Онлайн-покупатели, находящиеся в Нью-Йорке, этой осенью заметили новую строчку под ценником: «Эта цена установлена алгоритмом на основе ваших личных данных». Согласно новому законодательству штата ритейлеры обязаны честно сообщать, если цена для покупателя рассчитывается персонально.
Многие онлайн-магазины давно меняют цены в зависимости от данных о пользователе: его прошлом поиске, устройстве, местоположении, истории покупок или даже том, как он двигает мышкой на странице. Такой подход называют «алгоритмическим» или «динамическим» ценообразованием.
Еще в 2010-х сайт Orbitz попал в скандал, из-за того что показывал владельцам Mac более дорогие отели, предполагая, что у них выше доход. Сегодня инструменты стали куда мощнее: алгоритмы на базе машинного обучения могут анализировать миллионы транзакций и «угадывать», сколько конкретный человек готов заплатить – и менять цену на лету.
Новый закон штата Нью-Йорк не запрещает такие методы. Он лишь требует честно предупреждать покупателей.
По словам юристов, эта норма может стать стандартом в США. Уже около десяти штатов рассматривают похожие законопроекты, включая Калифорнию, где создается большая часть технологий ИИ. На федеральном уровне тоже обсуждают введение запретов на алгоритмическую ценовую дискриминацию, но пока ни один закон не принят.
Крупные ритейлеры заявляют, что давно используют персонализацию, но в основном, чтобы давать скидки, а не повышать цены. Но теперь любая персональная цена – даже сниженная – будет сопровождаться таким предупреждением. Эксперты считают, что это может разрушить доверие и вызвать у людей ощущение, будто их обманывают.
Впрочем, может быть, это обоснованное «ощущение»?
Читайте по теме. Ритейлеры должны понравиться ИИ, чтобы получить клиентов




