Кто сказал, что врач не может быть предпринимателем? Алмас Кусаинов — психиатр-нарколог, вошедший в мир бизнеса затем, чтобы решить боли, с которыми он столкнулся в медицине. Его детище ТОО «Республиканский медицинский институт» предлагает систему по проведению медицинского освидетельствования (ЭСМО) и уже заручилось признанием 200 организаций в Казахстане. О том, что помогло ему как непрофильному IT-руководителю прийти к успехам в бизнесе и цифровизации, Алмас рассказал редакции ER10 Media.
Альянс QazTech запустил Клуб QAZTECH, новую платформу для ведущих технологических предпринимателей Казахстана. Цель клуба — решать ключевые проблемы отрасли и развитие технологическую экосистему страны за счет открытого диалога и совместной работы. Редакция ER10 Media создала рубрику об участниках Клуба QAZTECH, в которой казахстанские предприниматели раскрывают себя и закулисье своего бизнеса в формате анкеты.
Я и бизнес
Наш с партнером бизнес — компания ТОО «Республиканский медицинский институт». Мы разработали и внедрили систему по проведению медицинского освидетельствования (ЭСМО), в которой работает более 200 организаций Казахстана. Она интегрирована с государственными системами, включая ЕРАП КПСУ ГП, что позволяет реализовывать безбумажный документооборот при административном судебном разбирательстве.
Мы работаем с 2015 года. Первоначально занимались последипломным обучением медицинских работников и психологов. Я — врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук. Имею опыт работы в республиканских организациях. Мой компаньон — психолог, который позже получил юридическое образование. В 2016 году за счет собственных средств создали первую систему ЭСМО. Постепенно начали ее внедрение в регионы, лично ездили туда и пытались получить возможность для демонстрации работы системы. Мы понимали, что с ограниченными финансовыми ресурсами и функционалом у нас мало шансов, поэтому изначально сделали ставку на интеграцию нашей системы с государственными системами. Год ушел на прохождение аккредитации на информационную безопасность, затем два — на интеграцию системы с ЕРАП КПСУ ГП.
В начале никто не воспринимал нашу компанию всерьез, но несмотря на это мы продолжали работать над проектом. Создали вторую систему для проведения предрейсовых осмотров водителей, которую постепенно дорабатываем и начинаем внедрять. После внесения изменений в действующие НПА, приняли решение закрыть направление последипломного образования и сосредоточиться на IT-направлении. Вступили в Astana Hub.
Читайте также: интервью с резидентами Astana Hub.
Первыми сотрудниками, которых мы наняли в компанию, стали бухгалтер, покинувшая затем команду, и «сердце компании» Алтынай, руководитель отдела технической поддержки, один из самых замотивированных сотрудников.
Сейчас компания состоит из 6 человек.
Всю прибыль на первоначальном уровне мы практически полностью реинвестировали в наш проект, так как «росли» на свои деньги.
Текущий оборот нашей компании составляет более 100 млн тенге.
Наше главное достижение в бизнесе — что мы с партнером, не являясь профильными IT-специалистами, до сих существуем и пытаемся запустить новые проекты.
Мы видим будущее нашей компании в развитии и разработке новых проектов в медицине при помощи ИИ. Как практикующий врач, я вижу много «болей» в медицине, которые можно эффективно решать с помощью цифровизации.
Самый большой провал в бизнесе, как мне кажется, еще впереди. Как и большие успехи.
Самый проблемный вопрос, с которым сталкивается современный предприниматель — это «наличие свободных финансовых средств», которых всегда будет мало.
Мой самый большой страх как предпринимателя — опоздать с реализацией новых идей и задумок.
Я занимаюсь бизнесом для того, чтобы «самореализоваться» и стать более свободным: заниматься тем, что я хочу сам.
Периодически у меня бывает бессонница, но я воспринимаю ее как способ найти решение для каких-то проблем в своей жизни.
Я и IT
Параллельно я являюсь руководителем небольшой частной медицинской клиники и продолжаю работать с пациентами. Это моя основная профессия, и она мне нравится. IT же лично для меня является terra incognita. Это — способ узнать что-то новое и попытаться решить имеющиеся проблемы в медицине и т.п.
Наша первая «активно работающая система» ЭСМО уже имеет более 1,5 млн заключений, аналогов ей еще не встречал. Я не думаю, что мы сможем внедрить ее в других странах, но по крайней мере уверен в том, что мы сделали первые шаги по обеспечению «прозрачности» проведения процедуры медицинского освидетельствования в Казахстане.
Я вступил в Клуб QAZTECH, потому что хочу общаться с успешными предпринимателями в сфере IT, так как хочу учиться и наблюдать за лучшими. Наша компания, как и другие компании-«малыши», тоже имеет право быть, расти и крепнуть.
Команда в компании уже давно сформирована и наши специалисты успешно работают самостоятельно. Основная задача как руководителя — «не мешать им работать» и решать только стратегические задачи.
Моя главная цифровая вредная привычка — ежедневный скроллинг Facebook.
Мое экранное время на устройствах в среднем составляет более 6 часов в день.
Я использую нейросети/ИИ в своей работе практически для всего, до чего могу «дотянуться».
У меня нет особой миссии в цифровизации, меня это «драйвит». Прямо сейчас мы заняты разработкой мобильного приложения для врачей «Цифровая поликлиника» на базе ИИ. Оно поможет осуществлять удаленный врачебный мониторинг за амбулаторными пациентами, нуждающимися в наблюдении. Я сам нуждаюсь в таком приложении, и, уверен, оно принесет пользу всем врачам, пациентам и их родственникам.
Цифровизация уже прочно вошла в нашу жизнь и без нее будет сложнее.
БЫЛО или НЕ БЫЛО?
Трудное расставание с сотрудником: БЫЛО. Всегда тяжело расставаться с людьми, но каждый раз на это были объективные причины.
Недопонимание с сооснователями: НЕ БЫЛО. В самом начале проекта нас было трое, но один из инициаторов проекта вышел практически в самом начале из-за нехватки времени. Мы продолжаем дружески общаться по сей день.
Трудности в совмещении бизнеса и семьи: БЫЛО. Профессия врача изначально предполагает «фокус» на работе, и я принимаю достаточно небольшое участие в жизни своей семьи, так как имею надежный тыл в лице своей супруги.
Кассовый разрыв: НЕ БЫЛО. Бизнес небольшой, мы всегда рассчитывали свои силы.
Борьба с конкурентами: НЕ БЫЛО. Как мелкие игроки, занимаем небольшую специфическую нишу и пока особо никому не интересны. В начале проекта даже получили поддержку крупного игрока, получившего обратную связь от врачей, которые уже работали в нашей системе.
Получение гранта: НЕ БЫЛО.
Привлечение инвестиций: НЕ БЫЛО. Сейчас в этом нет необходимости. Но на свой новый проект постараюсь привлечь.
Победа в номинации: НЕ БЫЛО. Сложно представить номинацию в нашей отрасли.
Кредит на решение вопросов бизнеса: НЕ БЫЛО.
Желание продать бизнес: БЫЛО. Мне кажется, это есть у всех предпринимателей, все зависит от цены и согласия всей команды.
Советы от бизнесмена
Не считаю себя достаточно компетентным, чтобы раздавать советы.
Книги про бизнес не читаю, пока нет такой потребности. В новом проекте буду сразу искать смарт-инвестора, ведь считаю это самым простым и эффективным способом обучаться.