Ни телевидение, ни Интернет, ни даже Всемирная паутина не изменили образование так радикально, как способен это сделать искусственный интеллект. Об этом заявил ректор Калифорнийского университета в Сан-Диего Прадип Кхосла, выступая на заседании Совета по искусственному интеллекту с участием президента РК Касым-Жомарта Токаева.
По словам Кхослы, главная революция заключается в возможности индивидуализировать обучение.
– ИИ позволяет настраивать программу под каждого студента, подбирать темп и задания. Это ведет к лучшим результатам и снижает затраты, – подчеркнул он.
Особенно заметный эффект это дает в США, где труд ассистентов преподавателей стоит очень дорого. По словам ректора, ИИ-наставники не только ведут студентов, но и автоматически создают домашние задания и тесты. Преподаватели освобождаются от рутинной работы и могут сосредоточиться на содержании и науке.
В университетской среде ИИ также приносит ощутимые результаты. За последние три года использование алгоритмов позволило сократить число административных сотрудников на 20%.
– Мы применяем ИИ во всех процессах – от обработки заявок и распределения финансовой помощи до ответов на вопросы родителей. Университет стал более гибким и менее бюрократичным, – отметил Кхосла.
Не менее значительные изменения происходят в медицине. В США уже работают две больницы с ИИ-инфраструктурой: данные пациентов собираются автоматически, электронные карты ведутся системой, а врачи используют алгоритмы для диагностики и рекомендаций.
– Наши больницы работают быстрее и точнее. Врачи и радиологи используют ИИ каждый день. Конечно, человек остается в центре системы, но технологии уже стали полноценной частью медицины, – сказал ректор.
Кхосла предостерег от завышенных ожиданий:
– Мы не должны наделять ИИ божественными свойствами. Безошибочная система – это утопия, которая потребует бесконечных ресурсов. Нужно принять, что ошибки будут, и строить систему страхования рисков. ИИ должен быть лучше человека, но не заменять его.
По его мнению, ключевая задача сегодня – использовать искусственный интеллект так, чтобы он усиливал возможности личности, организаций и государства, а не превращался в источник новых зависимостей.