– В его биографии ничего не предвещало особых достижений: он был обычным алматинским мальчиком, который закончил среднеобразовательную школу без приставки “спец” или “физмат”. Когда пришло время поступать в университет, он не знал ни одного языка программирования, как, впрочем, и английского языка. Сегодня Елдан работает в корпорации Microsoft над одним из сложнейших продуктов этого техногиганта — поисковой системой Bing. Следуя своему правилу искать и находить выдающихся личностей страны, ER10.KZ решила выяснить, каким образом Елдан Абдрашим добился таких успехов.
– Первый вопрос хотелось бы посвятить событиям или людям в вашей жизни, которые оказали на вас большое влияние.
– Да, в моей жизни был один случай, который заставил меня переосмыслить многие ценности. Чуть ли не с первого класса я увлекался компьютерными играми (в частности, Dota и Counter-Strike), прожигая без всякой пользы свое время. Будучи студентом, попал в университетскую команду по робототехнике. В 2014 году МУИТ отправил нас на соревнования в Индию в город Пуна. И эта поездка перевернула мое отношение ко многим вещам…
Я увидел, как живут представители разных каст в Индии. Особенно потрясло отношение общества к самой низшей касте – “неприкасаемым”. Их рождение нигде не фиксируется, у них нет документов, огромное количество людей живут в шалашах, без элементарных бытовых условий. У “неприкасаемых” нет права на серьезное образование, работу или медицину.
Увидев всё это, я подумал, что любой из них мечтал бы оказаться на моем месте. И добиться высот, которые открыты для многих из нас в Казахстане. С того дня я перестал тратить время на игры, просто потому что осознал, сколько у меня есть возможностей, которых нет у многих других людей.
– Вы однажды написали в Instagram, что люди, ищущие работу в иностранных компаниях, часто недооценивают важность soft skills, то есть умение правильно коммуницировать с командой и руководством. Какие примеры из жизни подтолкнули вас к этому выводу?
– Весь мой опыт говорит о том, что для хорошей карьеры важно добиваться баланса между техническими навыками и умением коммуницировать с командой. Это правило действует везде: от маленьких компаний до транснациональных корпораций.
Впервые об этом я задумался еще до поездки за рубеж, когда работал в Казахстане. Запомнился случай с одним сильным в плане профессионализма руководителем на моем первом рабочем месте. Насколько хорош был этот тимлид в технических вопросах, настолько же пасовал в плане обычных человеческих коммуникаций. И это явно мешало ему управлять всей рабочей группой.
Еще одно важное знание о soft skills я получил, когда оказался за пределами страны, а если точнее — в минском офисе известной компании Wargaming.net. Меня приняли в команду, которая занималась популярной игрой World of Tanks Blitz, на позицию Software Engineer (должность, требующая от кандидата умений как разработчика, так и руководителя проектов. — Прим. ред.). Я тогда убедился в том, что soft skills не только позволяет человеку комфортно взаимодействовать с коллегами, но даже напрямую влияет на уровень зарплаты. Например, благодаря своей коммуникабельности, я добился увеличения месячной зарплаты на 500 долларов, почти догнав более опытного инженера, занимавшего аналогичную должность 5 лет.
Очень серьезное внимание уделяют soft skills в западных компаниях. Помимо обязательного английского языка и необходимой квалификации, кандидат должен быть еще командным игроком. Чтобы получить работу в испанском офисе Microsoft, мне довелось пройти шесть интервью, и одно из них было посвящено вопросам адаптации кандидата в культурную среду компании (Behavioral Interview). Если бы я не смог доказать, что стану “своим человеком” в команде, я бы не получил эту работу.
– Как, по-вашему, soft skills — это чисто количественный навык, который можно накапливать, как технический опыт, или нечто неизмеримое, субъективное?
– Уверен, что коммуникабельность тоже можно тренировать и прокачивать с годами. В Казахстане принято считать, что опытный разработчик (уровень Senior engineer) отличается от обычного в первую очередь более солидным багажом знаний и освоенных инструментов. В западных корпорациях отношение к опыту несколько другое: здесь порой специалист среднего уровня может быть более технически подкованным, чем вышестоящий senior. Просто senior способен брать на себя больше ответственности, хранить и передавать другим членам команды свои знания, приходить на помощь к менее опытным коллегам. И за счет этих soft skills он будет занимать более высокую ступеньку в корпоративной иерархии.
Возможно, поэтому в Microsoft нет отдельной должности “тимлид”, потому что практически любой сеньор-разработчик и является лидером, способным вести за собой людей.
– За 2020-2021 вы побывали в 4 странах. Насколько влияет город и климат на работоспособность? Можете привести примеры?
– За время работы в компании Wargaming мне с супругой довелось побывать в Минске, Киеве, Алматы и в турецком курортном городке Авсаллар. И я могу точно сказать, что климат и особенности страны пребывания ощутимо влияли на мою работоспособность.
В Минске мы провели два летних сезона, и не испытали никаких проблем с адаптацией. Компания очень активно помогала с переездом и устройством на новом месте. Киев тоже произвел хорошее впечатление: обилием достопримечательностей, вкусной кухней и технологичностью города. Цены на недвижимость и питание оказались несколько выше, чем в Минске. К тому же переезд в столицу Украины был в каком-то смысле вынужденным — в 2020 году в Минске начали акции протеста, поэтому работодатель счел нужным временно релоцировать часть сотрудников в Москву, Киев и даже в республику Кипр. Возможно, из-за неопределенности с длительностью пребывания я чувствовал себя в “подвешенном” состоянии, что не могло не отразиться на моей работе.
Не в последнюю очередь из-за этого ощущения мы с женой решили переждать данный период в родном Алматы, благо удаленный формат работы вполне позволял это сделать. Но занятие кодингом в окружении родных стен и близких людей имеет и обратную сторону — много отвлекаешься на походы к родственникам и встречи с друзьями. Сосредоточенно работать, заниматься саморазвитием и вкладываться в карьеру в таких условиях непросто, согласитесь.
Так что, на выбор четвертого пункта нашего переезда повлияли все вышеуказанные факторы. Нам хотелось обосноваться в каком-нибудь дружелюбном и комфортном месте, где можно работать и развиваться. Важен был и определенный часовой пояс, чтобы синхронизировать работу по времени Минска, где находился офис работодателя.
Таким местом оказался турецкий городок Авсаллар. Там всегда солнечно, что настраивает на позитив, да и со знанием казахского языка сравнительно легко адаптироваться к турецкой культурной среде.
– У вас были приглашения на работу в IT-компании, располагающиеся в самых интересных городах: Амстердам, Берлин, Вильнюс, Ванкувер, Дублин, Лондон. Но вы в итоге остановили выбор на Барселоне в пользу Microsoft. Кроме явных материальных выгод, какие еще соображения повлияли на выбор?
– Вы удивитесь, но работа в Microsoft не сулит так много денег, как может показаться. Свой выбор я сделал по следующим критериям: а) наличие интересных для меня проектов, б) имя компании, в) климат и язык.
Казалось бы, проще было отправиться в Лондон или Ванкувер, где за счет знания английского можно сравнительно легко влиться в новую среду обитания. Но мне очень нравится испанский язык, да и климат в Барселоне сыграл далеко не последнюю роль. После турецкого солнца не хотелось ехать в северные города Европы или Америки.
Так что, размер будущей зарплаты на мой выбор не сильно повлиял. Скажу больше, даже в одном стартапе работая удаленно из Алматы я зарабатывал почти вдвое больше денег, чем сейчас в Microsoft. В конце концов, всех денег в жизни не заработаешь, сделав ставку на мою будущую карьеру мы с женой предпочли жить в одном из самых прекрасных городов мира, чтобы поработать на Майкрософт.
Когда работаешь в большой компании где-нибудь в СНГ, то привыкаешь делать всё быстро. Ощущение постоянной гонки чувствуется везде — на работе, на дорогах, в общении с людьми. В Европе на это смотрят по-другому. Здесь никто не пытается конкурировать с тобой, никому не важно, что в 25-30 лет ты до сих пор не сеньор-разработчик. Лично я знаю многих коллег в Microsoft, которым уже далеко за сорок, а они вовсе не стремятся заработать титул Principal, то есть звание главного инженер-разработчика в команде.
Барселона многому научила нас с женой. Барселонцы бережно относятся к окружающей среде, стараются уменьшить потребление пластика. Здесь иной темп жизни, люди всё успевают - никуда при этом не спеша, соблюдая баланс между работой и личной жизнью. Такое мировоззрение делает людей добрыми, как мне кажется.
– Как устроен многонациональный коллектив в Microsoft? Общаетесь ли с коллегами вне работы?
– Работая в многонациональном коллективе лучше узнаешь тонкости культур и традиции разных национальностей. Например, раньше я не знал, что французы тоже едят конину. Также у нас в коллективе есть парень с Фарерских островов, для меня это удивительно, так как их население составляет около 50 тысяч человек.
Мне нравится, что Microsoft удается собрать вместе людей, с которыми легко общаться. Мы часто встречаемся с коллегами вне офиса, ходим в гости смотреть футбольные матчи, празднуем новоселья и помолвки. Возможно, сказывается небольшие размеры барселонского офиса — нас всего 50 разработчиков на данный момент, поэтому успеваешь со всеми познакомиться ближе, вникнуть в жизнь других людей.
– Можете посоветовать нашим читателям — как развивать soft skills?
– Я пока не встречал источников, где были бы собраны воедино хорошие советы по формированию soft skills, так что могу поделиться чисто личным опытом.
Главное, относитесь к своим коллегам так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Мы ведь все разные, а жизнь порой бывает очень нелегкой, и это накладывает отпечаток на наше поведение и мотивы действий
Я хорошо помню последние дни работы в Wargaming и в PandaDoc. Людям свойственно запоминать коллегу по последнему времени совместной работы, но обычно перед увольнением люди расслабляются. Я решил наоборот — отработать последний месяц на “сто процентов”, чтобы оставить о себе добрую память. Ведь многие коллеги из прежних мест работы становятся потом друзьями, с которыми еще долго поддерживаешь связь. Хочется в их памяти остаться просто хорошим человеком, с которым приятно было работать.
Еще важно в отношениях с коллегами не пересекать некую “красную черту”. Этому я научился, работая с белорусами. Несмотря на природную доброжелательность, коллеги в минском офисе могут спорить на повышенных тонах в целях улучшения проекта, пытаясь убедить в чем-либо своих коллег во благо компании. Но вот что я заметил – даже в пылу спора они никогда не позволяли себе переходить на личности. И как только заканчивался рабочий день, вновь становились добрыми товарищами. Порой нам в Казахстане не хватает этого чувства меры, способности отделять бизнес от личных взаимоотношений. Каждый из нас, наверное, знает такие случаи, когда бывшие коллеги навсегда разрывали отношения друг с другом просто из-за рутинных проблем на работе. Хорошо бы нам всем помнить простую истину: наши коллеги или партнеры – в первую очередь живые люди, и только потом специалисты. Из этого правила и складываются наши отношения друг с другом.