Родители детей с особенностями развития сталкиваются с колеей врачей, тревог и трудностей. Муратбек Маширов всерьез озадачился этой проблемой и придумал решение, которое поможет таким родителям выйти из "крысиных бегов", расслабиться и вспомнить о собственном счастье. Его платформа MentiAI предлагает обучение по инклюзивной грамотности, активное сообщество и разнообразные активности, которые помогут родителям оптимизировать уход за особенными детьми, найти больше времени на себя и обрести поддерживающее окружение. В эксклюзивном интервью Муратбек рассказал, как создал стартап и в чем заключается его суть.

— Как родилась идея вашего стартапа?
— По образованию я не врач и не педагог, также я не имею опыта в IT. Но являюсь очень верующим человеком и неравнодушен к проблемам детских заболеваний. Считаю, что нельзя обходить стороной такую серьезную проблему. Не обязательно перенести инфаркт, чтобы стать кардиологом, не так ли?
Я понимаю, что родителям особенных детей не до создания стартапов. Для них каждый день является большим испытанием. Они живут с непониманием, что происходит, ведь наука не полностью изучила такие заболевания. Я работал в команде с психологами и невропатологами, а также часто общаюсь с родителями детей с особенностями развития. Это побудило меня открыть специальный центр для таких детей. В том месте я получил сильную практику и много знаний касательно этой темы. Я верю в то, что при любом расстройстве можно стабилизировать состояние. Но этого не сделать только посещениями развивающих центров и специализированных школ: специалисты могут только направить, а остальное в руках родителей. Именно им предстоит вовлечь своих детей в социум. Так родилась идея стартапа MentiAI, который дает поддержку родителям особенных детей. В 2025 году мы вошли в список 15 лучших стартапов по версии Astana Hub.
— Расскажите больше о своем бэкграунде.
— По образованию я — юрист-правовед, выпускник Академии МВД РК. Некоторое время работал в системе правоохранительных органов. Но так как моя мама всю жизнь проработала педагогом, а папа врачом, вокруг меня ходила информация о детях, о разных болезнях. Мне передалось их неравнодушие.
Работал и председателем акционерного общества, и в советах директоров крупных компаний, и на рядовых позициях. В кризисы, бывало, работал таксистом.
— А какие боли общества вам удалось выявить?
— В развивающих центрах дети проводят от силы четыре часа. Потом они приходят домой и не имеют возможности использовать приобретенные знания. Дело в том, что многим родителям не хватает понимания, как правильно взаимодействовать с таким ребенком, вследствие чего они говорят словно на разных языках. На трудности в коммуникации ребенок может отреагировать истерикой, а родитель, в свою очередь, может ответить агрессией. Происходит конфликт, отдаление, а новые знания так и не были использованы на практике. Задача платформы MentiAI — обучить родителей инклюзивной грамотности и снабдить инструментами, которые будут полезны им каждый день. Родители станут больше понимать своего ребенка, благодаря стрессовый фон семьи уменьшится. В США, например, родители радуются каждому малейшему прогрессу и действию своих детей, устраивают праздники в их честь, а дети, в свою очередь, чувствуют большую поддержку. Это элементарная вещь, которая очень сильно укрепляет связь между членами семьи.

— Расскажите про функционал MentiAI.
— Сейчас у нас есть только веб-версия. Мобильное приложение планируем разработать после привлечения первых инвестиций или грантов. Сайт в данный момент доступен на русском языке, перевод на казахский находится в разработке. В будущем мы с командой планируем адаптировать MentiAI еще и под англоязычную и арабоязычную аудитории. Важно уточнить, что мы не требуем называть свои реальные имена, ведь тема является уязвимой и болезненной. На сайте есть следующие функции:
- На сайте круглосуточно работает ИИ-консультант, который фильтрует запросы пользователей и отвечает на их вопросы.
- Родители заполняют анкету о своем ребенке: какой был установлен диагноз, сколько ему лет, насколько он самостоятелен, какая у него речь. Согласно полученным данным ИИ подберет для родителей занятия, которые можно просматривать на главной странице сайта.
- Присутствует и тематическая площадка, на которой могут общаться родители особенных детей. Они делятся своим опытом, рекомендациями, советуют друг другу врачей и оказывают поддержку.
- А в “Дневнике” родитель может фиксировать повседневные события, динамику развития ребенка и свои переживания. Все конфиденциально, но при желании родитель может сделать запись в дневнике публичной и поделиться ей с другими. Так разные родители с СДВГ, например, смогут обсудить общие проблемы и их решения. К примеру, более опытные родители могут рассказать многое тем, кто только столкнулся с каким-либо диагнозом. Это не советы специалистов, а советы реальных людей, которые ногами, слезами, потом и бессонными ночами смогли дойти но конкретного результата.
- В “Блогах” родители могут создавать тематические группы, делиться ссылками на статьи.
- В “Сообществах” можно найти родителей детей с конкретным диагнозом.
- Доступны и “Чаты”, где ведется переписка между двумя пользователями. Абсолютно конфиденциальная, разумеется.
- В “Событиях” можно назначить полезную офлайн-встречу, пригласить друг друга на праздник или договориться о походе куда-либо. Некоторые мамы ради своих детей выучились новым специальностям, и могут обучать им других — массажу, например. Такие родители могут проводить как бесплатные встречи, так и платные, по желанию. Даже 500 или 1000 тенге могут принести дополнительный доход.
В дальнейшем я планирую добавить награды за активность и устраивать родителям тематические встречи. Например, по самомассажу или макияжу. Хочу, чтобы женщины смогли вылезти из этой тяжелой рутины, обратили на себя внимание, чуть-чуть улыбнулись и вспомнили, что они в первую очередь женщины, и только потом мамы. К тому же, состояние родителя однозначно влияет на состояние ребенка.
— Для родителей детей какого возраста предназначен стартап?
— Никаких ограничений.

— Можете перечислить, какие специалисты работают в стартапе?
— Большую часть я делаю сам, но также вклад вносит Айдана, CMO проекта. Она прошла со своим сыном путь от ЗПР до нормотипичного ребенка, который сейчас поступает в обычную школу. Такого результата удалось достичь благодаря постоянным регулярным занятиям. Теперь Айдана, помимо маркетинговой части, занимается общением с другими мамами на платформе. Когда я предложил ей участие в MentiAI, она поддержала, чтобы в мире стало больше мам с хорошим результатом.
Мы регулярно привлекаем специалистов по дефектологии и психологии, которые каждый день работают с пользователями нашей платформы.
— Как вам удалось технически создать такой сайт без опыта в программировании?
— Писал сайт я самостоятельно, через программу. До этого не имел вообще никакого опыта в программировании, да и языками не владею. С помощью Astana Hub удалось сформировать сайт с рабочими инструментами за две недели. MVP в целом появился благодаря Astana Hub: на обучениях Startup Garage и Startup Academy я понял, как реализовать идеи в настоящий продукт. Меня обучили работе с ИИ, маркетингу.
— Приносит ли ваш стартап доход?
— Кроме эмоционального удовлетворения пока ничего не приходит, потому что это социальный проект. Это социальная боль и тяжелая проблема. Родители не могут платить за платформу, ведь содержание одного только ребенка обходится минимум в 400 тысяч тенге в месяц, включая врачей, массажи и так далее. К слову, многие специалисты тоже отказываются от работы с нами, поскольку мы пока не можем выдвинуть сильные финансовые предложения.
Поэтому направляюсь в госсектор, чтобы с помощью государства удалось давать инклюзивные инструменты и преподавать. Мы охватили четыре направления, поэтому направим письма Минздраву, Минпросвещения, МЦРИАП и Министерству труда и социальной защиты населения.
— Что еще у вас в планах?
— После старта сотрудничества с государством я вижу интеграцию с eGov Mobile, чтобы родители могли подавать заявки на получение инвалидности ребенку онлайн. Через год мы хотим интегрировать через нашу площадку все, что касается особенных детей и поддержки семей. Оцифровать все, начиная от диагностики ребенка и заканчивая оздоровительными программами.
— Как вам удается финансировать стартап? У вас есть другие проекты?
— Других проектов нет. В целом, на содержание и развитие стартапа у меня уходит 50 тысяч в месяц.

— А сколько инвестиций вы бы хотели привлечь?
— 200 тысяч долларов. Во-первых, чтобы привести в порядок технологическую и техническую составляющие проекта. Во-вторых, чтобы нанять команду технических специалистов. Я хочу расширить функционал платформы, и мне нужны сильные действующие специалисты, чтобы правильно разработать методологию. Затем мы подадим ее в Министерство образования. И, конечно, нужны средства на продвижение и масштабирование.
— Куда вы планируете масштабироваться?
— Так как я патриот своей страны, для меня в приоритете развить MentiAI по всему Казахстану. Затем — Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан. После уже Арабские Эмираты, Катар, Саудовская Аравия, Египет и Йемен. Ну, а потом все-таки хочется масштабироваться в США.

— Вы сами говорили, что некоторые люди не принимают диагнозов своих детей. Не думаете ли вы, что услугами стартапа в целом будут пользоваться осознанные, вовлеченные люди, а безучастные просто не заинтересуются?
— Такая проблема временна, потому что стартап относительно молодой. Сейчас мы даем возможность участвовать в прогрессе общества активным родителям. Они рекомендуют другим. Когда методика начнет доказывать свою эффективность, любой родитель захочет присоединиться.
— Есть ли у вас интеграция с клиниками, развивающими центрами, школами?
— Такая интеграция есть в планах. Я хочу приступить к ней после получения ответа от администрации президента.