Почему образованию нужны реформы?
Согласно Глобальному отчету о навыках, опубликованному крупнейшим разработчиком образовательных онлайн-программ Coursera Inc., современные тенденции в мире, прежде всего развитие цифровых технологий, а также пандемия оказывают огромное трансформационное влияние на рынок труда. В частности, к 2025 году прогнозируется исчезновения 85 миллионов старых и появление почти 100 миллионов новых рабочих мест. При этом эксперты не могут с уверенностью сказать, какими знаниями и навыками должны будут обладать работники, но уже призывают национальные образовательные системы ориентироваться на три сферы — бизнес, технологии и data science.
Именно поэтому сегодня реформа образования – это не вопрос выбора, а скорее вопрос острой необходимости.
Комплексные решения
Эксперты отметили, что трансформация необходима всем звеньям образовательной системы – школам, колледжам (ТиПО), вузам. Такая системная работа поможет получить ощутимые и измеримые экономические результаты в обозримом будущем.
Эксперты также ответили на три ключевых вопроса: где индустрия образования находится сейчас, куда хочет прийти в ближнесрочной (1-3 года), среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (5-10 лет), что для этого нужно, что мешает или помогает этому пути.
Каждый раздел состоит из нескольких самостоятельных направлений для реформирования, в которых отражены:
- тренды, которые обуславливают изменения;
- форматы – специфические изменения в этом звене;
- технологии – практические инструменты изменений;
- возможности – дальнейшие направления с высоким потенциалом;
- угрозы – недостатки системы образования, которые могут помешать;
- нормативные акты – документы, требующие формального закрепления изменений.
Реформам в образовании быть
Группа экспертов представляет новую модель образования как конструктор, где все его звенья можно реформировать по отдельности – школы, колледжи и вузы. Но наибольший позитивный эффект они дадут при комплексном трансформационном подходе. Такая системность будет работать на общую цель – формирование у учащегося любого возраста навыка учиться новому, отбирать нужную информацию, ориентироваться в быстро меняющемся мире и правильно определять, в каком направлении дальше развиваться и что для этого нужно.
Иными словами, школы, колледжи и вузы должны работать как единый механизм, который определяет способности ребенка в детстве, помогает их развивать до получения профессии, учит soft skills и самостоятельному мышлению. А если склонности взрослого человека изменятся, предлагает ему понятный алгоритм смены направления деятельности.
Ближайшие несколько лет будут решающими для смены парадигмы в казахстанском образовании. Основываясь на выводах группы экспертов, все предложения можно условно разделить на четыре этапа.
I этап. Полная ревизия учебных программ. Важно актуализировать их, отказаться от лишнего массива неактуальных знаний, а также определить новые форматы преподавания.
II этап. Наращивание участия бизнеса, производства, потенциальных работодателей в содержании образования, особенно на уровнях колледжей и университетов.
III этап. Внедрение технологичных решений, таких как VR\AR, 3D-технологии, искусственный интеллект и машинное обучение, в повседневные учебные процессы.
IV этап. Глубокая и масштабная цифровизация образования, включающая создание цифровых колледжей и университетов, цифровых платформ для трудоустройства и подтверждения своих знаний, навыков и квалификаций.
Результаты исследования
Ознакомиться с полной версией документа «Видение трансформации образования в Казахстане — голос индустрии» можно здесь https://metarapid.bcpd.kz/, документ доступен для скачивания на казахском и русском языках.
Проект подготовлен BCPD
BCPD уже более шести лет работает на рынке с целью развития человеческого капитала для потребностей экономики Казахстана. Организация реализовала множество проектов и программ в области подготовки как профессиональных кадров, так и молодого поколения на уровнях среднего, высшего и послевузовского образования. BCPD также ведется системная работа по поддержке социально-значимых образовательных проектов, в том числе по содействию развития казахстанской молодежи.