Казахстанский финтех прославился на весь мир, и пришло время покорять новые горизонты: создавать масштабные стартапы и идти в реальные секторы экономики. Адиль Жумабаев, первый заместитель генерального директора главного амбассадора Индустрии 4.0, рассказал редакции ER10 Media о том, как можно внедрить ИИ в жизнь казахстанского общества. А также, на чем стоит сосредоточиться стартапам, чтобы стать “единорогами” и увеличить IT-экспорт в стране.
— Скажите, пожалуйста, почему сейчас идет фокус на такие сферы, как медицина, энергетика, нефтегазовая отрасль, добывающая промышленность, строительство и финансы? Какой эффект в долгосрочной перспективе вы можете прогнозировать?
— Программа Industrial AI Accelerator реализуется при поддержке Комитета искусственного интеллекта, который был создан в этом году и курирует все направления ИИ. Последний мы объединили с реальными секторами экономики, которые находятся под руководством Минэнерго, МПС и Минздрава. Не обошли стороной и финтех, который очень развит в Казахстане. Таким образом, наш фокус направлен на реальные секторы экономики.
Мы провели обучение для заказчиков и предприятий на тему того, как правильно формулировать задачу искусственному интеллекту, ведь не у всех есть понимание того, на что способен ИИ. На примере ChatGPT известно: чем лучше промпт, тем более качественный ответ вы получите. В контексте акселератора принцип такой же. Если представители реальных секторов экономики знают, как работает искусственный интеллект, мы сможем на выходе получить более качественное решение, и ожидание совпадет с реальностью.
Примечание редакции: Цель акселератора — способствовать трансформации отраслей через применение ИИ-технологий, реализацию пилотных проектов и создание национального каталога ИИ-решений. Организаторами инициативы выступают Филиал Автономного кластерного фонда "Парк инновационных технологий" по г. Алматы (АКФ ПИТ) при поддержке Комитета ИИ Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (МЦРИАП).
— Сколько стартапов подали свои заявки и сколько участников вы отобрали на программу?
— Всего было 118 заявок, к участию мы отобрали 34 проекта. В конце программы состоится Demo Day республиканского значения. Мероприятие пройдет с участием представителей госорганов и крупных предприятий в частном секторе. Ориентировочно 25 компаний запитчат свои решения: казахстанские проекты — офлайн, а участники из Сингапура, России и США — онлайн. Таким образом, мы сделаем площадку, на которой соединятся технологические агенты и игроки в инновационной экосистеме из разных стран мира.
— Как из 34 проектов вы выберете 25?
— У нас есть целая методология для максимальной прозрачности отбора. Вот ключевые критерии:
- Зрелость решения. Проекты не должны находиться на стадии тестирования гипотез. У них должна быть доказанная эффективность, документация и опыт, чтобы сами заказчики отнеслись к ним с доверием;
- Потенциал к масштабированию. Даже в сфере ИИ бывают ограниченные решения, применимые только в одной узкой нише. Поэтому для нас важно, чтобы компании могли покрывать разные процессы в одном предприятии.
- Работа в различных секторах. Интересны такие решения, которые могут быть кросс-отраслевыми и масштабированы в смежные отрасли.
— Стартапы, которые завершат акселерацию, смогут потом масштабироваться в другие страны, или предназначены только для Казахстана?
— Безусловно, смогут, ведь реальные секторы экономики одинаковы во всех странах мира. Поэтому те компании, которые заинтересуют заказчика на программе и достигнут поставленных показателей, смогут предложить свои решения похожим предприятиям других стран. Зачастую наши недра даже больше похожи по своей структуре на недра стран дальнего зарубежья, нежели ближайших соседей. Поэтому все зависит от разных нюансов, бизнес-процессов и технологических особенностей. Как бы то ни было, такое масштабирование напрямую повлияет на IT-экспорт нашей страны.
— Подскажите, как взращивание стартапов в перечисленных сферах может в перспективе отразиться на экономике Казахстана?
— Мы задаем определенную тенденцию тем компаниям, которые еще не применяют искусственный интеллект. Если мы покажем, что с ИИ можно достичь определенных результатов, то и заказчики поймут, что это — эффективный инструмент, и другие компании, которые занимаются разработкой и др., поймут перспективность такого направления. Таким образом, рынок узнает, что можно решать задачи определенного калибра с искусственным интеллектом.
— Как вы можете прогнозировать увеличение экспорта благодаря таким программам?
— Делать прогнозы на данном этапе рано. По итогам демо-дня, когда мы увидим успешно внедренные пилоты, проекты начнут масштабироваться. Реализация решений и в Казахстане, и за рубежом, в любом случае прямо или косвенно повлияет на IT-экспорт нашей страны.
— Есть ли у Казахстана потенциал войти в топ самых технологически развитых стран мира?
— Безусловно, если не распыляться, а ставить четкие задачи и сузить определенные направления, тогда можно быстрее достичь изначальных целей по цифровизации. К примеру, eGov и банковские приложения, то есть финтех, очень развиты и котируются по миру. Небольшие компании в Индустрии 4.0 тоже доказали свою эффективность, хотя о них пока мало кто знает. Мы также ездили в Лас-Вегас на международную выставку MINExpo, где наши резиденты получили колоссальный опыт и продемонстрировали свои проекты, а также услышали от международных экспертов, что их решения актуальны.
— А как это влияет на человеческий капитал?
— Все знают, что искусственный интеллект — реальность, а не какие-то будущие планы. И если мы быстрее направим свое IT-сообщество на обучение, понимание и постановку задач, то человеческий капитал IT-специалистов в любом случае вырастет. И мы можем стать одной из тех стран, которая займет свою нишу в этой теме. Тогда казахстанских экспертов будут приглашать на крупные международные проекты, и наша акселерация задаст новый тренд.
В рамках Industrial AI Accelerator мы, хоть и ожидаем практическое внедрение решений и конкретные пилотные проекты, но предоставляем участникам множество инструментов поддержки. Для акселерации мы привлекли топовых международных экспертов в сфере ИИ, которые проводят менторские сессии с нашими участниками. Лекции они состоят из нескольких ключевых компонентов:
- Как стоит масштабировать свое решения, какие направления стоит рассматривать для того, чтобы развивать свой продукт
- Как правильно вести переговоры с заказчиком, какой пилотный проект нужно реализовать и т.д.
Пускай у нас всего 34 участника в этой акселерации, тем не менее, мы видим ее как один из шагов по развитию человеческого капитала среди продвинутых специалистов в сфере ИИ.
— Как вы можете охарактеризовать стартап-экосистему Казахстана за 2024 год?
— Было много различных грантов, венчурных фондов и программ, работающих, в том числе, при поддержке государства. Это запустило экосистему, которая сейчас начинает развиваться естественным путем. То есть, пошла рыночная история, и даже появилось обучение для инвесторов на тему того, как правильно вкладываться в стартапы. Повсеместно проводятся стартап-баттлы, куда с большим интересом в жюри или числе спонсоров вступают крупные казахстанские компании и физлица.
Стоит отметить Silkroad Innovation Hub, созданный казахстанцем Асетом Абдуалиевым на родине крутых стартапов, в Кремниевой долине. Многие казахстанские стартапы, в частности, созданные женщинами, привлекают зарубежные инвестиции и смогли зарекомендовать себя в США. Это напрямую влияет на IT-экспорт и на репутацию наших стартаперов.
— Что нужно сделать Казахстану для создания крупных успешных стартапов?
— Давать больше возможностей для экспериментов, потому что любая гипотеза должна апробироваться, чтобы не остаться теорией. Мы как фонд этим и занимаемся на протяжении нескольких лет. Два года проводим технологические марафоны, когда показываем казахстанским компаниям реальные технологические процессы. Они обсуждают задачи с горняками, нефтяниками и понимают, как ее решить. Компании, которые внедрили какое-то решение, дальше начинают расти: инвесторы благосклоннее относятся к ним благодаря поддержке предприятия. Думаю, нужно создавать больше возможностей, чтобы сократить путь от заказчиков до исполнителей.
— Какова ваша личная миссия в том, чтобы быть амбассадором индустрии 4.0?
— Осознавать, что ты был причастен к развитию этого пути, смог выполнить поставленные задачи при поддержке министерства, чтобы открыть возможности для айтишников и всего рынка. Приятно понимать, что наша работа напрямую влияет на рост экономики страны. Поддержка государства, готовность рынка и создание программ, которые помогают принимать решения под мировые вызовы, сливаются воедино.
— Какие программы вы планируете внедрить в следующем году?
— Ежегодно Минцифры проводит Digital Almaty, и в рамках данного мероприятия мы проводим колоссальную работу. В 2025 году тематикой будет искусственный интеллект. Стартапы, заказчики и венчурные фонды соберутся офлайн: редко удается собрать весь рынок в одном месте. Проекты смогут понять, в правильном ли они идут направлении, и подкорректируют свои цели под задачи, которые актуальны в нашей стране.
— Как, вы думаете, в будущем будет применяться искусственный интеллект в Казахстане?
— Чтобы искусственный интеллект правильно работал, нужны качественные вводные и данные. У нас очень развита в стране инфраструктура: те же самые ЦОДы, мощности, серверные и т.д. С учетом правильной базы на всем этом можно построить хорошие инструменты с использованием искусственного интеллекта. ИИ бесполезен, если у вас нет корректных данных. С правильным же массивом данных, ИИ облегчит жизнь и будет применяться везде.