Министерство науки и высшего образования предлагает внести серьезные дополнения и изменения в Концепцию развития высшего образования и науки в РК на 2023-2029 годы. Мы отобрали наиболее значимые из них.
– Предусматривается новый формат приложения к дипломам в виде цифровых профилей выпускников, которые предоставят работодателям больше информации о приобретенных навыках и компетенциях с указанием уровня и глубины их сформированности. Он будет доступен работодателям через Единый портал высшего образования. Это будет содействовать повышению ответственности студентов за свои результаты обучения и будущее трудоустройство.
– Предлагается выделение целевых грантов по техническим направлениям для поступающих из густонаселенных регионов и регионов с большим разрывом в качестве образования в ведущие ОВПО страны. Квотирование образовательного заказа на подготовку кадров, в том числе региональных вузов по техническим направлениям подготовки, осуществляется на основе определения прогнозной потребности регионов и отраслей
– Высшее образование может предоставляться в очной и онлайн-формах. При этом вузы активно применяют дистанционные образовательные технологии, расширяя границы получения образования.
– Использование искусственного интеллекта может оказать огромное как положительное, так и отрицательное влияние на ландшафт образовательных услуг и в целом на образовательный процесс. Поэтому будет рассмотрен вопрос разработки стандарта использования систем искусственного интеллекта (AI) в образовании
– Будет использован опыт создания Атласа новых профессий, в рамках которого будет продолжена разработка региональных стандартов по опережающей подготовке кадров. Будет расширена программа «Мамандығым – болашағым».
– Продолжится работа по дальнейшему внедрению принципов ECTS в учебный процесс и расширению академической свободы.
– Инновационные образовательные программы будут разработаны на основе форсайт-исследований рынка труда и прогнозирования потребности в новых профессиях. Содержание высшего и (или) послевузовского образования будет ориентировано на разработку междисциплинарных и глобальных образовательных программ совместно с зарубежными партнерами. Результаты обучения по таким программам позволят проходить международную профессиональную сертификацию.
– Будет повышена планка ответственности учебных заведений за подготовку специалистов, в том числе за успешное прохождение выпускниками профессиональной квалификации. Кроме того, результаты сертификации выпускников будут учитываться при распределении государственных заказов и в системе управления рисками.
– Законом РК «Об образовании» предусмотрено прохождение профессиональной практики обязательно со 2-го года обучения. Усиление практикоориентированности программ бакалавриата будет обеспечивается также привлечением действующих практиков в преподавание профессиональных модулей. Вузам будет предоставляться право на реализацию образовательных программ технических направлений с включением производственной стажировки студентов до 30 недель на базе партнеров-предприятий.
– Продолжится вовлечение представителей бизнеса и работодателей в разработку образовательных программ, а также интеграция образовательного процесса с научной деятельностью. Будет усилена ответственность индустрии и бизнеса за участие в подготовке кадров. Вузы будут готовить кадры, способные создавать новые рабочие места с учетом внедрения искусственного интеллекта в производство и науку.
– Будет сформирован Национальный портфель образовательных программ через призму действующего Реестра образовательных программ. Образовательная программа бакалавриата становится гибкой к региональным и отраслевым потребностям, запросам рынка труда и глобальным изменениям.
– С учётом опыта филиалов зарубежных вузов при разработке образовательных программ внедряется подход «образование, ориентированное на исследование» (ROS). Профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в научную исследовательскую работу, ориентирует студентов на экспериментально-аналитическую среду с учетом последних достижений науки и технологии.
– Вузами начата реализация накопительной системы обучения, что позволяет студентам и работающим людям в короткие сроки приобретать необходимые профессиональные навыки, строить индивидуальную траекторию обучения и устранять пробелы в знаниях, удовлетворять потребности граждан в дополнительном образовании.
– Университеты будут ориентированы на создание «апгрейд» центров, призванных поддерживать своих выпускников после окончания университетов.
– Будет создан кадровый резерв и система подготовки топ-менеджмента в ОВПО. В сфере управления ОВПО будут созданы широкие карьерные перспективы для молодых талантливых специалистов и менеджеров. ОВПО продолжат работу по переходу к новой системе должностей согласно международным стандартам, новой модели штатного расписания, повышения квалификации ППС. С 2026 года будет повышена зарплата преподавателей высших учебных заведений.
– Для привлечения талантливой молодежи к преподавательской деятельности в вузе и научной карьере будет пересмотрена система подготовки научных кадров в докторантуре и постдокторантуре.
– Для молодых ученых будет продолжена реализация программ по обучению и исследованиям в ведущих зарубежных вузах и научных центрах. Финансирование научных изысканий прерываться не будет.
– Будет изучен вопрос внедрения дополнительного вида финансирования как «прямая оплата труда ученых, работающих в вузе», финансируемого напрямую из государственного бюджета, с целью создания пула сильных преподавателей, способных продвигать направления как подготовки кадров, так и научных исследований, а также более эффективной концентрации человеческого потенциала.
– Акиматам будет рекомендована разработка специального социального пакета для молодых ученых, работающих в регионах, где расположены предприятия, и есть большой потенциал для развития прикладной науки.
– Особое внимание будет уделено подготовке педагогов в вузах.
– В рамках проекта «Комфортная школа» будут подготовлены учителя новой формации для школ будущего. Основой подготовки педагогов новой формации будет укрепление научного потенциала через развитие научно-педагогических школ на базе педагогических ОВПО и профилизацию исследовательской деятельности в образовании. Будут актуализированы образовательные программы согласно новым моделям школ. Для развития исследовательских компетенций у будущих учителей будут введены дисциплины «Исследование в действии», «Методы исследований и анализа данных в образовании».
– Исследовательская направленность вуза станет ключевым центром формирования и развития новой плеяды талантливых педагогов. Действующими педагогическими вузами Казахстана будет усилено взаимодействие со школами страны. Важно охватить педагогической практикой студентов не только старших, но и начальных курсов. Для руководства курсовыми и дипломными проектами студентов педагогических вузов будут привлечены практикующие учителя школ.
– Новые minor-программы и микроквалификации, которые студент получает наравне с основной образовательной программой, позволят сократить продолжительный путь подготовки педагогов по современным требованиям. Minor-программы могут включать дисциплины по организации деятельности классных руководителей, педагогов-ассистентов в инклюзивных школах и т.д. с обязательным прохождением педагогической практики. Отдельные Minor-программы и микроквалификации будут направлены на формирование навыков структурированной и систематической поддержки учеников обычной школы, испытывающих легкие трудности в обучении или имеющих особые образовательные потребности.
– В вузах в рамках основной образовательной программы студентам будут предлагаться minor-программы и (или) микроквалификации по изучению методики технического и профессионального образования для получения достаточного объема компетенций, необходимых для работы в колледжах мастерами производственного обучения и инженерами-педагогами. Студентам будет предоставлена возможность в рамках дуального обучения проходить производственную практику в колледже в качестве преподавателей спецдисциплин или мастеров.
– Будут применены такие инновационные методы обучения, как геймификация, метод перевернутого класса, проблемного и проектного обучения, фасилитации и дизайн мышления в обучении и др. Для предотвращения дефицита в педагогических кадрах и обеспечения альтернативного входа в профессию педагога реализуются программы педагогической переподготовки. Данный механизм будет совершенствован с введением критериев отбора и пересмотра содержания программ.
– Действующие педагоги могут получить дополнительную квалификацию по смежным дисциплинам по программам переподготовки.
– Повышению качества педагогического состава будет способствовать обязательная независимая сертификация выпускников педагогических вузов. Она выступит важным инструментом для оценки их академических знаний и профессиональных педагогических компетенций. Право на работу в школе должно предоставляться только после получения такого сертификата.
– Будет проработан вопрос включения в перечень приоритетных направлений международной стипендии «Болашақ» специальности сферы раннего развития детей, а также увеличения квот на педагогические специальности по программе «Болашақ».
– Принятием ЗРК «О профессиональных квалификациях» систематизирована процедура признания квалификации по регулируемым профессиям, что усиливает ответственность вуза за качество образования.
– Одним из инструментов оценки качества высшего образования станет Независимый национальный рейтинг вузов, проводимый в партнёрстве с ведущими международными академическими рейтинговыми агентствами (QS, THE).
– Международная аккредитация останется независимой оценкой качества образования. При этом будет проработан вопрос пересмотра политики специализированной аккредитации по группам образовательных программ.
– Будут приняты меры по развитию института академической репутации как в отношении вузов, так и персонально каждого, кто вовлечен в преподавательскую или исследовательскую деятельность. Будет систематизирована и обеспечена прозрачность любых нарушений академической честности, в том числе путем создания единой базы исследовательских работ. Вузы, не демонстрирующие нулевую терпимость к нарушениям академической честности, должны быть ограничены в возможностях получения государственного финансирования или иных преференций.
– Международная аккредитация, национальный рейтинг, условия размещения госзаказа и система управления рисками станут базовыми механизмами оценки качества образования. Государственное регулирование в системе высшего и послевузовского образования перейдет от стационарной модели к цифровой. Процедуры определения степени рисков полностью автоматизируются через Единую платформу высшего образования.
– Приоритетной задачей станет цифровая трансформация библиотек и их систем, использование платформ открытого образования в общем процессе (Open University, Coursera и др.), перевод бизнес-процессов в цифровой формат. Цифровые компетенции станут обязательным элементом всех образовательных и профессиональных стандартов. Обеспечивается бесплатный доступ к мировым библиотекам для всех студентов и расширяется цифровая экосистема в вузах.
Более подробно знакомиться с предложениями можно по ссылке: legalacts.egov.kz