В ходе заседания правительства вице-министр искусственного интеллекта и цифрового развития Ростислав Коняшкин сообщил, что до 2027 года в половине международных аэропортов Казахстана появится биометрическая идентификация. Также, цифровизация коснется ЖД перевозок — 55% маршрутов будут оснащены ИИ-системами. А для автомобилей к 2029 году планируется полное внедрение «зеленого» коридора на пунктах пропуска.
В Казахстане продолжает развиваться единая цифровая платформа SmartCargo, которая обеспечивает автоматическую проверку данных, онлайн-контроль и перевод документации в электронный формат. По оценкам министерства, внедрение этих решений позволит упростить до 80% процедур, связанных с грузоперевозками.
В цифровую трансформацию активно вовлекаются и технологические компании. В экосистеме Astana Hub работает около 30 стартапов, которые создают решения в сфере логистики, экспедиции, управления вагонным парком и мониторинга перевозок. Суммарный доход этих проектов достигает около 9 млрд тенге.
Одним из таких решений является Relog.ai — B2B-платформа, которая оптимизирует логистику последней мили с использованием искусственного интеллекта. Система автоматически формирует маршруты, снижает транспортные расходы до 40% и сокращает задержки в шесть раз, объединяя все этапы доставки в едином интерфейсе.
Другой значимый проект — платформа MultiCode, предназначенная для планирования железнодорожных перевозок и управления вагонным парком. Она автоматизирует оформление перевозок и заявок, формирует рейсы с помощью ИИ, обеспечивает управление вагонами в одной системе, а также предоставляет аналитику и мониторинг в реальном времени. Фактически, платформа закрывает полный цикл — от планирования до повседневной эксплуатации.
Параллельно Казахстан совместно с министерствами финансов и транспорта стран ЕАЭС внедряет информационную систему «Транзит». Она позволяет отслеживать движение грузов в режиме реального времени с использованием навигационных пломб. Сейчас система работает на семи железнодорожных станциях и 11 автомобильных пунктах пропуска, интегрирована с КГД и системами государств-участников ЕАЭС. Ожидается, что это решение сократит количество случаев ложного транзита, облегчит контроль для бизнеса и повысит налоговые поступления. Полный запуск по ЕАЭС намечен на февраль 2026 года. По словам Коняшкина, система уже прошла всестороннюю проверку и готова к масштабированию.
Министерство также рекомендует продолжить реализацию второго этапа платформы SmartCargo и внедрение единого транспортного грузового документа для мультимодальных перевозок — еще одного шага на пути к цифровизации отрасли.




