Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

В Казахстане официально зарегистрированы всего 3% детей с инвалидностью, а остальные не получают поддержку из-за стигмы, нехватки специалистов и слишком дорогого оборудования. Это побудило команду юных девушек-программистов до 23 лет создать решение, которое могло бы сделать реабилитацию доступной для каждого ребенка. Так родился стартап Samğa — платформа, предлагающая терапевтические упражнения через игровой формат. О создании, развитии и планах стартапа рассказала его команда:

  • Азиза Юсупова — проектный менеджер.
  • Элиф Мамедова — UI/UX-дизайнер, иллюстратор.
  • Мерей Жазитова — фронтенд-разработчик.
  • Дильназ Сабитова — бэкенд-разработчик, CV-инженер.
  • Мөлдір Андирбекова — бэкенд-разработчик, CV-инженер.
Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Как родилась идея вашего стартапа?

Азиза: Идея Samğa появилась из реальной боли, которую увидела тиммейтка нашей команды. Мама одного из наших тиммейтов — учитель, который уже более 15 лет работает с детьми. Благодаря ее опыту мы очень рано столкнулись с реальностью: у этих детей огромный потенциал, но им трудно вовлекаться в традиционные терапевтические и учебные упражнения. Они часто скучные, монотонные и не адаптированы под особенности ребенка.

Одна история особенно вдохновила нас. Учительница рассказала, как однажды превратила обычное письменное упражнение в простую игру — и ребенок, который раньше полностью отказывался заниматься, вдруг увлекся и сделал заметный прогресс. В этот момент стало ясно: меняя формат, можно изменить результат.

Позже мы узнали факт: в Казахстане официально зарегистрированы всего 3% детей с инвалидностью. Остальные дети не получают поддержку из-за стигмы, нехватки специалистов и слишком дорогого оборудования. Тогда мы решили, что будем работать над платформой, которая сделает реабилитацию доступной каждому ребенку — простой, игровой и современной, без дорогих устройств и без барьеров. Так родилась Samğa — место, где терапия превращается в игру, а развитие становится доступным.

С какими основными трудностями чаще всего сталкиваются дети с двигательными нарушениями и особенностями развития, и их родители в Казахстане? 

Дильназ: Мы выделили три ключевые проблемы: 

  1. Ограниченный доступ к системной реабилитации
    • нехватка специалистов,
    • мало коррекционных школ,
    • очереди в центрах по 6–12 месяцев. 
  2. Финансовый барьер. Специальное оборудование и занятия стоят дорого. Для многих семей даже 1–2 занятия в неделю — уже неподъемная сумма. 
  3. Отсутствие мотивации у детей
    • традиционные упражнения монотонные,
    • детям сложно удерживать внимание, что приводит к срывам, отказам и медленному прогрессу. 

Samğa решает сразу все три проблемы — доступностью, игровым форматом и возможностью заниматься хоть каждый день. 

Есть ли особенности региона, которые делают ваш проект особенно актуальным здесь? 

Азиза: Да, и несколько из них критичные: 

  • Очень низкий уровень регистрации — всего 3% Это значит, что дети просто не доходят до помощи и остаются вне системы. 
  • Большие расстояния и мало специалистов. В регионах Казахстана семье иногда нужно ехать 200–300 км до ближайшего центра. 
  • Социальная стигма. Многие родители избегают обращаться за помощью, боясь оценки общества. 
  • Дефицит технологий на казахском языке. Большинство иностранных решений недоступно на казахском — Samğa решает эту проблему впервые.
Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Расскажите, на каких технологиях базируется ваша платформа. 

Мерей: Samğa работает на стыке Computer Vision и AI-аналитики. 

  • Computer Vision (CV). Веб-камера отслеживает движения рук, головы, корпуса или взгляда ребенка. То есть ребенок может управлять играми без любых устройств — просто своим телом. 
  • AI-анализ движений. Искусственный интеллект:
    • оценивает точность, скорость и амплитуду движений,
    • подсказывает, что улучшилось,
    • подсказывает, какие навыки требуют внимания,
    • рекомендует упражнения. 
  • Web-платформа. Работает на любом ноутбуке, компьютере или планшете. Никакого дорого оборудования, никакой установки — просто веб-камера и интернет.

Какие именно возможности будут получать пользователи вашего стартапа? Расскажите о плюсах для детей и их родителей.

Дильназ: Платформа Samğa предоставляет детям с инвалидностью возможность заниматься в игровом формате и таким образом дополнять основную реабилитацию. Наши интерактивные игры помогают развивать речь, внимание, мышление, моторику и другие навыки, и подстраиваются под темп и потребности ребенка. Благодаря этому развитие может продолжаться и вне специальных центров — дома, в комфортной среде.

Для родителей предусмотрен функционал сопровождения: личный кабинет с отражением прогресса, профессиональные рекомендации и практические материалы. Это помогает понимать, какие направления требуют большего внимания, и поддерживать регулярность занятий.

Игры платформы будут доступны на казахском, русском и английском языках.

— Почему ваша платформа повышает эффективность обучения таких детей и за счет каких механизмов это происходит?

Элиф: Эффективность Samğa обеспечивается сочетанием проверенных терапевтических упражнений, игровых методик, технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта, а также индивидуального подхода к каждому ребенку. Контент платформы создается и адаптируется с регулярными консультациями профильных специалистов — дефектологов, логопедов и инклюзивных педагогов, что гарантирует методическую корректность и соответствие потребностям детей. Веб-камера отслеживает движения рук, головы и тела ребенка в реальном времени, позволяя использовать движения как средство управления в игре и как терапевтическое упражнение. Искусственный интеллект подстраивает сложность заданий под уровень ребёнка, обеспечивая персонализированный подход. 

Игровая форма обучения повышает вовлеченность ребенка, а адаптивные уровни и отслеживание прогресса позволяют максимально эффективно развивать навыки. Рекомендуемый режим занятий составляет 3–5 раз в неделю по 15-20 минут, и первые заметные результаты обычно проявляются через 6–8 недель регулярной практики при поддержке родителей.

Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Расскажите о команде.

Элиф: Наша команда состоит из пяти ключевых участниц, каждая из которых имеет свой профиль, необходимый для разработки IT-продукта на пересечении медицины и технологий. Для нас очень важно, чтобы платформа была не просто игрой, а эффективным дополнительным для инструментом реабилитации, поэтому мы очень серьезно относимся к вопросам инклюзии. Наши игры основаны на проверенных терапевтических упражнениях и разработаны при участии специалистов. Мы регулярно проводим консультации с дефектологами, логопедами, инклюзивными педагогами для оценки контента и упражнений, а также с экспертами в области игровых технологий (CV games), UX-дизайнерами и игровыми терапевтами для улучшения логики и вовлеченности. Ранее мы привлекали экспертов на разовые консультации, но планируем перейти на постоянное сотрудничество с одним специалистом. Это позволит нам принимать решения по развитию платформы только после профессиональных рекомендаций, гарантируя максимальную пользу для детей.

Какие сложности встречаются вам при создании стартапа?

Дильназ: При создании стартапа основными сложностями являются реализация идеи и ее проверка на практике. Некоторые идеи требуют значительного финансирования, другие — длительного тестирования. Также важную роль играет подбор команды: нужно собрать профессионалов, которые разделяют ценности проекта и готовы вкладываться в его развитие.

Есть ли на рынке подобные решения? Чем вы от них отличаетесь?

Мөлдір: Да, на рынке есть похожие решения, такие как HelpKidzLearn, Nintendo Special iApps, Shyraq и другие. Наше решение отличается следующими преимуществами:

  • Трехъязычная платформа (удобно для семей с разными языками общения).
  • Интерактивные игры, разработанные совместно со специалистами.
  • Игры, проверенные экспертами, что гарантирует их пользу и безопасность.
  • Удобный и дружественный интерфейс, адаптированный для детей с особенностями развития.
  • Личный профиль ребенка, позволяющий отслеживать прогресс.
  • Возможность добавления нескольких детей в одном аккаунте, где для каждого будет свой уровень и индивидуальный процесс обучения.

Как вы планируете внедрять стартап в повседневную жизнь людей с особенностями развития? Коллаборации с государством? С бизнесом? Или как-то иначе? 

Азиза: Мы планируем сотрудничать с медицинскими центрами и специализированными учреждениями, предоставляя им нашу платформу для использования в реабилитационных классах.
Также мы создаем возможность для родителей применять наше приложение дома — в комфортной обстановке, без обязательного участия специалиста. Это позволит им регулярно заниматься с ребенком и улучшать его состояние в удобном режиме.

Есть ли у вас уже успешные кейсы? 

Мерей: На этапе разработки стартапа мы провели двухнедельное тестирование в Центре Развития и Реабилитации имени Сауле Рахимжановой. По итогам эксперимента дети стали активнее взаимодействовать с игровыми заданиями, проявлять интерес и больше двигаться. Это показало потенциал платформы и ее реальную пользу.

Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Как сами люди с особенностями развития вовлекаются в процесс тестирования и разработки вашей технологии? 

Мөлдір: С самого начала развития проекта мы приступили к внимательному изучению нашей аудитории — детей с инвалидностью, их особенностей развития и эффективных методов реабилитации. Завершив разработку прототипов игр, мы сразу же обратились в местный Центр Развития и Реабилитации имени Сауле Рахимжановой, где взяли у специалистов центра предварительную консультацию по играм, а потом в течение двух недель смогли поиграть их с ними, находясь рядом и оказывая необходимую помощь. Это дало большой толчок в развитии игр, ведь мы играли с детьми разного возраста и типа инвалидности — ЗПРР, Синдром Дауна, РАС (Расстройство Аутистического Спектра) и ДЦП. На этом мы не остановились и провели долгую консультацию с еще одним центром — Феникс Скиллс, получив множество советов и от них. Далее мы планируем найти специалиста из этой сферы на постоянную основу, ведь игр в нашу платформу можно добавлять сколько угодно и вектор развития смотрит далеко. 

Как пользоваться вашей платформой? Что в этот момент делают родители? Нужно следить за прохождением заданий, игр?

Мөлдір: Платформа разработана по стандартам UI/UX дизайна, поэтому интуитивно понятная навигация по сайту, а к каждой игре у нас сейчас готовятся видео-инструкции (ранее мы показывали и обучали детей вживую).

Конечно, нахождение родителя/опекуна или специалиста в комнате с играющим ребенком обязательно, как и в других ситуациях. Здесь от взрослого требуется только ненавязчивое ведение ребенка в процессе игры и переключение игр. Одной из наших целей было облегчить сессии терапии детей с инвалидностью во время нахождения дома.

То есть, им не нужно придумывать игры самим, а лишь включить нашу платформу и быть рядом. Дети, как мы заметили на нашем опыте, довольно быстро привыкли к правилам отдельных игр и в последующие дни приступали к выполнению сами. Также хочется отметить, что мы не претендуем на требующие физических элементов игры, которые также играют важную роль в развитии детей, но мы собираем в платформе все игры, которые могут привлечь детей к движению и развивать их моторные и когнитивные навыки день за днем.

Что касается специалистов реабилитационных центров — мы предлагаем нашу платформу в качестве разминки для детей перед основной частью сессии или как завершающая стадия сессии (на усмотрение специалистов). Мы надеемся также облегчить их работу с помощью платформы Samğa, особенно если специалист занимается с детьми в группе. 

Таким образом, родитель/опекун или специалист заходит на платформу, настраивает профиль ребенка и уже на странице с играми включает одну из них. Первое время подсказывает и показывает, а после уже можно наблюдать самостоятельное изучение ребенка правилам игры и получение пользы вместе с весельем. 

Работает ли уже ваша разработка? Можно ли ей пользоваться? 

— Наша платформа и игры работают и ей можно будет пользоваться уже совсем скоро, с момента, когда мы настроим ее видимость на сайте. За всеми новостями можно будет следить через инстаграм страницу нашей платформы.

Стартап Samğa: как юные казахстанки делают реабилитацию доступной для всех

Ваш стартап приносит вам доход?

Элиф: На данный момент мы получили доход в виде 150 000 тг как лучший проект среди дипломных работ 2025 года университета SDU. Также прошли стадию инкубации в проекте ITMLAB от ITEACHME, и выиграли грант на сумму 600 000 тг на развитие проекта 

Проект находится на этапе инкубации, MVP еще готовится, идет подготовка к запуску. Постоянный доход появится после запуска подписок.

Как устроена финансовая модель?

Элиф: Наша финансовая модель — SaaS, с двумя основными сегментами:

  • B2C (родители):
    • Free trial — 7 дней
    • Family — 3 000 тг/мес (до 3 детей)
  • B2B (специалисты, центры):
    • Basic — 10 000 тг/мес (до 10 детей)
    • Pro — 30 000 тг/мес (до 30 детей)
    • AI Pro — 50 000 тг/мес (до 50 детей + расширенная аналитика)

Платформа работает по модели регулярных подписок, что обеспечивает стабильный повторяющийся доход при масштабировании.

Как вы в целом видите масштабирование своего стартапа?

Мерей: У нас есть пошаговый roadmap:

  • 2025:
    • Запуск MVP
    • Получение первых 100 пользователей
    • Подключение 20+ реабилитационных центров
    • Валидация ключевых метрик (конверсия, LTV, CAC)
  • 2026:
    • Внедрение AI-персонализации
    • Расширение каталога игр
    • Увеличение до 50+ центров и школ
    • Запуск Samğa 2.0 с корпоративными тарифами
    • Выход на рынок Центральной Азии

Стратегически масштабирование основано на трех направлениях:

  • Укрепление в Казахстане через B2B-сегмент (центры, школы, терапевты).
  • Технологическое усиление — AI-модели, адаптивные уровни, глубокая аналитика.
  • Региональное расширение — локализация и выход на новые рынки Центральной Азии.

— Если бы благодаря нашей статье вы могли бы получить какую-то возможность, найти полезный контакт, то что бы это было?

— Vы сейчас в активном поиске инвесторов и возможностей показать наш проект большому количеству людей. Также было бы очень хорошо найти новые клиники, с которыми мы сможем сотрудничать в будущем.

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Оставайтесь на связи с ER10 Media! Вы можете найти нас в:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *