Евросоюз обнародовал беспрецедентные антимонопольные законодательные инициативы по сбалансированию конкуренции в мире технологий. Новый закон о цифровых рынках, или DMA, призван обуздать власть крупнейших технологических корпораций и позволить небольшим компаниям конкурировать с ними на равных.
DMA по существу объединяет опыт антимонопольных процессов, которые ЕС вел в течение последнего десятилетия, в единый законодательный акт.
Среди требований нового законодательства – обеспечение совместимости мессенджеров. Крупным игрокам, таким как Meta, придется «открывать и взаимодействовать с меньшими платформами обмена сообщениями, если они об этом попросят».
Законодательные инициативы вводят требование по неограниченному выбору ПО – поправки требуют, чтобы «пользователи могли свободно выбирать свой браузер, виртуальных помощников или поисковые системы.
Ограничения коснутся доминирующих на рынке техногигантов, таких как Microsoft, Meta, Google, Amazon, Apple, Booking.com и других.
Штрафы за несоблюдение правил предполагаются беспрецедентные – 10% от общего мирового оборота в предыдущем финансовом году за первое нарушение. В случае повторных злоупотреблений сумма штрафа вырастает вдвое.
Основные тезисы нового законодательства.
Право на удаление – потребители должны иметь возможность убрать любое предварительно загруженное программное обеспечение и самостоятельно настраивать свои устройства.
Доступ к данным – компании не должны скрывать важную для пользователей информацию об устройствах и ПО.
Прозрачность рекламы – если компания покупает рекламу на какой-либо платформе, ей должны быть предоставлены инструменты для независимой проверки охвата эффективности.
Конец преимуществам – компании не должны использовать собственные платформы, чтобы поставить свои продукты на первое место.
Отмечается, что законодательные нововведения находятся на стадии доработки и утверждения. Ожидается, что «антимонопольные» поправки вступят в силу этой осенью.