На замену кистям и холсту пришли планшеты и мониторы. Как найти тонкую грань между традиционным и digital-искусством? Можно ли считать NFT частью мира творчества? Какие тренды в искусстве будут господствовать в течение 2023 года? И самое главное, как стать созидателем в мире изобразительного творчества? На эти и другие вопросы нам ответит молодой казахстанский художник, автор многих традиционных и цифровых работ – Алпамыс Батыров.
– Алпамыс, чем вы занимаетесь на данный момент?
– В данный момент я занимаюсь проекционными инсталляциями – так называемый, 3D Mapping. Если объяснять по-простому, это проекция на разные объемные поверхности. Сейчас мой основной фокус направлен именно на это. В противоположность цифровому, очень много рисую. Не могу подобрать точный термин для этого. С одной стороны, занимаюсь этим для души. С другой, назвать это моим хобби тоже нельзя. Я продаю свои картины, и в иной раз, они приносят больше дохода, нежели коммерческие проекты. Двигаюсь вот в таком ключе: творю как на холсте, так и на планшете.
– Вы считаете себя «традиционным» или, скорее, digital-художником?
– Существует устоявшийся термин под названием «new media artist». Он используется для обозначения «мастеров кисти», которые не делают различия между цифровым и традиционным искусством. Меня, как художника, можно обозначить этим словом. Сейчас грани между традиционным и digital-форматом стираются. Приведу простой пример. Писать на холсте возможно по-разному. Можно запрограммировать робота, который будет рисовать на нём. Это всё ещё холст, но рисует на нём уже робот. Однако, робота запрограммировал художник с мыслями о создании произведения искусства. Я немного похож на этого робота. Даже если я сформировался больше, как «классический художник», сейчас я могу оцифровать свои творения и продолжать работу уже с использованием планшета. Это придаёт новый окрас моим работам.
– С традиционным искусством все более-менее знакомы. А что такое digital-искусство?
– Digital-искусством можно считать произведения, которые хранятся на цифровых носителях: интернет, жесткие диски и т.д. За счет этого, по скорости распространения и актуальности современный вид творчества превосходит старинный. Каждый, вне зависимости от того, где он находится, может увидеть картину в точности такой, какой его и задумывал художник.
– Есть ли отдельные направления digital-искусства?
– Поскольку digital-искусство только зарождается, пока не существует четких границ. Сейчас это и проблема, и в то же время возможность для художников начать новое направление. На данный момент, как отдельное направление в мире цифровых красок, можно рассматривать метамодернизм. Конечно, он включает в себя и классические картины, написанные на холсте. Однако, всю гамму эмоций можно прочувствовать именно в «цифре». Мемы, фильмы, анимация – во всём это можно найти отголоски метамодернизма. У меня есть серия работ, под названием «Метаполис», которые как раз и являются частью этого большого направления. Работать над ними я начал задолго до того, как метамодернизм начал развиваться как отдельное направление, что ещё раз доказывает мои слова об отсутствии границ.
– Можете рассказать про представителей digital-искусства?
– Их очень и очень много. Если говорить о представителях чисто digital-искусства, то на ум сразу приходит Даниэль Каногар. Этот художник поразил меня тем, что он работает с LED-панелями как с некими скульптурами. Это всё ещё простое цифровое изображение, но после физического взаимодействия с экранами, это превращается в нечто «неземное».
– Какие тренды в искусстве ожидаются в 2023 году?
– Очень сложно предугадать, в какую сторону всё будет двигаться. Я думаю, что будут превалировать пацифистские и активистские настроения. Они год от года набирают силу как и у нас в стране, так и во всём мире. Люди больше выражают свою гражданскую позицию и это, несомненно, отразится и в искусстве. Помимо этого, вполне вероятно, будут создаваться «эпические» произведения. Тот же «Аватар» от Джеймса Кэмерона, вышедший в преддверии 2023 года, однозначно задал настрой в эту сторону.
– Как вы относитесь к NFT и можно ли его считать искусством?
– NFT – очередной инструмент. Его можно приравнять к другим форматам продажи искусства. Это более «навороченное» средство для продвижения и коммерциализации своего арт-проекта. Отношусь я к нему очень позитивно. Как все знают, на почве NFT была огромная волна ажиотажа. Сейчас она очень сильно спала. Тем не менее я знаком с людьми, которые занимаются NFT и продолжают стабильно работать с этой технологией и зарабатывать на этом. Конечно, такие люди не те, кто просто начал заниматься NFT из-за его популярности. Они осознанно подходят к проектам и вкладывают туда немало творческих сил. Хотелось бы, чтобы на этой площадке было больше осмысленных проектов, а не 25 000 картинок непонятно чего. Еще одна положительная сторона NFT – в возможности закрепить права на своё произведение искусства.
– Что вы порекомендуете всем тем, кто желает развиваться в изобразительном искусстве?
– Прелесть нашего времени в том, что у нас есть весь спектр всевозможных путей в любом направлении. Будь то кинематограф, музыка или живопись. Всегда найдется аудитория и подходящие инструменты. Нет разницы, с чего начать и как. Просто надо начать и делать. Главное, будьте как дети и наслаждайтесь этим. Тот же Пикассо говорил, что каждый ребенок – художник. Задача лишь в том, чтобы сохранить этого «ребенка» на всю жизнь. А если он заснул глубоко, то разбудить. В этом вся магия.
– При таком бурном росте digital-искусства, не потеряет ли актуальность традиционное?
– Действительно, традиционное сдаёт свои позиции со стремительной скоростью. Я даже по себе замечаю, что провожу больше времени перед iPad, нежели перед холстом или бумагой. Однако, традиционное искусство не исчезнет. Это некая «база». Когда ты умеешь рисовать на, условно, холсте, то сможешь на чём угодно. Когда ты начинаешь с традиционного, у тебя появляются солидные знания композиции, полутонов, колористики. Всего того, без чего не будет создана ни одна картина или иное творение. Корни всего, что я умею делать в «цифре», исходят из классической живописи.