В Казахстане официально зарегистрированы всего 3% детей с инвалидностью, а остальные не получают поддержку из-за стигмы, нехватки специалистов и слишком дорогого оборудования. Это побудило команду юных девушек-программистов до 23 лет создать решение, которое могло бы сделать реабилитацию доступной для каждого ребенка. Так родился стартап Samğa — платформа, предлагающая терапевтические упражнения через игровой формат. О создании, развитии и планах стартапа рассказала его команда:
- Азиза Юсупова — проектный менеджер.
- Элиф Мамедова — UI/UX-дизайнер, иллюстратор.
- Мерей Жазитова — фронтенд-разработчик.
- Дильназ Сабитова — бэкенд-разработчик, CV-инженер.
- Мөлдір Андирбекова — бэкенд-разработчик, CV-инженер.

— Как родилась идея вашего стартапа?
— Азиза: Идея Samğa появилась из реальной боли, которую увидела тиммейтка нашей команды. Мама одного из наших тиммейтов — учитель, который уже более 15 лет работает с детьми. Благодаря ее опыту мы очень рано столкнулись с реальностью: у этих детей огромный потенциал, но им трудно вовлекаться в традиционные терапевтические и учебные упражнения. Они часто скучные, монотонные и не адаптированы под особенности ребенка.
Одна история особенно вдохновила нас. Учительница рассказала, как однажды превратила обычное письменное упражнение в простую игру — и ребенок, который раньше полностью отказывался заниматься, вдруг увлекся и сделал заметный прогресс. В этот момент стало ясно: меняя формат, можно изменить результат.
Позже мы узнали факт: в Казахстане официально зарегистрированы всего 3% детей с инвалидностью. Остальные дети не получают поддержку из-за стигмы, нехватки специалистов и слишком дорогого оборудования. Тогда мы решили, что будем работать над платформой, которая сделает реабилитацию доступной каждому ребенку — простой, игровой и современной, без дорогих устройств и без барьеров. Так родилась Samğa — место, где терапия превращается в игру, а развитие становится доступным.
— С какими основными трудностями чаще всего сталкиваются дети с двигательными нарушениями и особенностями развития, и их родители в Казахстане?
— Дильназ: Мы выделили три ключевые проблемы:
- Ограниченный доступ к системной реабилитации
- нехватка специалистов,
- мало коррекционных школ,
- очереди в центрах по 6–12 месяцев.
- Финансовый барьер. Специальное оборудование и занятия стоят дорого. Для многих семей даже 1–2 занятия в неделю — уже неподъемная сумма.
- Отсутствие мотивации у детей
- традиционные упражнения монотонные,
- детям сложно удерживать внимание, что приводит к срывам, отказам и медленному прогрессу.
Samğa решает сразу все три проблемы — доступностью, игровым форматом и возможностью заниматься хоть каждый день.
— Есть ли особенности региона, которые делают ваш проект особенно актуальным здесь?
— Азиза: Да, и несколько из них критичные:
- Очень низкий уровень регистрации — всего 3% Это значит, что дети просто не доходят до помощи и остаются вне системы.
- Большие расстояния и мало специалистов. В регионах Казахстана семье иногда нужно ехать 200–300 км до ближайшего центра.
- Социальная стигма. Многие родители избегают обращаться за помощью, боясь оценки общества.
- Дефицит технологий на казахском языке. Большинство иностранных решений недоступно на казахском — Samğa решает эту проблему впервые.

— Расскажите, на каких технологиях базируется ваша платформа.
— Мерей: Samğa работает на стыке Computer Vision и AI-аналитики.
- Computer Vision (CV). Веб-камера отслеживает движения рук, головы, корпуса или взгляда ребенка. То есть ребенок может управлять играми без любых устройств — просто своим телом.
- AI-анализ движений. Искусственный интеллект:
- оценивает точность, скорость и амплитуду движений,
- подсказывает, что улучшилось,
- подсказывает, какие навыки требуют внимания,
- рекомендует упражнения.
- Web-платформа. Работает на любом ноутбуке, компьютере или планшете. Никакого дорого оборудования, никакой установки — просто веб-камера и интернет.
— Какие именно возможности будут получать пользователи вашего стартапа? Расскажите о плюсах для детей и их родителей.
— Дильназ: Платформа Samğa предоставляет детям с инвалидностью возможность заниматься в игровом формате и таким образом дополнять основную реабилитацию. Наши интерактивные игры помогают развивать речь, внимание, мышление, моторику и другие навыки, и подстраиваются под темп и потребности ребенка. Благодаря этому развитие может продолжаться и вне специальных центров — дома, в комфортной среде.
Для родителей предусмотрен функционал сопровождения: личный кабинет с отражением прогресса, профессиональные рекомендации и практические материалы. Это помогает понимать, какие направления требуют большего внимания, и поддерживать регулярность занятий.
Игры платформы будут доступны на казахском, русском и английском языках.
— Почему ваша платформа повышает эффективность обучения таких детей и за счет каких механизмов это происходит?
— Элиф: Эффективность Samğa обеспечивается сочетанием проверенных терапевтических упражнений, игровых методик, технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта, а также индивидуального подхода к каждому ребенку. Контент платформы создается и адаптируется с регулярными консультациями профильных специалистов — дефектологов, логопедов и инклюзивных педагогов, что гарантирует методическую корректность и соответствие потребностям детей. Веб-камера отслеживает движения рук, головы и тела ребенка в реальном времени, позволяя использовать движения как средство управления в игре и как терапевтическое упражнение. Искусственный интеллект подстраивает сложность заданий под уровень ребёнка, обеспечивая персонализированный подход.
Игровая форма обучения повышает вовлеченность ребенка, а адаптивные уровни и отслеживание прогресса позволяют максимально эффективно развивать навыки. Рекомендуемый режим занятий составляет 3–5 раз в неделю по 15-20 минут, и первые заметные результаты обычно проявляются через 6–8 недель регулярной практики при поддержке родителей.

— Расскажите о команде.
— Элиф: Наша команда состоит из пяти ключевых участниц, каждая из которых имеет свой профиль, необходимый для разработки IT-продукта на пересечении медицины и технологий. Для нас очень важно, чтобы платформа была не просто игрой, а эффективным дополнительным для инструментом реабилитации, поэтому мы очень серьезно относимся к вопросам инклюзии. Наши игры основаны на проверенных терапевтических упражнениях и разработаны при участии специалистов. Мы регулярно проводим консультации с дефектологами, логопедами, инклюзивными педагогами для оценки контента и упражнений, а также с экспертами в области игровых технологий (CV games), UX-дизайнерами и игровыми терапевтами для улучшения логики и вовлеченности. Ранее мы привлекали экспертов на разовые консультации, но планируем перейти на постоянное сотрудничество с одним специалистом. Это позволит нам принимать решения по развитию платформы только после профессиональных рекомендаций, гарантируя максимальную пользу для детей.
— Какие сложности встречаются вам при создании стартапа?
— Дильназ: При создании стартапа основными сложностями являются реализация идеи и ее проверка на практике. Некоторые идеи требуют значительного финансирования, другие — длительного тестирования. Также важную роль играет подбор команды: нужно собрать профессионалов, которые разделяют ценности проекта и готовы вкладываться в его развитие.
— Есть ли на рынке подобные решения? Чем вы от них отличаетесь?
— Мөлдір: Да, на рынке есть похожие решения, такие как HelpKidzLearn, Nintendo Special iApps, Shyraq и другие. Наше решение отличается следующими преимуществами:
- Трехъязычная платформа (удобно для семей с разными языками общения).
- Интерактивные игры, разработанные совместно со специалистами.
- Игры, проверенные экспертами, что гарантирует их пользу и безопасность.
- Удобный и дружественный интерфейс, адаптированный для детей с особенностями развития.
- Личный профиль ребенка, позволяющий отслеживать прогресс.
- Возможность добавления нескольких детей в одном аккаунте, где для каждого будет свой уровень и индивидуальный процесс обучения.
— Как вы планируете внедрять стартап в повседневную жизнь людей с особенностями развития? Коллаборации с государством? С бизнесом? Или как-то иначе?
— Азиза: Мы планируем сотрудничать с медицинскими центрами и специализированными учреждениями, предоставляя им нашу платформу для использования в реабилитационных классах.
Также мы создаем возможность для родителей применять наше приложение дома — в комфортной обстановке, без обязательного участия специалиста. Это позволит им регулярно заниматься с ребенком и улучшать его состояние в удобном режиме.
— Есть ли у вас уже успешные кейсы?
— Мерей: На этапе разработки стартапа мы провели двухнедельное тестирование в Центре Развития и Реабилитации имени Сауле Рахимжановой. По итогам эксперимента дети стали активнее взаимодействовать с игровыми заданиями, проявлять интерес и больше двигаться. Это показало потенциал платформы и ее реальную пользу.

— Как сами люди с особенностями развития вовлекаются в процесс тестирования и разработки вашей технологии?
— Мөлдір: С самого начала развития проекта мы приступили к внимательному изучению нашей аудитории — детей с инвалидностью, их особенностей развития и эффективных методов реабилитации. Завершив разработку прототипов игр, мы сразу же обратились в местный Центр Развития и Реабилитации имени Сауле Рахимжановой, где взяли у специалистов центра предварительную консультацию по играм, а потом в течение двух недель смогли поиграть их с ними, находясь рядом и оказывая необходимую помощь. Это дало большой толчок в развитии игр, ведь мы играли с детьми разного возраста и типа инвалидности — ЗПРР, Синдром Дауна, РАС (Расстройство Аутистического Спектра) и ДЦП. На этом мы не остановились и провели долгую консультацию с еще одним центром — Феникс Скиллс, получив множество советов и от них. Далее мы планируем найти специалиста из этой сферы на постоянную основу, ведь игр в нашу платформу можно добавлять сколько угодно и вектор развития смотрит далеко.
— Как пользоваться вашей платформой? Что в этот момент делают родители? Нужно следить за прохождением заданий, игр?
— Мөлдір: Платформа разработана по стандартам UI/UX дизайна, поэтому интуитивно понятная навигация по сайту, а к каждой игре у нас сейчас готовятся видео-инструкции (ранее мы показывали и обучали детей вживую).
Конечно, нахождение родителя/опекуна или специалиста в комнате с играющим ребенком обязательно, как и в других ситуациях. Здесь от взрослого требуется только ненавязчивое ведение ребенка в процессе игры и переключение игр. Одной из наших целей было облегчить сессии терапии детей с инвалидностью во время нахождения дома.
То есть, им не нужно придумывать игры самим, а лишь включить нашу платформу и быть рядом. Дети, как мы заметили на нашем опыте, довольно быстро привыкли к правилам отдельных игр и в последующие дни приступали к выполнению сами. Также хочется отметить, что мы не претендуем на требующие физических элементов игры, которые также играют важную роль в развитии детей, но мы собираем в платформе все игры, которые могут привлечь детей к движению и развивать их моторные и когнитивные навыки день за днем.
Что касается специалистов реабилитационных центров — мы предлагаем нашу платформу в качестве разминки для детей перед основной частью сессии или как завершающая стадия сессии (на усмотрение специалистов). Мы надеемся также облегчить их работу с помощью платформы Samğa, особенно если специалист занимается с детьми в группе.
Таким образом, родитель/опекун или специалист заходит на платформу, настраивает профиль ребенка и уже на странице с играми включает одну из них. Первое время подсказывает и показывает, а после уже можно наблюдать самостоятельное изучение ребенка правилам игры и получение пользы вместе с весельем.
— Работает ли уже ваша разработка? Можно ли ей пользоваться?
— Наша платформа и игры работают и ей можно будет пользоваться уже совсем скоро, с момента, когда мы настроим ее видимость на сайте. За всеми новостями можно будет следить через инстаграм страницу нашей платформы.

— Ваш стартап приносит вам доход?
— Элиф: На данный момент мы получили доход в виде 150 000 тг как лучший проект среди дипломных работ 2025 года университета SDU. Также прошли стадию инкубации в проекте ITMLAB от ITEACHME, и выиграли грант на сумму 600 000 тг на развитие проекта
Проект находится на этапе инкубации, MVP еще готовится, идет подготовка к запуску. Постоянный доход появится после запуска подписок.
— Как устроена финансовая модель?
— Элиф: Наша финансовая модель — SaaS, с двумя основными сегментами:
- B2C (родители):
- Free trial — 7 дней
- Family — 3 000 тг/мес (до 3 детей)
- B2B (специалисты, центры):
- Basic — 10 000 тг/мес (до 10 детей)
- Pro — 30 000 тг/мес (до 30 детей)
- AI Pro — 50 000 тг/мес (до 50 детей + расширенная аналитика)
Платформа работает по модели регулярных подписок, что обеспечивает стабильный повторяющийся доход при масштабировании.
— Как вы в целом видите масштабирование своего стартапа?
— Мерей: У нас есть пошаговый roadmap:
- 2025:
- Запуск MVP
- Получение первых 100 пользователей
- Подключение 20+ реабилитационных центров
- Валидация ключевых метрик (конверсия, LTV, CAC)
- 2026:
- Внедрение AI-персонализации
- Расширение каталога игр
- Увеличение до 50+ центров и школ
- Запуск Samğa 2.0 с корпоративными тарифами
- Выход на рынок Центральной Азии
Стратегически масштабирование основано на трех направлениях:
- Укрепление в Казахстане через B2B-сегмент (центры, школы, терапевты).
- Технологическое усиление — AI-модели, адаптивные уровни, глубокая аналитика.
- Региональное расширение — локализация и выход на новые рынки Центральной Азии.
— Если бы благодаря нашей статье вы могли бы получить какую-то возможность, найти полезный контакт, то что бы это было?
— Vы сейчас в активном поиске инвесторов и возможностей показать наш проект большому количеству людей. Также было бы очень хорошо найти новые клиники, с которыми мы сможем сотрудничать в будущем.




