Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

Роман Линейцев часами напролет играл в GTA, но родители никак не боролись с его увлечением, и это помогло ему основать собственную игру Grand Mobile и построить многомиллионный бизнес. "Нельзя винить мечту за то, что кто-то ей слишком увлекся", считает Роман: в конце концов, быть геймером — не значит быть инфантильным. Зачастую, такое хобби говорит о стремлении к большему. История Романа — тому пример. Он создал мобильную игру Grand Mobile на серверах GTA, не имея навыков программиста... А теперь приложение насчитывает свыше 60 млн скачиваний, приносит оборот в 17,9 млн долларов и распространяется по всему миру. Как это удалось, геймер-предприниматель рассказал в эксклюзивном интервью для ER10 Media.

Чем вы занимались до того, как создали игру?

— Я родился и вырос в Усть-Каменогорске. С детства увлекался компьютерными играми и сутками напролет играл в Grand Theft Auto: San Andreas в режиме онлайн-мультиплеера. Однако, я даже не догадывался, что в будущем создам собственную игру, и не знал, чем буду заниматься, практически до самого поступления в университет. Первый рабочий опыт я получил в банке Kassa Nova: стал стажером по кредитам летом 2016 года. Проработав там недолго, понял, что это совсем не мое, хотя и получил финансистское образование в филиале Университета Сорбонны в Абу-Даби (ОАЭ), Еще в университете я пришел к осознанию, что единственным правильным решением станет выбор предпринимательского пути. Ведь он предполагает свободу собственных действий — весьма важный параметр.

В 2016-2017 году я захотел создать свой стартап: рынок на тот момент был свободным, поэтому я пытался развивать небольшие IT-проекты. Они провалились один за другим и я потратил на это деньги и время, но зато приобрел опыт. Например, с друзьями мы попытались запустить что-то наподобие Chocofood, когда крупные международные агрегаторы доставок еще не пришли в Казахстан. Как я сейчас понимаю, это не удалось сделать из-за нехватки опыта: чтобы запускать такие большие и амбициозные проекты, нужны знания, которых у нас тогда не было. Тем не менее, именно эти детали, провалы и падения помогли мне прийти к тому, что мы имеем сегодня.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

Почему вы не стали дальше развивать IT-стартапы, и как пришли к геймдеву?

Провалы помогли приобрести уверенность: нужно попытаться развить проект в той индустрии, где у меня есть действительно глубокие знания, своего рода экспертность. Такой сферой являются компьютерные игры, в частности, GTA. Это только обывателю кажется, что в игры можно только играть, тратя свои деньги и время. В реальности же, на таком увлечении можно и заработать: причем, совершенно неплохие деньги. Ведь люди всегда играли — и всегда будут.

После начала пандемии я понял, что нельзя терять время впустую. На тот момент я переехал из ОАЭ в Швейцарию, и увлекся инвестициями в ценные бумаги. Сначала делал это своими силами, а с появлением первых успехов предложил отцу инвестировать в меня. Я действительно озвучил конкретные условия возврата инвестиций, а не просто попросил денег. Отец поверил мне и дал около ста тысяч долларов, которые за год выросли почти вдвое. Сыграть удалось на скачках в стоимости ценных бумаг, которые произошли не раз за время пандемии. Несмотря на успехи, я понял, что и роль инвестора — не выход: меня продолжало тянуть к играм так или иначе.

Тогда я связался со старым другом, с которым долгие годы вместе играл в Grand Theft Auto: San Andreas. На тот момент была популярна новая версия игры — GTA V. Она вышла в 2015-м, а первые role-play-серверы по ней появились в 2017 году. К 2020 году на территории СНГ существовали серверы GTA V от белорусско-латвийской команды Grand RolePlay, на которых ежемесячно играли тысячи игроков из этого региона. Я обратился к ним и узнал стоимость выкупа компании: решил не создавать проект с нуля, а купить действующий бизнес, потому что у Grand RolePlay уже были два онлайн-серверы с совокупной пользовательской базой от 2 до 5 тыс. пользователей в сутки. Для нас существующие серверы стали точкой входа в мир game-бизнеса.

— Что произошло дальше?

— После приобретения серверов я начал видеть стремительное развитие мобильного гейминга и осознал, что создавать решения только для ПК-геймеров — проигрышная история. У нас должен быть уникальный флагманский продукт. Тогда-то мы и приступили к разработке мобильной игры Grand Mobile: это было в начале 2022 года. Мы собрали русскоязычную команду программистов с опытом игры в SA-MP. Официальный релиз Grand Mobile произошел 3 декабря 2022 года. Игру действительно удалось выполнить в стиле культовой GTA.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

— В чем заключается ее суть?

— Игроки погружаются в реалистичный открытый мир, в котором можно начать жизнь с нуля. Создав персонажа, можно построить ему карьеру, зарабатывая деньги и повышая свой авторитет среди других игроков. Также, можно стать отъявленным преступником или доблестным сотрудником полиции. В общем, все то же самое, что и на ПК или консоли, только в рамках смартфона.

В игре предусмотрена непродолжительная сюжетная кампания, в рамках которой игрок узнает о правилах обитания в мире и сможет выбрать работу: в шахтах, сортировочных центрах, заводах или фабриках. Он также может стать водителем автобуса или дальнобойщиком, ремонтировать автомобили или доставлять посылки. Игра стартует, когда игрок попадает на вокзал и получает первые задания: необходимо пообедать шавермой и поработать в шахте, а затем раздобыть паспорт, попробовать себя на производстве шоколада, приобрести медицинскую страховку и сдать экзамен на водительские права. После прохождения первых этапов становится возможным экспериментировать и тесно взаимодействовать с другими игроками: например, торговаться. В игре, как и в реальной жизни, легко нарваться на мошенников, поэтому всегда надо быть начеку. Деньги в Grand Mobile — главное: на них можно покупать автомобили, дома и квартиры, а также запустить собственный бизнес. Свобода действий и социальный аспект — ведь за остальными персонажами в игре скрываются реальные люди — цепляют. По ходу игры не возникает ощущения, что все придумано за вас и исход предрешен.

На каких технологиях основана игра?

— Мы создавали игру на движках Unity и Red 3. Там заложены сюжет и игровая механика.

Как зарубежное экономическое образование помогло вам создать и монетизировать Grand Mobile?

— Думаю, что помог весь путь в целом — действия, достижения, ошибки. Конечно, финансовый бэкграунд является преимуществом, ведь помогает понять устройство игровой экономики. Фактически, мобильная игра Grand Mobile — это захватывающая онлайн MMORPG с открытым миром, где люди начинают свою жизнь с нуля в виртуальном городе, населенном другими игроками. Они строят карьеру, открывают внутри игры свой бизнес, могут добиться успеха и завести реальных друзей. То есть, игра предполагает вовлечение, и в среднем игрок проводит в ней 2 часа в день. Все это позволило почти сразу же показывать внушительные финансовые показатели. Нам удалось построить умелую экономическую систему внутри игры.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

— Как устроена эта система?

— Хочешь хорошо выглядеть или ездить на роскошном автомобиле — пополняй баланс и покупай внутриигровую валюту. Также, мы с командой разработчиков внедрили рекламу во вселенную игры: на уличных баннерах, одежде, афишах у магазинов и т.д. Это позволило открыть окно для сотрудничества с известными брендами. По итогам 2023 года Grand Play достиг оборота в 10 млн долларов. Недавно мы отчитались о наших результатах уже за 2024 год, где показатели достигли 17,9 млн долларов. Это обусловлено и ростом числа пользователей, и их активностью внутри игры. К примеру, за последний год средний донат (прим.ред.: денежное пожертвование) вырос на 12,8%. Игроки не только активно играют, но и готовы инвестировать в свое развитие. И конечно, нам есть, к чему стремиться и куда расти.

— Насколько законно создать свою игру в стиле GTA на серверах GTA, и получать с нее доход?

— Если говорить про те же GTA V RP-серверы, с которых у нас все и началось, то Rockstar (создатель GTA) не только не против, но и поощряет подобные проекты. Ведь благодаря подобным историям игра долгое время находится в топе самых просматриваемых категорий на Twitch, хотя была выпущена еще в 2013 году. По мнению Rockstar, ролевые серверы — один из примеров фанатского творчества, и компания всячески поддерживает его.

— Что помогло вам приобрести успех, когда игры наподобие GTA находятся в красном океане?

— Стоит понимать, что Grand Mobile — не просто бродилка или бессмысленная мобильная “игрушка”, а настоящая ролевая игра, в которой игроку предстоит построить жизнь с нуля. На старте приключения у вас есть лишь пара сотен внутриигровых монет в кармане и мечта стать гонщиком, бизнесменом, "крестным отцом"... или обычным работягой, которого устраивает его жизнь с регулярными утренними подъемами, дорогой на работу и обратно, и небольшим количеством свободного времени по вечерам. В Grand Mobile у вас есть возможность создать собственную историю, какой бы она ни была. Это может быть даже криминальный сюжет, где вы — амбициозный преступник, доблестный полицейский или нечистый на руку блюститель порядка, который за определенную цену может закрыть глаза на что-нибудь важное.

Каков вклад ваших родителей в ваше увлечение геймингом?

— Я безмерно благодарен родителям за то, что позволяли мне играть часами напролет в GTA, хотя многие на их месте могли бы поступить иначе: ограничивать, ругать, наказывать. В моем же случае, я занимался тем, что мне нравилось, и никто ничего мне не запрещал. Ну, и я, в свою очередь, не был простым “игроманом”: у меня был широкий круг интересов. Какое-то время я даже серьезно увлекался бодибилдингом и выигрывал некоторые городские соревнования. В общем, с родителями у нас были исключительно доверительные взаимоотношения.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

Что вы можете сказать другим родителям/вторым половинкам, которые считают игры "глупым увлечением"?

— Для меня игры — это не просто способ убить время, как может показаться на первый взгляд. Игры — это истории. По сути, искусство в чистом виде, упакованное в интерактивный мир. Люди всегда искали способы сбежать от обыденности: раньше это были книги, потом кино, а теперь — виртуальные миры.

Если вы считаете игры глупостью, подумайте: разве чтение романа или просмотр фильма — это пустое занятие? Ведь там тоже нет ничего "реального". Игры — это та же литература, только со свободой выбора. Это площадка, где мы исследуем, кем могли бы стать, если бы были чуть быстрее, чуть умнее, чуть смелее.

Считать игры пустыми — значит упускать из виду, что они давно стали частью нашей культуры. Они учат нас принимать решения, исследовать границы своего восприятия, жить в других мирах. И, возможно, если ваш ребенок увлечен ими, это говорит не о его инфантильности, а о том, что он ищет что-то большее, чем предлагает реальность вокруг него.

Игры, как и все остальное в жизни, требуют осознанного подхода. Разумеется, есть те, кто застревает в них, как раньше застревали в книгах или на лавке во дворе. Но нельзя винить мечту за то, что кто-то ей слишком увлекся. Я думаю, что нужно относится к этому немного проще. Тем более, откуда вы знаете — вдруг ваш сын играя в компьютерные игры добьется мировой славы и станет профессиональным киберспортсменом, стримером, или как я — создаст собственную игру?

На чем основан маркетинг Grand Mobile?

— Мы продвигаем игру разными способами. Не только классическим — на известных поисковых ресурсах — но и через собственные сообщества в социальных сетях, рекламу в медиа, у youtube-блогеров и других инфлюенсеров. Мы тратим на это так же много, как и зарабатываем. Ежемесячно на продвижение выделяются сотни тысяч долларов. Ничего из этого бы не произошло без нашей талантливой команды: их слаженная работа и генерация креативных идей позволяет нам быть конкурентоспособными и находиться в топе мобильных игр.

— Почему вы решили заколлабиться с Моргенштерном, и как такое сотрудничество сказалось на росте популярности игры?

В 2022 году мы решили сделать коллаборацию с Моргенштерном. Артиста знают все в рамках СНГ: он одиозный, эпатажный и яркий, что можно сказать и про наш игровой проект. Это было в рамках нашего бизнеса, связанного с RolePlay серверами для GTA V. Мы открыли специальный сервис Моргенштерна, назвали его KAIF SERVER. Воссоздали внутри игры реальную версию дома Алишера, дали возможность игрокам заглянуть к нему на студию, прокатиться на любой машине из автопарка и просто кайфануть на LIVE-концертах и тусовках. В общем, погрузиться в его жизнь. Мы даже построили внутри игры одноименный ресторан KAIF — все, чтобы оставить у игрока впечатление. Нам важно делать пользовательский опыт аутентичным, особенным. Открытие сервера было торжественным: Моргенштерн запустил стрим и сотни тысяч его фанатов смотрели, как он играет. Многие из них посетили наш сервер и стали новыми пользователями. Только в первый день к нам зашло 10 тысяч юзеров. Инфлюенс-маркетинг никогда не стоит недооценивать: он работает. Главное — продумать идею коллаборации.

Видео стрима:

Какой пиар-кейс стал самым успешным?

Не хотели бы выделять какой-то один кейс: горжусь всеми коллаборациями. Я бы рассказал о последнем событии, ведь оно произошло в Алматы. В декабре 2024 года мы с размахом отметили наш день-рождение: исполнился год с момента запуска Grand Mobile. Мы решили, что не будем отмечать его закрытым кругом, внутри нашей компании, и устроили большой городской концерт. Там выступили известные зарубежные артисты — Big Baby Tape, Alblak52 — и знаменитые казахстанские певцы, как V $ X V PRiNCE. При этом, мы сделали вход совершенно бесплатным. Думаю, когда ты даришь людям эмоции и впечатления, это уже успех.

Почему после жизни в ОАЭ и Швейцарии вы приняли решение вернуться в Казахстан?

Я всегда знал, что мое место на родине — в Казахстане. Будущее у нашей страны — светлое, и очень приятно видеть, какими темпами развивается IT-индустрия в РК. Сам я хочу приносить пользу казахстанскому обществу, быть частью нашей республики, развивать индустрию и помогать людям. К примеру, в мае прошлого года я оказал по своей инициативе помощь организации Enactus Kazakhstan и внес более 20 млн тенге на развитие проектов молодых бизнесменов. В 2025 году мы планируем направить до 500 млн тенге на организацию социально-культурных мероприятий, поддержку талантливой и креативной казахстанской молодежи, а также детских и национальных видов спорта. Также, хотим провести первый большой GameDev-форум и привезти мировых звезд этой индустрии.

Обладаете ли вы сами техническими или программистскими навыками?

На самом деле, я не являюсь кодером, программистом или продвинутым "технарем". Я просто имею навыки менеджмента, финансов, и понимание того, как устроен бизнес, с кем его нужно строить и как собрать эффективную команду. В общем, я, скорее, обладаю стратегическими навыками, а не узконаправленными техническими знаниями.

На создание игры у вас ушло более 100 миллионов тенге. А реально ли (объективно) создать игру без бюджета на реализацию или с минимальным?

Да, конечно реально, если вы сами — талантливый разработчик и сможете собрать вокруг себя такую же небольшую команду, которая будет готова поддержать вас исключительно за идею. Такие случаи тоже встречаются. Но конечно, если есть возможность привлечь инвестиции, это будет хорошо.

Расскажите, как удалось привлечь 10 тысяч посетителей игры в первый день после ее релиза.

Никакого секрета нет. У проекта Grand RolePlay на момент, когда мы его приобрели, была своя многотысячная аудитория. Используя свои медиа-площадки, мы привлекли игроков, а также вложились в рекламу.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

Как с тех пор получилось набрать более 60 миллионов скачиваний?

На сегодняшний день игра смогла набрать свыше 60 миллионов скачиваний, более 5 миллионов уникальных пользователей в месяц. Более того, наша игра уже переведена на английский и другие языки и готовится к фазе активного выхода на зарубежные рынки.

Недавно большинство наших игроков были из России, Украины, Беларуси и Казахстана. Но прошлой осенью мы начали выход в Европу, и только за первую неделю работы мобильная игра вошла в топ-5 приложений Google Play в Польше и Румынии. В Нидерландах наша игра вошла в топ-9 приложений. За 10 дней Grand Mobile в Европе установили больше 300 000 раз. В ближайший год мы планируем распространиться по Европе, а также выйти на рынок Турции и Индии. Затем мы пойдем в Южную Америку.

Формат игры, уровень вовлеченности, внутриигровые ивенты, возможность коммуникации, собственная экономика и свобода выбора, эффективный маркетинг — думаю, эти и многие другие факторы повлияли на то, что игра стала известной. Конечно, есть и фактор удачи. Его почему-то многие любят не упоминать.

— Как вы смогли попасть в Forbes "30 до 30", и что для вас значит этот опыт?

— Я рад, что редакция журнала Forbes Kazakhstan обратила внимание на наш проект и включила меня в рейтинг. Несмотря на то, что в рейтинге представлен я, за мной стоит большая команда талантливых специалистов. Вместе нам удалось сделать многое, уверен, что сделаем еще больше.

Рейтинг "30 до 30" полезен тем, что вдохновляет молодежь на амбициозные свершения, привлекает внимание к талантливым и перспективным людям, а также помогает устанавливать полезные связи и открывает новые возможности для карьерного и личного роста. Такие проекты очень важны для общественности.

Какие у вас бизнес-планы на 2025 год? Планируете ли вы создание новых игр?

— Сначала мы хотим полностью выстроить процессы и все наладить. Выполнить те планы, которые на данный момент уже реализуются. Затем переместим фокус на новую игру. Просто сейчас, если заниматься всем одновременно, то либо ничего не получится, либо получится, но плохо. Мы же хотим играть "вдолгую". На данный момент все наши цели связаны с мировой экспансией: когда вся планета будет играть в Grand Mobile, мы займемся и другими игровыми проектами.

No game no life: Роман Линейцев построил многомиллионный бизнес Grand Mobile на любви к GTA

Куда движется геймдев-индустрия в 2025 году?

— По итогам прошлого года, если верить исследованиям, доходность игрового рынка составила 187,7 млрд долларов США: это на 2,1% больше, чем годом ранее. Мобильный сегмент сохраняет первенство по доходам, однако уверенный рост также демонстрирует сегмент игр для ПК.

Я считаю, что традиционно будут популярны соревновательные виды онлайн-игр. Но также, мы увидим поворот в сторону в сторону более глубокого погружения, индивидуализации и расширения социальных возможностей. Уже сейчас тот же искусственный интеллект позволяет создавать динамичный геймплей и персонажей, способных реагировать на действия игрока, что делает игровой опыт более живым и уникальным. Виртуальная и дополненная реальность становятся инструментами для полного присутствия в цифровых мирах, открывая новые форматы взаимодействия.

Игры постепенно превращаются в универсальную платформу, где пересекаются развлечения, образование и социальная активность. Метавселенные стирают границы между реальностью и игровым пространством, создавая сложные экосистемы, где игроки могут общаться, работать и творить. При этом инди-разработчики продолжают формировать альтернативное направление индустрии, предлагая свежие идеи и нестандартные решения, которые расширяют представление о возможностях игр.

Выходит так, что игры становятся не просто технологическим продуктом, а важной частью современной культуры и инструментом взаимодействия с миром. Что будет дальше, страшно представить. Захватывает дух!

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *