств как ИП, то включаете полученные средства в оборот, облагаете налогами согласно режима налогообложения.

Бухгалтер отмечает, что уход писателей "в тень" новом налоговом режиме не имеет смысла: издательства, как правило, предпочитают сотрудничать с авторами, зарегистрированными как ИП или самозанятые. Продажа книг без какого-либо налогового статуса существенно затруднена. Елена Захарова указывает на возможный вариант работы по договору гражданско-правового характера (ГПХ), при котором автор не оформляет ИП или самозанятость и получает доход как физическое лицо. В этом случае налоговым агентом выступает издательство и самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги за автора. При этом эксперт подчеркивает, что ключевой вопрос заключается в готовности самих издательств работать по такой схеме.

— Я собираюсь тщательно изучить и опробовать режим самозанятости, так как на мой взгляд, это пока что самый выгодный и удобный налоговый режим для писателей, редакторов и всех, кто связан именно с литературным творчеством. Да, многие вопросы пока что без четких ответов, но думаю, со временем станет понятнее, когда люди и организации массово начнут работать с этим режимом. Главное, чтобы не получилось, как с ЕСП — сперва ввели, людям понравилось, а потом взяли и отменили без альтернативы. В плане продвижения книг новый налоговый режим никак не отразится на моей стратегии. Как я ранее упоминала, считаю, что авторы (особенно в самиздате) должны изначально подходить к своей книге, как к бизнес-проекту и заранее разрабатывать стратегии продвижения и продаж, а не ждать, что читатели выстроятся в очередь за вашей книгой. Вспомнилось забавное вирусное видео про «С самого начала у меня была какая-то тактика и я её придерживался». Вот и у меня так же, — поделилась Марина Йелс.

Налоги давят на писателей: почему казахстанским авторам будет сложнее издаваться?

Какие шаги должен сделать автор, который получает доход от книг?

Бухгалтер Елена Захарова рекомендует:

  1. Определиться, будет ли писатель ИП или самозанятым;
  2. Определиться с режимом налогообложения, если мы говорим про ИП;
  3. Просчитать все риски и выгоды, принять правильное взвешенное решение.

А чтобы перейти на общеустановленный режим налогообложения, писателям необходимо:

  1. Подать уведомление о применяемом режиме налогообложения в кабинете налогоплательщика либо через eGov Mobile;
  2. Отметить галочками графы "на общеустановленный порядок", "добровольно", отправить;
  3. Убедиться, что заявление обработано;
  4. Собирать расходы, вести учетную документацию.

Учитывая, что Елена Захарова, помимо управления бухгалтерской компанией, и сама является писательницей, она рассказала, как планирует заниматься творчеством в новых условиях:

Так как у меня уже есть действующее ИП, буду работать от него и думать над режимом, который хочу выбрать. В срок до 28 февраля текущего года, если вы принимаете решение остаться на упрощенном режиме, ИП должен отправить уведомление о применяемом режиме, с подтверждением применения упрощенного режима. По сути, подтвердить применение упрощенки. Если этого не сделать, с 1 марта ИП автоматом переводятся на общий режим.

Советую авторам не заморачиваться с переходом ИП на общий режим, и коли уж расходы от самозанятого издательства смогут брать на вычет, становиться самозанятым и не усложнять себе жизнь.

— Мы будем искать новые решения. Если в новую эпоху книжные магазины и маркетплейсы становятся невыгодными, то стоит всем задуматься, как еще и где распространять и продавать книги. Не знаю пока что, но решение точно найдется. Чтобы вы понимали, книга в магазине продается чаще всего с 60% накруткой. И чтобы автору хоть что-то заработать, он должен добавить на цену себестоимость, процент магазина и свою небольшую долю. Таким образом, в среднем книги казахстанских авторов могут стоить сегодня от 9000 тг и выше. Кто будет это покупать, когда там же лежат книги зарубежных авторов по гораздо более привлекательным ценам? И мы, конечно, понимаем, что это не вина самих книжных. Им тоже нужно, чтобы каждое свободное место на полке было окупаемым. С точки зрения ритейла им вообще не важно, какая книга там лежит: казахстанского, российского, американского автора. Важно, чтобы полки приносили доход. Ни магазины, ни маркетплейсы, ни сами писатели в ущерб себе работать не будут. У последних на это чаще всего нет возможности, — подытожил Андрей Орлов.

Недавно известные казахстанские писатели рассказали нашей редакции о продвижении своих книг.

Читайте также: Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Оставайтесь на связи с ER10 Media! Вы можете найти нас в:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *