Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Бизнес / Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

С 1 января 2026 года вводится ряд нововведений по части налогов и финансов, которые отразятся и на всем секторе бизнеса, и на жизни каждого казахстанца. В интервью редакции ER10 Media налоговый консультант Людмила Репникова и бухгалтер высшей категории Елена Бобаедова рассказали, что ждет Казахстан, а также как подготовить себя и свой бизнес к грядущим переменам.

Что бы вы посоветовали бизнесам, чтобы мягко подготовиться к переходу на новый Налоговый кодекс?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: С учетом изменений по спецрежимам и запрета на вычет расходов у ИП на упрощенке МСБ, важно уже сейчас просчитать налоговую нагрузку и определить модель работы на 2026 год. На этом этапе имеет смысл обратиться к налоговым консультантам, чтобы заранее учесть риски.

По ГПХ планируются существенные поправки: запрет заключать договор при наличии хотя бы одного признака трудового договора, а также обязательная регистрация таких договоров в Enbek.kz. Поэтому бизнесу стоит пересмотреть взаимодействия: часть перевести в штат, часть — в сервисные договоры с ИП/МСБ.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Думаю, что плавного перехода на новый Налоговый кодекс точно не будет, по крайней мере для микро- и малого бизнеса. Я бы посоветовала бизнесменам определиться с дальнейшей стратегией, чтобы отталкиваться от нее во всех действиях. Текущая редакция Налогового кодекса говорит, что выгоднее будет работать на общеустановленном режиме, потому что от упрощенки будут отказываться.

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Как бизнесу избежать банкротств на фоне снижения покупательной способности из-за повышения налогов?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Критичным в переходный период будет управление затратной частью. Налоговая стратегия становиться важным как никогда аспектом. Бизнесу придется оптимизировать процессы, оставлять только рентабельные направления и удерживать клиентов за счет сервиса и гибкости. Ну и традиционно — диверсификация каналов продаж.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Если честно, мне кажется, банкротства будет невозможно избежать, по крайней мере для тех маленьких компаний, которые только начали свой путь, у которых еще не наработана клиентская база. Но что можно попробовать предпринять — это сократить свои издержки, пересмотреть свой бюджет и распределение средств. Возможно, какие-то расходы удастся сократить, а цены, наоборот, повысить. Только так возможно будет выйти в ноль, в точку безубыточности и продержаться. Повышение цен будет, я думаю, будет во всех сферах. Мы наблюдаем такие ситуации повсеместно, и сложности неизбежны, к сожалению.

Готово ли государство к риску ухода части компаний в тень?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Да, действительно, такой риск есть, и государство с ним тоже работает: вводятся ограничения по наличным, усиливается онлайн-мониторинг — кассы, интеграция систем, автоматизированные сверки. Формируется единый стандарт обмена данными между банками, маркетплейсами и КГД. Это такой общий вектор на повышение прозрачности затрудняющий и подавляющий все стимулы к теневой деятельности.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Государство готово к тому, что часть компаний уйдет в тень, и следующий год — 2026 — будет проверочным. Государство будет смотреть, как работает система и работает ли. Но я думаю, что вторые полгода 2026-го будут нацелены на то, чтобы выявлять компании, которые пытаются уйти в тень, и выводить их на свет. Либо это будет уже в 2027 году. Государство будет применять разные рычаги для того, чтобы полностью всех вывести из тени. Это цель, которую преследует государство. Собственно, из-за чего сейчас все эти процессы и происходят.

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Возможен ли дальнейший рост ставки НДС?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Судя по практике соседних стран, это возможно: в РФ НДС 22%, ранее обсуждалось повышение до 20%. Поэтому исключать дальнейший рост нельзя. Оценивать перспективы можно будет после анализа эффекта текущего повышения.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Повышение ставки НДС точно будет, и это можно наблюдать на примере медицинских услуг. В 2026 году ставка НДС по ним будет 5%, в 2027 — 10%. Я думаю, что обычную ставку НДС тоже со временем будут поднимать.

Но так как сейчас, как я предполагаю, самым ключевым вопросом у государства остаются вычеты налогов, НДС в 2026 году останется без повышения, на уровне 16%. Если ты на общеустановленном режиме, тебе Налоговый кодекс с 2026 года запрещает брать на вычеты суммы, приобретенные у поставщиков упрощенного налогового режима.

После поручения Президента найти компромисс с МСБ, этот сектор надеялся, что получится убрать запрет на вычеты. Но, к сожалению, этого достичь не удалось и все остается так, как изложено в последней редакции нового Налогового кодекса.

Будет ли государство поддерживать МСБ?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Президент поручил подробно проанализировать обращения бизнеса — большинство из них поступило от МСБ. Уже отменены камеральные проверки за прошлые периоды для микро- и малого бизнеса. Ожидается, что по итогам анализа могут появиться дополнительные меры смягчения.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: В этой ситуации государство сделало приоритетом пополнение госбюджета.

Государство называет поддержкой, например, отсутствие налоговых проверок за 2023, 2024 и 2025 годы. Получается, что для МСБ с 2026 года якобы все начинается с чистого листа. Государство называет это амнистией, глотком свежего воздуха, поддержкой малого и среднего бизнеса. Однако на практике все будет работать иначе. Например, по НДС: если ты будешь сниматься с учета, проверку все равно придется пройти. Более того, теперь будут не тематические проверки, а внеплановые, что на практике еще хуже — к тебе могут прийти без предупреждения и начать проверку в любой момент. Мы как специалисты понимаем эти риски и видим более реальную картину, чем та, которую нам рисуют.

Как будет проходить контроль перехода на новые правила?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: ИП получили время для изменения режима до марта 2026 года, затем переход будет принудительным. В первые месяцы ожидается большое количество запросов на разъяснения. Профессиональные сообщества, включая КАНК, активно проводят консультации и круглые столы, чтобы минимизировать ошибки и исключить двойное налогообложение.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Государство в лице зампреда Комитета госдоходов заверяет, что процесс будет максимально упрощен. Предполагается, что налогоплательщикам потребуется лишь повторно подать заявление в 2026 году о продолжении применения упрощенного режима налогообложения.

Однако всем субъектам малого и среднего бизнеса необходимо заблаговременно изучить данный вопрос и проконсультироваться со специалистами. Существует категория индивидуальных предпринимателей с небольшими оборотами, не имеющих штатного бухгалтера и недостаточно осведомленных о нюансах налогового законодательства. Такие люди, например, могут не знать, что с 1 января 2026 года до 1 марта 2026 года, если ты остаешься на упрощенном режиме, то нужно подать заявление о его применении. Иначе Налоговый комитет автоматически переведет тебя на общеустановленный режим, на котором придется проработать минимум год, прежде чем обратно перейти на упрощенку. В общем, МСБ нужно держать руку на пульсе и заранее прописывать свою стратегию. А по НДС установлен переходный период: обороты 2025 года будут учитываться как обороты 2025 года, если электронные счета-фактуры выписаны до конца года. Счета-фактуры за 2025 год, выписанные уже в 2026 году, будут считаться оборотом 2026 года.

Учитывая сложность изменений, компании неизбежно будут допускать ошибки и упускать важные моменты — в масштабах всей экономики это неизбежно.

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Повышение НДС — вынужденная мера или давление на МСБ?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Согласно официальной позиции, это вынужденная мера для увеличения доходной части бюджета. Но поскольку НДС — косвенный налог, основная нагрузка перейдет на покупателей. Это неизбежно снизит покупательскую способность и отразится на МСБ, что и вызывает тревогу предпринимателей.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Министр экономики Казахстана на форуме бухгалтеров прямо заявил, что государство сидит на нефтяной игле и необходимо от нее уходить. Для этого требуется закрыть значительный дефицит бюджета — точную цифру назвать не могу, но речь шла о триллионах тенге. За чей счет будет решаться эта проблема? За счет простых граждан. Государство выбрало путь реформирования налоговой системы: повышение налоговых ставок, усиление контроля, в том числе косвенного, максимальный вывод экономики из тени и обеспечение ее прозрачности.

С точки зрения государства, это вынужденная мера. По словам самого министра, НДС — самый простой инструмент пополнения бюджета. Изначально планировалось 20% НДС, что полностью закрыло бы финансовые вопросы. Однако из-за массового возмущения предпринимателей в соцсетях ставку снизили до 16%, и теперь приходится применять дополнительные рычаги воздействия. Устраивает ли это граждан и малый и средний бизнес? Очевидно, нет. Мы прекрасно понимаем, что все эти меры будут оплачены из карманов обычных людей и предпринимателей. Государство же исходит из того, что предприниматели — наиболее адаптивная категория населения, способная быстро подстраиваться под новые условия. Именно поэтому через бизнес и граждан будут решаться задачи пополнения бюджета. Хочет ли государство закрыть МСБ, как считают многие предприниматели? Нет. Цель одна — вернуть деньги в бюджет. И для достижения этой цели используются доступные способы.

Как новый Налоговый кодекс затронет интернет-деятельность: маркетплейсы, блогеров?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: На маркетплейсы усиливается отчетность в КГД. Иностранные платформы могут быть обязаны выступать налоговыми агентами.

Для блогеров вводится расчет доходов косвенным методом — по расходам, поэтому скрывать доходы станет значительно сложнее.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Массовые уведомления блогерам уже в 2025 году наглядно показали, что отмолчаться или скрыться не получится. Налоговые органы ведут мониторинг всех, многие уже находятся на контроле, и это лишь вопрос времени, когда уведомления получат остальные. Государство имеет доступ к банковским выпискам, видит реальные суммы и понимает масштаб неуплаченных налогов физическими лицами. Новый Налоговый кодекс серьезно затронет блогеров — избежать налогообложения не удастся.

Повышение НДС приведет к росту цен на товары и, соответственно, к снижению покупательской способности. Дополнительно вводятся новые формы отчетности. Появляется информация (требующая уточнения) о необходимости сдавать декларации при покупке товаров на зарубежных маркетплейсах. Это станет фактором оттока части клиентов и негативно скажется на доходах участников рынка.

Отдельного внимания заслуживает вопрос работы с командой. Многие блогеры традиционно заключают с сотрудниками договоры ГПХ. Однако нововведения в Трудовом кодексе меняют ситуацию: если деятельность сотрудника имеет признаки трудовых отношений, договор ГПХ заключать нельзя — необходимо официальное трудоустройство с уплатой минимум 40% налогов. Это дополнительная финансовая нагрузка на блогеров, которые зарабатывают через создание контента. Они неизбежно пострадают. Причем изменения в Трудовом кодексе затронут не только блогеров, но и весь бизнес в целом.

Тяжело и бизнесу, и людям: что ждет казахстанцев в 2026 году в связи с новым Налоговым кодексом?

Какой прогноз по налоговой/финансовой сфере на 2026 год?

Людмила Репникова, налоговый консультант, сооснователь проекта Sber-Invest.kz: Тренд сохраняется: рост прозрачности, цифровизация, обмен данными между банками, маркетплейсами и КГД. В то же время повышение НДС будет влиять на цены и потребительский спрос.

Бизнесу важно заранее определиться с налоговым режимом, просчитать нагрузку и снизить риски по ГПХ. Жителям — внимательнее планировать доходы, расходы и вопросы декларирования.

Елена Бобаедова, бухгалтер высшей категории: Я думаю, это очевидно для многих людей — кризисные моменты и повышение цен неминуемы. К нему приведут все нововведения.

К этому нужно готовиться — уже сейчас запасаться нескоропортящимися продуктами. Да, я серьезно. Сама сейчас делаю так: по максимуму откладываю деньги, закупаюсь продуктами. Потому что в 2026 году будет резкий скачок цен, я уверена, что почти во всех сферах, потому что бизнесу нужно будет выживать. Уже сейчас поднимают заранее цены, чтобы в 2026 году более-менее как-то нивелировать. К этому добавится цепная реакция: поставщики также начнут повышать цены, и бизнесу придется перекладывать эти издержки на конечного потребителя, просто чтобы сохранять рентабельность. Стоит трезво оценить свои доходы и понять, хватит ли их в новых реалиях. Если нет — имеет смысл уже сейчас пересматривать способы заработка, искать дополнительные источники дохода или подработки. Будет тяжело — и бизнесу, и обычным людям. И к этому важно готовиться не только финансово, но и морально, выстраивая стратегию заранее, а не ждать момента, когда давление станет максимальным.

К уже существующим сложностям добавляется введение национального каталога товаров. Это существенно усилит контроль за каждым товаром и создаст дополнительные трудности для бизнеса. Если товара нет в национальном каталоге, предприниматель не сможет пробить чек и выписать электронный счет-фактуру. А при наличии договорных обязательств это автоматически ведет к штрафам, неустойкам и финансовым потерям. Это, безусловно, отразится на обычных жителях. Даже крупный бизнес будет чувствовать этот давление со стороны государства. Усиливается косвенный контроль и за физическими лицами: если человек тратит больше, чем официально зарабатывает, он будет получать уведомления.

На бухгалтеров ложится колоссальная ответственность: требования усложняются, контроль усиливается, ошибки могут привести к серьезным последствиям. Часть специалистов будет уходить с рынка из-за выгорания и постоянного давления. При этом парадоксально, но 2026 год может стать годом высокой востребованности бухгалтеров, потому что без них бизнесу будет практически невозможно выжить.

Риски сейчас есть у всех, и они высокие: рост цен, ужесточение ведения бизнеса и контроля за деятельностью физических лиц. Поэтому уже сейчас важно задумываться о будущем — чем вы хотите заниматься, на чем зарабатывать, как увеличить доход и в какую сторону двигаться. И, исходя из этих целей, начинать делать конкретные шаги заранее, а не тогда, когда давление станет критическим.

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Оставайтесь на связи с ER10 Media! Вы можете найти нас в:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *