Казахстанские мобильные операторы будут выявлять и блокировать мошенников. В республике с 18 ноября 2025 года вступает в силу новый порядок выявления телефонных звонков и SMS, связанных с мошенничеством. Это предусмотрено приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития от 3 ноября 2025 года № 554/НҚ. Новые правила направлены на повышение безопасности абонентов и защиту их персональных данных, передает inbusiness.kz со ссылкой на PRG.Zanger.
Согласно документу, операторы мобильной связи будут самостоятельно определять подозрительные звонки и сообщения с помощью внутренних антифрод-систем. Они также обязаны фиксировать случаи мошенничества на сетях связи, включая использование GSM-шлюзов и сим-боксов.
При выявлении подобных случаев оператор сообщает об этом в антифрод-центр Национального банка Казахстана, предоставляя данные абонента – ФИО, ИИН и все номера, зарегистрированные на него.
«Новые меры позволят сократить количество мошеннических действий через сети сотовой связи и защитить граждан от финансовых потерь», – говорится в приказе МИИЦР.
Если поступает информация о подозрительных звонках или SMS, оператор обязан в течение двух дней провести проверку. В случае подтверждения факта мошенничества услуги связи для данного абонента приостанавливаются, а его данные передаются в антифрод-центр для дальнейших мер.
Кроме того, устанавливается ограничение на количество номеров, оформляемых на одно физическое лицо: не более десяти. Этого, по мнению регулятора, достаточно для личных и семейных нужд.
Интеграция антифрод-систем операторов с центром Нацбанка создает единую систему контроля и быстрого реагирования на телефонное мошенничество, что повысит доверие пользователей и поможет сократить число финансовых преступлений.




