Ранее АЗРК сообщило, что этот сервис Documentolog злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке и не давал АЗРК вести переписку с другими сервисами. Documentolog, в свою очередь, опроверг это заявление. Сегодня, 25 августа, представители компании устроили пресс-конференцию, чтобы рассказать о происходящем со своей стороны. ER10 Media посетило мероприятие и делится с вами ключевыми тезисами.
Что сказал генеральный директор Documentolog о ситуации?
— Электронный документооборот (ЭДО) — это цифровая инфраструктура, которая заменяет бумажные процессы и позволяет осуществлять взаимодействие между организациями в цифровом виде. Сфера ЭДО открыта и не лицензируется.
Согласно действующему законодательству Республики Казахстан для оказания услуг ЭДО не требуется лицензия или специальные государственные разрешения. Любая организация может начать предоставлять услуги ЭДО в любой момент без чьего-либо согласования. Поэтому эта отрасль в настоящее время очень конкурента. В Казахстане работают более 100 компаний в сфере ЭДО, из которых свыше 60 — иностранные игроки. У Documentolog, как и у любой другой компании, нет никаких привилегий или монопольных полномочий, закреплённых законом. Это абсолютно конкурентный рынок, где клиент сам выбирает решение, либо путем государственных закупок, либо открытого тендера.
Таким образом, заявления АЗРК о том, что Documentolog нарушает антимонопольное законодательство не соответствуют действительности, потому что у Documentolog нет на это никаких механизмов. Мы бы наверное были не против иметь такие законодательно закрепленные механизмы, быть официально признанным монополистом, у которого тарифы регулировались АЗРК, но этого нет. Documentolog работает наравне с другими участниками рынка согласно Предпринимательскому кодексу РК, — заявил Байжан Канафин, генеральный директор Documentolog.
Documentolog — это казахстанский разработчик, пришедший на рынок электронного документооборота в 2007 году. Помимо них присутствовали только иностранные решения, такие как Lotus Notes, Microsoft, 1C и другие.
— За 17 лет работы мы смогли отвоевать эту отрасль у зарубежных компаний благодаря нашему упорному труду и инновациям. Общая сумма инвестиций в собственные разработки составила более 6 млрд тенге, из которых около 1 млрд тенге направлены на одну из наших ключевых инноваций — КЦОЭД. Сейчас компания обеспечивает рабочими местами более 200 высококвалифицированных специалистов, а нашими решениями пользуются более 130 000 организаций, которые выбрали нас на рыночных условиях. В 2025 году мы стали крупнейшими в истории ИТ-инвесторами для государства, безвозмездно передав на баланс страны 120 000 лицензий Documentolog на сумму более 10 млрд тенге, тем самым обеспечив цифровой суверенитет Казахстана, — отметил Байжан Канафин.
Байжан Канафин считает, что государство в лице АЗРК своими действиями "добивается того, чтобы и эта единственная отрасль, где у Казахстана есть свое промышленное решение, проверенное годами и которому доверяют сотни тысяч клиентов, перестала существовать".

В чем проблема? Ответ Documentolog
— Своими действиям АЗРК добивается того, чтобы Documentolog бесплатно предоставил доступ к собственному решению для конкурентов, — сообщил Канафин.
Итак, из-за чего вообще возникли разбирательства? Как объяснил Байжан Канафин, Documentolog за счет частных инвестиций запустил Казахстанский центр обмена электронными документами (КЦОЭД). Центр впервые позволил бизнесу обмениваться документами напрямую в электронном виде, а с 2018 года — и с государством через интеграцию с ЕСЭДО. Фактически КЦОЭД стал «мостом» между бизнесом и госорганами, обеспечив цифровое взаимодействие по всей стране (что было особенно значимо во время пандемии).
Сейчас же конкурент (Quant Tech) и Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) требуют бесплатного доступа к КЦОЭД.
Получается, Documentolog не против того, чтобы его конкуренты использовали КЦОЭД, но за определенную плату (6 млн тенге). Эта сумма, по утверждению компании, покрывает инженерные работы, аудит безопасности и сопровождение. Большинство компаний приняли эти условия, но Quant Tech попытались использовать государственный шлюз ЕСЭДО-Ц для обмена документами между частными компаниями, а затем пожаловалась в АЗРК. АЗРК встал на сторону Quant Tech и потребовал, чтобы Documentolog открыл КЦОЭД конкурентам бесплатно.
До января 2025 года сфера обмена электронными документами не регулировалась, и обвинения в «блокировке документов» за предыдущие годы юридически несостоятельны, сообщают представители Documentolog. Получается, что компания действовала в рамках закона.
— КЦОЭД — это частная инфраструктура Documentolog, созданная на собственные средства. Требовать бесплатного доступа к ней — значит разрушать стимулы для инвестиций и инноваций, — отмечает Канафин.
Связь Documentolog с властью
Байжан Канафин не считает, что всем компаниям было бы выгоднее переписываться через государственный шлюз: «Есть рынок, где частные компании хорошо функционируют, вложили свои средства и инвестиции. А вы считаете, что государство должно зайти на этот рынок со своими деньгами и оказывать услуги бесплатно. Во-первых, сейчас не все хорошо с госбюджетом. Во-вторых, государство не лучший инноватор и развиватор. Мы создали эту отрасль, благодаря нам она появилась. Мы планируем выйти на МЦРИАП с инициативой, чтобы отрасль переписки и маршрутизации электронных документов стала регулироваться по примеру сотовых операторов. Чтобы была официальная «плата за роуминг». Это нормальная практика в соседних государствах. Государство должно разработать нормативные акты».
При этом Documentolog отрицает особое отношение к своей компании со стороны государства. По словам Канафина, компания открыла в Казахстане рынок электронного документооборота. Она же первая сталкивалась с вызовами отрасли — и пришла с инициативой в АО «НИТ». При этом за многие годы содействия государству лишь 2 года Documentolog получал оплату за сотрудничество. Сумма составила 1 миллиард 100 миллионов тенге. В остальные годы, как утверждает Байжан Канафин, услуги оказывались государству бесплатно. Генеральный директор Documentolog также отрицает любые связи с представителями власти, такими как Нурсултан Назарбаев: «Компания Documentolog абсолютно ни с кем не аффилирована. У компании нет никаких скрытых акционеров и скрытого лоббирования со стороны руководства МЦРИАП или любых других лиц. Компания никогда не нарушала закон. Именно благодаря тому, что мы всегда строили и продолжаем строить прозрачный бизнес, мы и добились успеха».
— Сегодня, когда Президент страны прямо говорит: «Казахстан должен стать IT-страной. Мы должны увеличить экспорт цифровых услуг и создать новые индустрии», действия АЗРК, идут вразрез с этими поручениями. Вместо того чтобы поддерживать развитие конкуренции, регулятор своими неправомерными действиями фактически убивает ее. Это не только удар по Documentolog, но и сигнал для всех инвесторов: в Казахстане даже те компании, которые создают уникальные продукты и работают десятилетиями, могут быть поставлены в условия, когда их труд и инвестиции обесцениваются. Мы, уверены, что действиям АЗРК еще будет дана отдельная правовая оценка. Для этого мы обратились с официальным письмом на имя Президента РК. Такие действия госорганов разрушают все усилия Президента по формированию надежной страны для частных инвестиций, — подытожил Байжан Канафин.