Во время всемирного карантина люди адаптировали привычные интересы к новым условиям, — и это породило всплеск новых бизнес- и творческих направлений. Наглядным примером являются аудиопроменады, запущенные алматинкой Анной Шелеповой. Будучи креатором с бэкграундом в журналистике, социальном предпринимательстве и PR, она решила соединить искусство, спорт, урбанистику и звуковой дизайн.
Теперь гости и жители разных городов смогут прогуляться по знаковым местам городов, слушая аудиоспектали, стендап-экскурсии, аудиопрактики, и даже практикуя йогу в наушниках. Издание ER10 Media провело интервью с Анной, чтобы познакомиться поближе с новым для нашего общества арт-форматом. Предпринимательница рассказала о технической составляющей, финансовой модели и том, что стоит за созданием аудиопроменадов.
— Как родилась идея создавать аудиопроменады в Казахстане?
— Мы с командой создавали аудиопроменады как безопасный театр в пандемию. Мне всегда было важно делиться чувствами. Не просто рассказывать факты, а делать так, чтобы человек переживал их вместе с историей в наушниках. Именно это стало отправной точкой в пути: желание давать людям эмоции в пандемию, когда все было закрыто. А также помогать им справляться со страхами, которые в то время были обострены, и взглянуть на знакомые улицы иначе.
Наши аудиопроменады — это не просто экскурсии (это слово обесценивает формат и форму взаимодействия с гостями). Это — театральные спектакли в наушниках, где звучат голоса времени, стихи, музыка и медитации, благодаря чему гость вовлекается в историю. С первого спектакля «Куда дальше» мне хотелось сделать что-то новое, необычное. Чтобы человек мог просто надеть наушники, выйти на улицу — и почувствовать, будто он в кино. Сейчас, спустя, 4 года работы в этой сфере, проекты становятся все более популярными и разноформатными: люди ищут осмыслений, многие любят прогулки, хотят не просто потреблять информацию, а получать новый опыт. И аудиопроменады дают им эту возможность.

— Расскажите о технологической составляющей аудиопроменадов.
— Если мы говорим про соло-формат, то в нем присутствуют аудиотреки, дизайны внутри телеграм-ботов, выбор языков, геолокация и GPS-трекинг. Последний запускается в нужном месте, на точке старта, чтобы треки соответствуют маршруту. Это создает эффект «живого сопровождения», когда звуковая история разворачивается в реальном времени, в синхроне с маршрутом слушателя.
В групповом променаде группу ведет арт-гид. Группа может взаимодействовать, но это необязательно. В наушниках звучат истории, дают интерактивные задания. В некоторых сценариях (в горах или на набережной) присутствует медитация и психологические техники, направленные на поддержку ресурса.
Хочу отдельно обратить внимание на работу звукорежиссера и саунд-дизайна. Качественные аудиопроменады — это не просто голос. Это:
- музыка, создающая атмосферу;
- архивные звуки и шумы города, погружающие в контекст;
- многослойный монтаж, создающий ощущение "пространственного кино";
- актерская озвучка.
Конечно перед запуском проходит множество репетиций, которые помогают адаптировать маршруты и улучшить пользовательский опыт.
— В чем заключается миссия вашего проекта?
— Развивать городскую культуру, вдохновлять на вдумчивое, эмоциональное взаимодействие с пространством и нести образовательную ценность. Ну и, конечно, развлекать, давая новый эмоциональный опыт.

— Какие потребности закрывает проект?
— Аудиопроменады позволяют взглянуть на привычное пространство иначе — через атмосферу, голос, историю. Это способ не просто быть в городе, а проживать его. Люди хотят чувствовать. Аудиоформат дает богатую палитру эмоций — от легкой ностальгии до искреннего удивления, открытий. Это «городское кино в голове», где ты и зритель, и герой.
Сейчас мы работаем над солопрогулкой в Главном Ботаническом Саду Алматы для детей! Новый аудиопроменад совмещают образовательную функцию с личным переживанием. Это не лекция, а встреча детей с растениями, животными, историей и культурой. Аудиоистории делают знания из учебников живыми и вовлекающими. Для компании-спонсора это еще и КСО. А для Ботанического Сада — современный экологичный контент, ведь мы не раздаем карты и не даем бумажные буклеты: все соответствует ESG-принципам.
Для многих променад в формате солопрогулки — это потребность в уединении без одиночества. Это время «наедине с собой и кем-то важным».
С недавних пор нас стали позиционировать как формат туризма нового типа. Аудиопрогулки проходят на Медеу или на набережной Каспийского моря (Актау), что закрывает потребности в slow travel — вдумчивого и чувственного туризма.
— Как составляется каждый аудиопроменад?
— Все зависит от задачи: если это моя авторская идея, то я думаю над основными смыслами, которые хочу заложить в историю. Во многом помогает дополнительное образование в психологии. Провожу социологическое исследование по тому городу, в котором мы хотим сделать променад, отмечаю его уникальность, учитываю менталитет. Компетентные психологи вычитывают тексты, чтобы они вдохновляли и поддерживали слушателей. В команде — авторы более 70 сценариев в разных городах. В среднем по 3-5 человек в сценарной группе. Я понимаю, что молодежь любит квесты и хорроры, но выбрала именно мотивационную новеллу, потому что тревожных ситуаций, агрессии и переживаний в нашей жизни и без того хватает. Таким образом, аудиопроменады дают человеку возможность расслабиться и вдохновиться.

— Расскажите о финансовой модели аудиопромендов. Прибыльное ли это дело?
— Бизнес-модель аудиопроменадов может быть довольно гибкой, в зависимости от целей проекта: коммерческих, культурных, туристических. Можно использовать их по отдельности или в комбинации. Конечно, в первую очередь, это культурный проект и как любому культурному проекту всегда нужна помощь, гранты, спонсоры.
Сейчас у нас есть бесплатные прогулки за счет спонсоров с базовым контентом — чтобы привлечь широкую аудиторию. Есть те, которые создавались при поддержке спонсоров со сложными маршрутами, арт-объектами, подарками для гостей. На данный мы разрабатываем маршруты для нацпарков и думаем над продажами совместно с туроператорами страны. Модель может быть прибыльной тогда, когда у тебя есть множество разных маршрутов и все работает стабильно с продажами на корпоративный сектор, тимбилдинги. Все как во всех театральных проектах (частных), которые живут без дотаций от государства.
Кстати, мы вот уже второй год обсуждаем партнерство с городскими управлениями. Хотим создать аудиотур в автобусах о безопасности в горах — это актуальная тема для Алматы. Но пока дальше переговоров дело не продвинулось, к сожалению.
— Планируете ли вы масштабироваться?
— У нас был опыт запуска в Туркестане, Актау и Астане на русском и казахском языках. Практика показала, что легче всего делать аудиопроменады там, где ты живешь, давая стабильное качество. Но я не исключаю выхода на другие города или перезапусков. Например, наши сценаристы уже создавали променады для Сочи, Москвы, Стамбула, Праги. Поэтому мы всегда готовы к сотрудничеству вне зависимости от географии, а технические моменты обсуждаются!