11 февраля считается Международным днем женщин и девочек в науке. По последним данным, половину научного сообщества в Казахстане составляют женщины. И, хотя количественные данные говорят о том, что гендерное неравенство стремительно сокращается, качественные твердят об обратном. Женщины по-прежнему сталкиваются с дискриминацией, более низкими зарплатами и с выбором профессии не по своему желанию. Университет AlmaU провел дискуссионный диалог Women STEM Talk, который затронул все эти темы, а также государственную политику в STEM, феномен Leaky pipeline и многое другое. За круглым столом собрались деятели науки и бизнеса: они высказали где-то противоположные мысли и обменялись идеями. Редакция ER10 Media тоже стала приглашенным участником дискуссии и собрала для вас самые интересные тезисы с мероприятия.

«В науке нет возраста, нет гендера и национальностей. Наука состоит из ученых. Но предвзятое отношение к женщинам в этой области все же существует, и специалисткам важно отстоять это поле, показать, что они есть — и вносят весомый вклад. Я очень надеюсь, что настанут времена, когда нас не будут судить и оценивать по гендеру. Будет без разницы, кто ты: важно лишь то, что ты говоришь и какие идеи привносишь в отрасль», — отметила Гульнар Куренкеева, ректор университета AlmaU, в своей вступительной речи.
Рассказываем о ключевых идеях с дискуссионного диалога
Госпрограммы, оторванные от реальности
Асель Марченко, заместитель председателя правления НПК НБРК СТО WomenTechmakersAmbassador, заявила:

Государственные программы пишут люди, которые очень сильно оторваны от реальности. Это мое субъективное мнение. Даже если идея хорошая, ее реализация страдает. Я считаю, что важно государственные программы внедрять с «поддержкой снизу», чтобы отрыв от реальности был минимален. И, разумеется, важно отслеживать результаты. Для этого, пожалуй, не надо обладать какими-то специальными навыками: просто подсчитать, сколько детей с момента внедрения программы STEM поступили в университеты такой направленности. Это поможет узнать, как госпрограмма повлияла на интерес детей к STEM, в частности девочек, которые выбрали науку своей профессией.
К сожалению, пока в стране все стараются достичь быстрых побед, но никто не задумывается о результатах программы, запущенной в школах десять лет назад. А это очень важно с точки зрения преемственности, в том числе и в институтах власти. Тогда мы сможем понимать, результативна ли та или иная программа. К примеру, пенсионную программу сначала запустили, потом отменили, а результаты не были подведены. Это, возможно, сложно, но именно такая статистика и исследования могут послужить фактором для принятия будущих решений, более взвешенных.
Гендерная парадигма
В двадцать первом веке по-прежнему наблюдается парадигма того, что «девочки не склонны к математике».

«В физико-математических школах вы увидите классы, где 20 мальчиков и всего несколько девочек. Существует множество исследований на эту тему. Я бы сказала, что мозг мальчиков изначально устроен так, что им легче дается математика и физика. Помимо когнитивных особенностей, в нашем обществе укоренены стереотипы, которые передаются детям родителями: девочки — гуманитарии, мальчики — ученые. Тем немногим девочкам, что выбирают науку, в будущем будет сложно догнать большое количество мальчиков, которые с детства активно развиваются в этом направлении», — размышляет Айжан Сапаргалиева, декан Sharmanov School of Health Sciences AlmaU

«Я никогда не придерживаюсь одной точки зрения. Сила общества — в разнообразии мнений и взглядов. Да, пусть какие-то из них остаются гендерно стереотипными, но важно, чтобы у нас была возможность обсуждать их вместе. Если люди с разными взглядами будут встречаться только в своих закрытых сообществах, диалога не состоится, и общество не придет к общему пониманию. Мы должны быть вместе, чтобы снижать уровень конфликтов и повышать терпимость к различным точкам зрения», — считает Анастасия Липовка, PhD, Associate Professor, Researcher AlmaU.

«Исходя из своего опыта, могу сказать: разницы между мальчиками и девочками в освоении точных наук нет. Вопрос лишь в том, как преподаватель подает материал. Если объяснить его достаточно доступно (а это и есть задача педагога), то и мальчики, и девочки смогут изучить и математику, и программирование, и даже квантовые технологии», — утверждает Куаныш Абешев, декан Школы цифровых технологий AlmaU.
Даниал Саари, Professor of Practice, Директор Центра политических исследований Школы Политики и Права AlmaU, высказал свое недоумение: «Вообще не понимаю, когда сравнивают мальчиков и девочек по интеллекту. Мне скоро 50 лет, а я никогда не замечал разницы в умственном развитии тех и других. Всегда бывают и умные женщины, и глупые мужчины. Но говоря о Казахстане, женщин тут в сфере образования очень много. Это видно даже по текущему круглому столу. Однако, в Парламенте женщин по-прежнему мало».

Согласно мировым рейтингам, Казахстан занимает второе место по уровню гендерного разрыва.
«Формально у нас есть хорошие законы: в 2008 году был принят закон о гарантиях равных прав мужчин и женщин, а в 2016-м — концепция гендерного равенства. Однако на практике женщинам по-прежнему приходится преодолевать множество барьеров. Чтобы добиться успеха, им нужно быть теми самыми, кто «и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит». Но таких женщин, пожалуй, не так много. Тем не менее ситуация меняется: в борьбе за равные права женщины становятся сильнее. Думаю, мы все больше и больше отходим от стереотипных взглядов на то, что женщина — это слабый пол, нуждающийся в опеке», — добавил он.
Рената Кудайбергенова, директор Quality assurance office AlmaU, поделилась опытом:

«Мы с Куанышем сейчас исследуем высокопродуктивных ученых и видим проблему неравенства. По статистике, в науке женщин больше, чем мужчин. Исследования показывают, что в странах с менее развитой экономикой эта проблема стоит менее остро. В 1990-е годы в Казахстане произошла феминизация науки: мужчины уходили в бизнес и государственные структуры, а женщины оставались в университетах, где была минимальная зарплата. Такая же картина наблюдается и в средних школах. Но почему, когда речь заходит о научной элите, преобладают мужчины?
Во время поездки в Оксфорд нам рассказали: в 1960-е годы там не преподавала ни одна женщина. В Казахстане же женщины-преподаватели появились еще в 1920-е. В Корее вплоть до 1980-х годов женщинам приходилось увольняться с работы после замужества. Для них мы были примером феминизма и эмансипации. Но у нас разрыв происходит на более высокой стадии. Если посмотреть на академиков, ректоров, проректоров или провести исследования высокопродуктивных ученых, окажется, что здесь по-прежнему доминируют мужчины».
Родители влияют на ребенка, отдавая его в школу с тем или иным уклоном. Затем ребенок, выросший среди гендерных стереотипов, становится взрослым. На посту руководителя он начинает выбирать кандидатов на работу, основываясь на их гендере, а не навыках.
«Мы сформированы в той культуре, в том обществе и в той семье, в которой воспитывались. Очень сложно остановиться в какой-то момент и признаться самому себе: сейчас мой выбор основан на неосознанном предубеждении», — пояснила Асель Марченко. По ее мнению, крайне важно ловить себя на дискриминационных, мизогинных мыслях, и менять их, а следовательно, и свои действия.
В Казахстане не все так плохо
В Узбекистане среди ректоров университетов нет ни одной женщины, а в американских бизнес-школах практически невозможно встретить женщину-декана. Об этом рассказала Гульнар Куренкеева, отметив, что в Казахстане проблема гендерного равенства стоит менее остро:
«Но я все равно призываю женщин быть смелее и объединяться. Нам очень важна поддержка друг друга. В силу природы нам не хватает жесткости в принятии решений, в то время как мужчинам стоит прислушиваться к более мягкому голосу»
Все начинается с истоков, или почему сила в разности
Перизат Орынбет, PhD по экономике, директор отдела науки университета Turan, сослалась в своей речи на то, что гендерные стереотипы сформированы под воздействием генетической памяти:

«В древности мужчинам, чтобы выжить, нужно было быть сильными, они ходили на охоту и были добытчиками. Этот ген они передали и своим детям, которые становились еще сильнее. Передача генетического опыта поспособствовала тому, что до сегодняшнего момента дожили потомки сильнейших»
Гульнар Куренкеева согласилась: «Как руководитель, я всегда вижу разницу между мужчинами и женщинами. Мы биологически разные, и это надо признавать. Мы никогда не будем одинаковыми, и такой баланс нужно сохранить, ведь благодаря ему мы дополняем друг друга».

«Простые цифры говорят: если в советах директоров компаний будет минимум одна женщина, это увеличит ВВП минимум на 15 процентов. А когда в управлении сидят мужчины одного возраста, они принимают решения, которые, к сожалению, не перекроют все требуемые аспекты. Наличие даже одной женщины позволит сделать это решение более взвешенным и в итоге даст прирост чистой прибыли для любой организации», — продолжая тему баланса, добавила Асель Марченко.
Спикер также отметила, что организациям необходимо понимать, что иногда женщины нуждаются в большей поддержке: «Декретный отпуск выбивает женщину с ее карьерного пути, и восстановление требует огромного количества времени и усилий. Я очень рада, что в нашем государстве есть отличная поддержка женщин в декрете натри года. Но это часто приводит к тому, что женщина становится неконкурентоспособна на рынке и ей достаточно трудно вернуться назад: она однозначно не вернется на ту же позицию. Поэтому руководителям важно поддерживать женщин, которые стараются вернуться на работу и быть конкурентоспособными».
Анастасия Липовка отметила, что где-то дискриминации подвергаются и мужчины. Тогда как женщин могут не хотеть принимать на работу из-за возможного выхода в декрет, мужчины могут не быть идеальными кандидатами на стереотипно «женские» должности.

Спикеры также предложили устранять стереотипы и издержки мышления с детства, воспитывая мальчиков так, что они будут готовы к тому, что рядом с ними будет сильная женщина: «Думаю, что надо с детства начинать учить не конкуренции, а сотворчеству. Семья это тоже сотворчество: оба могут быть вместе сильными и помогать друг другу».
Все, везде и сразу
Спикеры в ходе дискуссии затронули тему того, что в современном мире женщине приходится разрываться между казахскими традициями, постсоветским воспитанием и западными трендами. Женщина старается преуспеть в замужестве и материнстве, сохранить отношения с родственниками, строя параллельно успешную карьеру и оставаясь во всех своих амплуа безупречно красивой.

«В Казахстане женщина всегда так делает: она все время в поиске того, как стать идеальной женой, прекрасной матерью и, без всякого сомнения, красавицей. Нагрузка, возложенная на женщин еще во времена Советского Союза, сегодня только усилилась. Патриархальные ценности укрепились и вновь вернули женщину к семейной роли.. Все это, смешиваясь с западными стандартами, создает феномен «тройной ловушки»: между угасающими советскими установками, возрождающимися традициями и сильной западной повесткой женщина вынуждена балансировать и чего-то достигать. Большинство просто теряют себя. «Кто я, где я, чего я хочу?» Никто не спрашивает женщин о счастье и не проводит об этом исследования», — заключила Анастасия Липовка
Согласны ли с этим утверждением и всеми остальными тезисами дискуссии, пишите в комментариях.