В Казахстане активно развивается ИТ-среда, а для бизнеса создается все больше полезных решений. Мы поговорили с сооснователем и техническим директором казахстанской RPA-платформы Бериком Турсынбеком. Узнали о его карьерном пути, технологии RPA и ее пользе для бизнеса, и непосредственно о Python RPA — единственной казахстанской RPA-платформе.
— С чего вы начали карьерный путь и чем вы занимались до создания своей компании?
— На последнем курсе алматинского IT-университета, в 2013 году, меня приняли на работу в Ernst&Young, где я погрузился в сложные консалтинговые проекты. Это было непросто, но интересно. Там я познакомился с будущим партнером по бизнесу, с кем 5 лет спустя мы запустили компанию. Из EY я ушел заниматься аудитом в группу "Народного Банка". А после решил продолжить учебу по программе "Болашаку" в университете Carnegie Melon в США, и получил степень магистра в области e-business.
Я вернулся в Казахстан и в 2018 году получил оффер из Google. Одновременно с этим мы с Мухамеджаном Дузеновым, с которым я познакомился в EY, решили начать совместный бизнес и открыть компанию по внедрению RPA. Надо было выбирать: свое дело в Казахстане или корпоративная карьера в Америке. Я выбрал свой бизнес и Казахстане – эта идея меня привлекала гораздо больше.
— Не жалеете о своем выборе? Все-таки свой бизнес – большой риск и много трудностей.
— По-настоящему никогда не сожалел о своем выборе. Когда происходят кризисные моменты, конечно, думаешь: "Зачем мне это?" На нас с Мухамеджаном лежит ответственность за своих сотрудников и жизненно важные процессы наших заказчиков. Это тяжело. Но как только трудности остаются позади, понимаешь, что справился с еще одним вызовом и устоял. Когда видишь то, как развивается продукт, и как довольны заказчики, хочется работать еще интенсивнее.
— Как и многие разработчики ПО, вы начали с того, что внедряли продукты будущих конкурентов. Почему решили начать разрабатывать свою платформу?
— Мы видели большой потенциал у технологии и невысокий процент компаний в Казахстане и мире, которые могли бы себе позволить купить дорогие лицензии топовых вендоров. Мы видели проблемы и шероховатости будущих конкурентов изнутри, и идея разработать свою платформу казалась очевидной.
— Расскажите про ваш продукт, какие задачи бизнеса он решает?
— Мы разработали RPA-платформу. RPA (роботизированная автоматизация процессов) — технология, которая помогает автоматизировать повторяющиеся рутинные бизнес-задачи.
То есть, мы автоматизировали скучную повседневную работу финансистов, бухгалтеров, HR-менеджеров, закупщиков крупных и средних компаний с помощью программных роботов.
Программные роботы, созданные с помощью RPA, работают за компьютером вместо человека с помощью виртуальной мышки и клавиатуры. Простая и понятная аналогия — цифровой сотрудник. Цифровой сотрудник вместо человека вводит и сверяет данные, собирает информацию для отчетов и многое другое. Только он может работать 24/7, без отпуска и без единой ошибки. Это дает высокий денежный эффект для бизнеса и повышает уровень комфорта сотрудников.
— Чем RPA отличается от традиционной автоматизации?
— Основные преимущества роботизации перед традиционной автоматизацией — быстрое внедрение и старт, простота разработки и стоимость работ. Многие западные вендоры отошли от этих тезисов, и их лицензии очень дорогие, а разработка сложная.
При разработке Python RPA мы сохранили преимущества роботизации для бизнеса. В отличие от крупных западных платформ, для создания роботов на Python RPA не требуются специальные навыки. Достаточно базового знания Python и трехдневного обучающего онлайн-курса. Нам было важно создать демократичный продукт с точки зрения стоимости владения. У нас недорогие лицензии, — платформа доступна для многих компаний. А для разработки роботов можно нанять студента второго курса технического университета.
— Вы рассказали про бизнес-преимущества, расскажите про преимущества с технической точки зрения.
— В руках ИТ-команды RPA-платформа становится инструментом для быстрого решения бизнес-задач. Разработчик по ТЗ быстро роботизирует любую задачу, так как RPA — это работа через интерфейс, без интеграций API. Например, у нашего заказчика, "Отбасы банка", началась масштабная жилищная программа, и на сотрудников свалилась куча ручной работы.
Работники ИТ-отдела за несколько дней создали программного робота на чистом Python, подключили OCR (программное обеспечение для распознавания печатного текста) и избавили сотрудников от сотен часов ручного труда. Большую и сложную задачу быстро решили с помощью RPA, для традиционной автоматизации понадобились бы месяцы.
Также, роботы решают те задачи, для которых не подходит автоматизация. Например, можно без проблем автоматизировать работу с устаревшими (legacy) системами. К тому же, роботизация — единственное решение при работе с сайтами, с которыми нет интеграции API, например, с сайтами государственных услуг. Робот вместо человека будет логиниться на сайтах, загружать или выгружать данные и вносить во внутренние системы учета.
— Какие наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются компании при внедрении RPA, и как их решить?
— Наша платформа внедряется легко — заказчики не сталкиваются с проблемами с технической точки зрения. Возникают проблемы идеологические. Для внедрения новой технологии важны поддержка руководства заказчика, корпоративная культура, ориентированная на инновации и результат, и заинтересованность сотрудников. Бывают случаи, когда есть поддержка руководства, но на уровне главного бухгалтера или директора по HR нет вовлеченности. Тогда роботы "простаивают" без работы.
Проблемы могут возникнуть при поиске или неправильном определении процессов для роботизации. Для этого нужен консалтинг и готовность сотрудников делиться подробностями своей работы. Такие проблемы решаются воркшопами: руководители департаментов собирают сотрудников и с помощью специалиста по консалтингу находят подходящие процессы. В нашем бизнесе клиент знает свои процессы лучше нас, поэтому от простого специалиста зависит многое. У среднего и крупного бизнеса просто не может не быть рутинных задач, главное — их правильно определить.
— Как вы оцениваете состояние рынка роботизации в Казахстане сегодня?
— Рынок роботизации: небольшой, но он растет, в том числе, благодаря нашим усилиям в маркетинге.
Рынок лицензий и внедрений: мы оцениваем его в 6-8 миллионов долларов.
Спящий рынок: например, рынок внедрений корпоративного ПО (ERP, BPM, CRM, документооборот). В этих проектах часть работ может сделана базе RPA, если речь идет об интеграции с системами без API, с длинной процедурой интеграции и сжатыми сроками для разработки. В таких случаях RPA — отличный помощник. Этот рынок спящий и он измеряется в миллиардах тенге.
— Какое место на рынке RPA занимает Python RPA?
— Сейчас Python RPA — лидер рынка в Центральной Азии по количеству клиентов и внедрений. У нас глобальный и уникальный продукт. Уникальность заключается в совмещении возможности создания роботов с помощью конструктора (Low-code), разработки ботов на чистом Python и качественном управлении (Оркестрации). При этом, цены на наш продукт в разы ниже зарубежных аналогов. Благодаря этому с нами работают банки и финансовые брокеры, FMCG компании в Казахстане, компании Фонда Самрук-Казына (Казпочта, Интергаз Центральная Азия, КТЖ, Qazcloud, Air Astana), банки Кыргызстана и Узбекистана. Также, у нас есть клиенты в Бразилии, США и Филиппинах, и мы находимся на этапе переговоров с клиентами из ОАЭ, Индии, Азербайджана
— Каково быть разработчиком ИТ-продукта в Казахстане? С какими сложностями вы сталкиваетесь? Отдают ли заказчики предпочтение отечественной разработке?
— Как разработчики, мы чувствуем себя очень комфортно в Казахстане. Наши пользователи делятся, что им приятно работать с отечественным продуктом. Мы не сталкивались с недоверием к Python RPA, только к самой технологии, которая пока только становится базовой частью ИТ-ландшафта крупных компаний в Казахстане. В этом сложность: донести пользу и ценность. Мы с этим успешно справляемся, но не без трудностей, конечно. Чем бóльшее количество людей нам удается убедить в пользе RPA, тем больше мы сами гордимся своей работой. Пройдя этап сомнений, внедрения и апробации, пользователи уже не представляют свою работу без роботов. Они делятся с коллегами своими результатами, и у разработчиков RPA появляется очередь из людей, желающих избавиться от рутины.
— В каком направлении развивается технология RPA, расскажите про тенденции? Повлиял ли тренд на искусственный интеллект?
— RPA поддерживает тренд на ИИ. Концептуально совершен переход от RPA к IPA — интеллектуальной автоматизации процессов. Искусственный интеллект делает программных роботов умнее. Обычно боты работают строго по заданному сценарию и лишены возможности анализировать и принимать решение, а искусственный интеллект сильно расширяет их функционал. От реальных сотрудников требуется все меньше участия, потому что роботы все лучше справляются со сложными многоэтапными задачами.
Программные роботы, оснащенные AI-инструментами, работают с бумажными документами, неструктурированными данными, распознают документы и становятся незаменимыми помощниками реальных сотрудников.
— Поделитесь реальными кейсами, как это работает у ваших заказчиков?
— Например, для распознавания электронных документов можно обучить ML-модель на Python. Наши заказчики, BI Group, пользуются этим кейсом для ежедневной работы с банками. ML-модель, написанная на Python, натренирована на опыте казначеев компании. Никакого ручного труда — программные роботы в связке с ML-моделью решают задачу распознавания и разноса данных.
Также программных роботов оснащают «глазами» — OCR, и людям больше не надо руками вбивать в системы учета данные с бумажных документов. Достаточно отсканировать документ, запустить робота, и задача будет выполнена быстро и без ошибок. Это распространенный кейс, связка RPA и OCR работает у многих наших заказчиков. Например, "Общий центр обслуживания" в немецкой производственной компании с помощью RPA и OCR распознает и извлекает данные из актов выполненных работ, товарных накладных, приходных ордеров. А также, создает бухгалтерские проводки в SAP. Наш давний клиент, "Отбасы банк", таким же образом обрабатывают бумажные документы.
С помощью GPT роботы разбирают почту и отправляют письма в нужный отдел. Без ИИ невозможно было бы решить проблему неструктурированных данных, а связка программного робота ChatGPT (OpenAI). отлично с этим справляется. Мы недавно делали пилот такого проекта для оператора облачной ИТ-инфраструктуры. Робот считывает обращения с почты, с помощью ChatGPT разделяя на их категории: от потенциального клиента, по вопросам техподдержки. Далее создает или тикет, или лид в CRM. Таким образом, мы можем исключить человеческий фактор и повлиять на продажи клиента.
Также AI становится частью RPA-платформ. Разработчикам предлагается Co-pilot, второй пилот для "достраивания" процессов. Это сильно экономит время. Мы как раз сейчас работаем над тем, чтобы Co-pilot появился и в Python RPA.
— Расскажите подробнее, какие планы по развитию платформы с технической точки зрения?
— Как я уже говорил, мы разрабатываем Co-pilot. Много внимания уделяем:
- Совершенствованию функционала платформы. На днях выпускаем обновленную версию Студии, в которой разрабатываются роботы;
- Оркестратору. В последней версии добавили возможность запуска роботов по триггерам: эту функцию просили наши заказчики.
- UX и UI дизайну.
При создании платформы мы хотели сделать продукт, который был бы доступен по стоимости большому количеству компаний, при этом с мощным функционалом. Для этого мы брали самое лучшее у популярных платформ и отсекали ненужное. Сейчас, реализовав основной функционал, мы дорабатываем и шлифуем Python RPA. Также, мы открыты к запросам наших заказчиков и регулярно добавляем фичи, которые помогают в разработке роботов.
Примечание: публикация сделана на правах рекламы.