Недавно в Астане завершился первый научный эксперимент по подготовке женского космического экипажа SANA-1. В его рамках четыре исследовательницы 10 суток провели в подземном модуле, имитирующем космический полет. Алина Гуторева, доктор философии по психологии и доцент кафедры когнитивных наук в КБТУ, стала научным руководителем эксперимента. В эксклюзивном интервью для ER10 Media мы узнали у Алины суть эксперимента, его особенности и то, полетит ли женский экипаж в космос по-настоящему.
— Для чего был запущен эксперимент SANA-1?
— Эксперимент SANA-1 стал первым изоляционным исследованием в Казахстане, направленным на изучение того, как человеческий организм и психика адаптируются к ограниченному пространству и сенсорной изоляции, подобной условиям космического полёта. Мы хотели понять, какие когнитивные, поведенческие и физиологические процессы происходят у человека при пребывании в аналоговом модуле, и как можно подготовить будущие экипажи к таким нагрузкам.
— В чем научная новизна исследования?
— Новизна SANA-1 в том, что проект объединил мультидисциплинарный подход — когнитивную науку, нейрофизиологию, инженерные технологии и элементы космической медицины — в рамках единой системы наблюдений. Мы впервые в Центральной Азии использовали портативные ЭЭГ и нейроинтерфейсы для мониторинга внимания и стресса, а также мониторинга сна в условиях полной изоляции. Особое значение имеет то, что миссия была выполнена полностью женским экипажем, что в мировой практике крайне редко встречается.
— Почему экипаж полностью женский?
— Во-первых, это научная необходимость: женская динамика в изоляции изучена значительно меньше, чем мужская или смешанная. Во-вторых, это социальная миссия — подчеркнуть роль женщин в науке, инженерии и космосе. Сегодня лишь около 12,5 % космонавтов в мире — женщины. Мы хотим расширить эти возможности и собрать данные, которые помогут лучше понять, как женский организм и психика реагируют на изоляцию, стресс и смену ритмов. В будущем эти данные могут лечь в основу адаптированных программ отбора и подготовки для женщин-космонавтов.

— Как выбирались участницы эксперимента?
— Важными качествами были устойчивость к стрессу, способность работать в команде, техническая грамотность. Все участницы имели инженерный бэкграунд, что позволило им выполнять реальные исследовательские задачи. Мы рассматривали их как инженеров-испытателей, выполняющих миссию, максимально приближенную к орбитальной.
— Какой была ваша роль как руководителя и психолога?
— Задача у меня была такая: координировать научную программу и обеспечивать психологическую безопасность экипажа. Я также играла роль наставника. Участвовала в отборе, предварительных тестах, вела ежедневные брифинги с экипажем. С психологической стороны я наблюдала, как развивается групповая динамика, как участницы справляются с неопределённостью и стрессом, и какие внутренние ресурсы помогают им адаптироваться. Это ценно не только для космических миссий, но и для любой высоконапряжённой среды — от подводных лабораторий до полярных станций.
— Насколько для космонавтов важна психологическая подготовка?
— Она критически важна. Физическая подготовка тренирует мышцы, а психологическая — устойчивость к неопределённости и стрессу. В космосе человек сталкивается не только с перегрузками, но и с монотонностью, тишиной, а также отсутствием личного пространства, длительным контактом с одной и той же командой. Это требует развитой эмоциональной регуляции и способности сохранять смысл и мотивацию. В SANA-1 мы как раз проверяли, как эмоциональные состояния отражаются на когнитивной эффективности — через внимание, память, скорость реакции и сон.
— Чем занимались участницы в капсуле?
— Каждый день был расписан по минутам (использование циклограмм): научные эксперименты, когнитивные тесты, техническое обслуживание систем капсулы, и инженерные эксперименты, взаимодействие с общественностью и видеозвонки с коллегами из Sirius и ETH Zurich, физические тренировки… Они вели дневники настроения, сна и концентрации. Мы наблюдали за тем, как меняется их внимание, сон, эмоциональный фон и командная коммуникация. Интересно, что к середине миссии появилось естественное «чувство ритма» — организм адаптировался к замкнутому циклу.

— Расскажите о результатах эксперимента.
— Мы видим, что стресс изоляции проявляется уже на 2–3 день, но после этого показатели внимания, сна и настроения стабилизируются. Команда демонстрировала высокий уровень взаимопомощи и эмпатии — это один из факторов психологической устойчивости. У одной участницы наблюдалось эмоциональное переутомление, и она завершила участие по согласованию с исследователями — этот случай важен для понимания пределов нагрузки и необходимости эмоциональной поддержки.
— Какие компетенции развивает Казахстан благодаря SANA?
— Проект развивает национальную инфраструктуру космической психофизиологии и инженерии человеко-машинных систем. Казахстан становится участником глобальных исследований в области космической медицины, BCI-технологий и нейроинтерфейсов, а также развивает собственные кадры — инженеров-испытателей, исследователей. Мы уже сотрудничаем с ETH Zurich, КБТУ, НЦКИТ, КС, и Аэрокосмическим Комитетом Казахстана по обмену данными и подготовке новой программы.
— Отправятся ли участницы SANA в космос?
— Некоторые из них — потенциально да. Проект SANA — это ступень предварительного отбора и подготовки, аналогичная наземным центрам подготовки космонавтов. Следующие этапы включают участие в международных тренировках, физиологических испытаниях и образовательных программах.




