Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / Стартапы / Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

Зачем ему серийно создавать стартапы, и как он задолжал Astana Hub их собственные инвестиции, Артур Кривцов рассказал в эксклюзивном интервью для Er10 Media.
Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

Стартапы под ключ и помощи на разных этапах развития проекта: от создания до продвижения. Артур Кривцов создал стартап-студию newq.me, решив развить в Казахстане популярное на Западе направление. Стратегии, инвестиции и большие риски: все это – в молодом возрасте, после выпуска из университета. Зачем ему серийно создавать стартапы, и как он задолжал Astana Hub их собственные инвестиции, Артур Кривцов рассказал в эксклюзивном интервью для Er10 Media.

– Поделитесь одним биографическим, одним профессиональным и одним шокирующим фактом о себе

– Топ 3 факта:

  1. Вообще не любил программирование: в школе был одним из худших, может даже самым худшим учеником по информатике. Пошел на айтишника только потому, что мама заставила. Я хорошо сдал ЕНТ, поэтому мог легко претендовать на грант. И со временем я просто влюбился в кодинг. А в конце бакалавриата даже стал лучшим программистом своего университета на конкуре.
  2. Первую стартап-идею я придумал, когда путешествовал. Это был ковидный сезон, все переходили в онлайн. Я в то время писал дипломную работу, но решил, что хочу делать ее не в Казахстане. Путешествовал по Турции и Грузии, занимаясь написанием дипломной работы, и в итоге именно она легла в основу первого стартапа.
  3. Мы выиграли финансирование seed money от Astana Hub практически сразу после окончания университета, На это претендовало больше тысячи проектов. Но у нас был один маленький прототип и настойчивость. Когда был самый первый Digital Bridge, мы решили презентовать наш проект одному человеку, в лице которого надеялись найти первого инвестора. Мы регулярно отправляли ему трекшн по проекту и рассказывали о своих достижениях. А оказалось в итоге, что именно этот человек был одним из судей. Он тоже принимал решение, и именно так мы выиграли финансирование.
Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

– ⁠В чем заключается суть стартап-студии newq.me и какова ваша роль в ней?

– ⁠На самом деле практика стартап-студий достаточно популярна в Америке. В целом, это уже давно используется на западных рынках. Это когда команда работает не над одним стартапом, а может вести пару-тройку проектов параллельно. У нас сейчас два таких проекта, и под каждый собраны разные команды:

  1. Проект с образовательной платформой будет запускаться в феврале. MVP есть, идет этап создания маркетинговой стратегии.
  2. Над вторым проектом сейчас работают разработчики. Релиз тоже планируется на февраль.

Если говорить вкратце, обычно под каждый проект собирается разная команда, но в основном это пара разработчиков, один дизайнер и пара менеджеров.

Я занимаю позицию CEO. Занимаюсь стратегией и инвестиционными вопросами, а также курирую проекты так, чтобы они запускались вовремя. И придумываю стратегию по их выходу на рынок.

– ⁠Используются ли в стартап-студии инструменты на основе ИИ, новые технологии?

– Да, мы их используем непосредственно в проектах. В образовательной платформе готовится чат-бот, который по API будет подключен к чату GPT. Он будет направлен на то, чтобы его юзали для решения задач и более эффективного обучения. Например, можно научиться новому, задавая правильные вопросы.

– ⁠Удалось ли вам привлечь инвестиции в newq.me?

– Я уже привлек инвестиции в образовательный проект, найдя инвестора-партнера.

В сервис для автовладельцев пока инвестиции не нужны, там будут использованы средства одного из фаундеров. Но думаю, что рано или поздно мы поднимем раунд. Есть люди, которые готовы вложиться, но мы просто хотим посмотреть, как проект будет работать самостоятельно.

– А что насчет дохода? Вы уже имеете его от данного проекта?

– С самих проектов доходов ещё нет. Они на этапе подготовки к запуску. Поэтому мы берем различные заказы на разработку по контракту, чтобы поддерживать эту историю и в случае чего вкладывать в наши идеи. В среднем наш чек на разработку составляет 10 млн тенге.

Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

– Расскажите в кратких поинтах про проекты, которые находятся в вашей стартап-студии.

– Мы будем загружать курсы по программированию в рамках первого релиза. Во втором появятся курсы по маркетингу, и затем – языковые курсы. Их все можно будет приобрести по цене одной ежегодной подписки: оплатил на год и получил доступ на платформу со всеми занятиями – прямо как Netflix!

Сейчас бота мы подключили по API к ChatGPT, чтобы успеть в хайптрейн. Я думаю, что это в целом будет эффективно для обучения.

Осенью нам предложили долю в одном проекте, чтобы мы помогли реализовать и запустить сервис для автовладельцев. Он будет работать как 2Гис, но с концентрированными точками интересов именно для автовладельцев (автомойки, СТО, запчасти). И через наш сервис можно будет сразу забронировать и оплатить условную мойку максимально быстро и удобно.

– Как вы будете проверять курсы и обеспечивать своим клиентам качество знаний, чтобы на платформу не зашел мошенник под видом эксперта?⁠

– На первых этапах мы хотим загружать курсы от знакомых проверенных ребят. У нас в команде есть методолог, который им помогает правильно упаковать курс, а также съемочная команда. Сначала мы запишем курсы по разработке, а после запуска соберем необходимый фидбек и создадим свою оценку. Она поможет нам правильно проводить модерацию.

– Вы говорили, что платформа связана с ChatGPT. Можете подробно по пунктам объяснить этот механизм, и как ИИ будет помогать ученикам осваивать материалы?

– У пользователя платформы будут открытые курсы с домашними заданиями от авторов. Иногда, особенно в начале изучения программирования, приходится искать помощь в интернете и открывать огромное количество вкладок, чтобы найти решение. Но у нас в платформе будет интегрирован чат-бот на основе GPT, и он легко этот вопрос будет закрывать. Все, что интересно и непонятно, можно спросить у него.

– Сейчас вы также берете на реализацию проекты, не получая долю. Планируете ли вы выводить это на высокий или массовый уровень

Мы их берем, потому что на данный момент нет доходов непосредственно с наших стартапов. В идеале, хотим отказаться от такого рода сотрудничества, при наличии стабильного потока продаж по своим проектам. Мы намерены заниматься стартапами, где сможем зайти в долю. Например, предоставить разработчиков или помочь с инвестициями

Стратегия, инвестиции, рост. Артур Кривцов о ведении стартап-студии

– Расскажите о своем самом серьезном факапе.

В общем, это достаточно долгая история. Выиграв финансирование от Astana Hub, мы разделили его на три транша. У нас был договор между хабом и банком, с которым мы сотрудничали. Работает это следующим образом:

  1. Ты готовишь расписку по этому траншу, отправляешь сразу в Astana Hub и банк;
  2. Ожидаешь, пока хаб подтвердит и подпишет запрос, а затем направит в банк одобрение;
  3. Банк сверяет документы и переводит деньги нам на счет.

Обычно у Astana Hub это занимало 10 рабочих дней. Мы всегда заранее готовили эскроу расписки, потому что там были определенные задержки. Но в тот день случилось прямо страшное: нам деньги поступили моментально. В сообщении я поблагодарил менеджера за оперативность, тот ответил "не за что". Но, видимо, он не понял, что я ему написал. Через пару часов менеджер перезвонил с вопросом: "Как вы могли получить деньги от банка, если еще не было никаких подписей от Astana Hub?"

С нас требовали вернуть этот транш, чтобы реализовать его снова, но по правилам. Нашей вины здесь никакой не было. Но нам звонила служба безопасности банка, а также его руководители. Менеджеры с хаба пытались выяснить, не было ли у нас знакомых в этом банке, и так далее. Не придумали ли мы какую то хитрую уловку, чтобы максимально эффективно выводить деньги?

Оказалось, что это просто была ошибка в системе. Вот и все. И нас обязали вернуть транш.

Но тут начинается самое интересное. Деньги, которые нам поступали на счет, мы моментально переводили на зарплаты сотрудникам, и так далее. То есть, мы уже их освоили, ведь наши сотрудники долго ждали зарплаты. Я спросил: "Как мы можем вам вернуть эти деньги, если их уже выдали сотрудникам?"

Нас в итоге обязали вернуть эти деньги, сказав, что следующих выплат не будет, пока мы не вернем обратно транш. И из-за этого случился небольшой кассовый разрыв. Нам пришлось брать дополнительные заказы так, чтобы этот вопрос закрыть. Но в итоге случился серьезный факап пришлось задерживать зарплаты. Вернули деньги банку, чтобы он нам этот транш через пару дней снова реализовал, просто уже по документам.

– Что насчет ваших планов? Куда хотите выходить, какие рынки желаете покорить? Будете ли дальше развивать создание проектов для других людей и уйдете в эту сторону полностью? Или есть планы по новым собственным стартапам?

С нашими проектами хотелось бы зайти на большое количество рынков. Все сильно зависит от ситуации. Например, стартап для автовладельцев отлично бы зашел на рынок Узбекистана, у нас есть такая цель. Там больше машин на душу населения и за ними чаще ухаживают: это плюс для нас.

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Теги статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Анализ логотипа Janymda

Наконец стартует долгожданная рубрика по разборам логотипов! Сразу хотелось бы обозначить, что у меня нет задачи критиковать работу дизайнеров, указывая только на недостатки. Задача этого проекта в первую очередь – просветительская, рассказать немного подробнее о работе дизайнеров, подсветить моменты, которые можно улучшить, и я, Риз Есентаев, буду очень рад, если эта рубрика станет действительно полезной для всех: для брендов, для дизайнеров, и для обычных читателей, никак не связанных со сферой дизайна. О проекте Сегодня у меня на обзоре Janymda – семейное приложение полезных услуг от Beeline. Я попробую взглядом со стороны проанализировать последовательность логических действий дизайнеров, понять какие они ставили […]

Наконец стартует долгожданная рубрика по разборам логотипов! Сразу хотелось бы обозначить, что у меня нет задачи критиковать работу дизайнеров, указывая только на недостатки. Задача этого проекта в первую очередь – просветительская, рассказать немного подробнее о работе дизайнеров, подсветить моменты, которые можно улучшить, и я, Риз Есентаев, буду очень рад, если эта рубрика станет действительно полезной для всех: для брендов, для дизайнеров, и для обычных читателей, никак не связанных со сферой дизайна.

О проекте

Сегодня у меня на обзоре Janymda – семейное приложение полезных услуг от Beeline. Я попробую взглядом со стороны проанализировать последовательность логических действий дизайнеров, понять какие они ставили перед собой задачи, и насколько успешно удалось их реализовать.

Старая версия логотипа

Если поискать в сети – можно найти более раннюю версию логотипа Janymda. Давайте поймем, почему было принято решение его сменить.

Очевидно, что причина – выход мобильного приложения Janymda, и сложность с адаптацией этого варианта для квадратной иконки. Логотип имеет горизонтальное расположение, и логика этого варианта логотипа в симметрии – буквы JAN и MDA создают два одинаковых блока по разные стороны от симметричной буквы Y. Поэтому не представляется возможным разбить это слово на отдельные блоки – логотип потеряет логику построения.

Вопрос: Интересно, было ли это временное решение осознанно (ведь если это логотип именно для мобильного приложения, создание композиции подходящей под мобильную иконку должно было быть одним из основных условий), или просто это не учли?

Новая версия логотипа

В итоге с выходом мобильного приложения мы получили новую версию логотипа. Видим, что проблема с композиционным расположением была решена разбивкой слова на 3 слога: Ja nym da.

Подходы к дизайну иконок приложений

Если мы посмотрим на иконки приложений в нашем телефоне, мы увидим, что есть несколько основных подходов при создании дизайна иконки приложения:

  • использовать знаковую часть логотипа
  • использовать заглавную букву названия или монограмму
  • логотип специально разработанный именно для дизайна приложения

Например, логотип Яндекс.Go – мы видим что дизайн его логотипа разрабатывался именно с учетом того, что приложением будут в основном пользоваться с телефона, и адаптация под формат иконки была приоритетной задачей. Это касается и других сервисов Яндекса – все дело в том, что большая часть интернет-трафика Яндекса проходит именно через мобильные устройства.

Вывод: Если ваш сервис – именно мобильное приложение, то при создании логотипа разработка под формат иконки должна быть в приоритете.

Конечно, полные шрифтовые названия в дизайне иконок тоже встречаются, но гораздо реже. И в основном это логотипы приложений, которые имеют короткие названия – в среднем 3-4 буквы.

Apple в документе для разработчиков и дизайнеров «App Icon – Graphics – iOS Human Interface Guidelines» пишут:

«Используйте слова только когда они необходимы или являются частью логотипа. Название приложения отображается под его иконкой на Домашнем экране.»

Это еще один важный пункт, который нужно учитывать при создании дизайна иконки приложения — что если в вашем логотипе будет полное название, оно будет дублироваться названием приложения под иконкой. А зачем?

Минусы текстовых логотипов

При этом у подобного решения есть и другие минусы:

  • снижение читаемости при малых размерах
  • перегруженность визуальной информацией
  • менее запоминающийся образ и сложность в создании уникального силуэта

Итог: Выбор вертикального шрифтового логотипа в качестве иконки супераппа в целом приемлемый выбор, но в долгосрочной перспективе – все таки достаточно спорный.

Анализ композиции логотипа

Теперь давайте более внимательно ознакомимся с самим логотипом Janymda.

Прописные vs строчные буквы

Видимо, у дизайнера была задумка разместить 3 слога вертикально таким образом, чтобы логотип был вписан в квадрат. И здесь было два варианта, использовать либо прописные буквы, либо строчные.

Вот так выглядел бы логотип, набранный прописными буквами. 

Плюсы: За счет того, что у прописных букв нет выносных элементов, которые выходят за пределы строки – очень просто сделать 3 блока, которые создают устойчивую композицию, и при этом хорошо вписываются в квадрат.

Минусы прописных букв: Этот вариант получается очень строгим, ломаным и жестким – это не про семейные ценности, заботу и уют. Да и общий контур, создаваемый прописными буквами часто проигрывает форме, созданной строчными.

Проблемы строчных букв

Поэтому использование строчных букв выглядит обоснованным, но создает другие проблемы. Шрифтовой логотип должен выглядеть цельным элементом, похожим на единый знак, и здесь не подходит стандартное межстрочное расстояние – нужно пододвинуть буквы максимально близко друг к другу.

И здесь сложность начинают создавать выносные элементы у букв y и d – они буквально вторгаются в пространство другой строки. И если под y есть свободное место за счет того, что da равняется по правому краю, то d врезается в m. Чтобы решить этот конфликт, дизайнер принял решение ампутировать часть штриха у буквы m, чтобы дать место наглой букве d.

В результате этого выбора мы получили покалеченную букву, и еще ряд композиционных проблем:

  1. Неравномерное пространство: Если мы посмотрим на пространство между буквами в обычном состоянии – объем этого пространства всегда примерно одинаков. Это достигается за счет оптического выравнивания – расстояния между разными парами букв всегда разные, именно для того, чтобы создать одинаковый объем между ними.
  1. Композиционная дырка: Но когда нижняя строка вторгается в среднюю – негативное пространство между буквами тоже объединяется, и мы получаем достаточно внушительную дырку.
  1. Нарушение ритма: Вертикальные штрихи m и d не совпадают по оси, и это довольно сильно нарушает тот ритм, который создают буквы n и m за счет большого количества вертикальных штрихов. Получается d не просто вторглась в пространство, откусив половину ноги у m, но еще и нарушила ритм и порядок, который был внутри строки.

Можно ли попробовать их подружить? Для этого нужно попробовать заровнять вертикальные штрихи у этих букв. Но тогда мы получаем:

  • точку напряжения между y и d – элементы букв подходят слишком близко друг к другу, и это создает визуальный дискомфорт
  • из-за того, что a сдвинулась и не равняется по правому краю ломается сама задумка логотипа – получить три блока, которые создадут квадратный блок

Символическое значение

Видимо посчитав, что это лучшее из доступных решений, дизайнер решил оставить вариант с композиционной дыркой в центре.

Как мы знаем, логотип – это квинтэссенция смыслов, которые связаны с брендом или продуктом, и все его элементы, композиция, цвета, шрифты передают определенный посыл.

Как объясняют создатели: ««Жанымда» значит «в моей душе», «рядом со мной». Это тёплое слово образовано от «жаным» ласкового обращения к близким.»

И действительно, мы видим это единение – буквы, словно члены одной семьи стоят очень близко друг к другу, создавая нечто единое и стабильное. Но при этом, в погоне за внешней красотой они будто не замечают внутренних конфликтов от нарушения личных границ, которые впоследствии приводят к композиционной душевной пустоте в самом центре семейной ячейки… Ладно, что-то я увлекся, давайте пойдем дальше.

Используемый шрифт

Для логотипа был использован шрифт Alexandria – это арабская версия суперпопулярного и уже достаточно сильно заезженного шрифта Montserrat. Он был создан дизайнером Габер Мухаммедом совместно с Джульеттой Улановски – автором шрифта Montserrat.

Визуально шрифт мало чем отличается от Montserrat, но у него есть техническое преимущество (помимо арабских символов) – Alexandria выпускается как «variable‑font» – один лёгкий файл, в котором ползунком wght можно плавно менять толщину букв от тончайшей до экстратолстой и даже анимировать это в интерфейсе. Но наверное это имеет смысл только при использовании этого шрифта в айдентике, так как в логотипе толщина букв всегда остается неизменной.

Технические недоработки

При детальном рассмотрении элементов логотипа были обнаружены небольшие ошибки и недоработки:

Проблемы с выравниванием

  1. Левая грань: Если посмотреть на левую грань — визуально заметно, что буква n немного выходит за пределы границы – левый штрих буквы не создает единой линии с хвостиком буквы J. Для того, чтобы эта линия появилась – ее наоборот нужно задвинуть слегка правее, чтобы компенсировать пространство внутри J.

  1. Рекламные материалы: Если посмотреть на рекламные материалы, то видно, что в них первая строка наоборот уходит слишком сильно вправо.

Проблемы с базовой линией

Это больше похоже на случайность во время рабочего процесса:

  • J должна быть немного ниже базовой линии строки, точно так же как округлый штрих а, но вместо этого она стоит ровно на базовой линии
  • То же самое происходит с буквой n, правда она наоборот опущена ниже чем остальные буквы на этой строке

Заключение

Резюмируя: логотип Janymda получился рабочим и даже симпатичным – уютный градиент от синего к желтому создает правильное настроение и поддерживает связь с брендом Beeline. Да, одна буква откусила ногу у другой, но такова жизнь – иногда приходится жертвовать анатомией ради композиции. А пользователи пусть просто наслаждаются приятными цветами и не догадываются о драмах, которые разыгрались внутри их любимой иконки.

Автор

Теги статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *