С 1 ноября вступает в силу закон Европейского союза о цифровых рынках (DMA), который кардинально меняет правила игры в интернете и виртуальном пространстве. Новые нормы, как ожидается, заставят Amazon, Google и Meta сделать свои платформы более открытыми. Эксперты отмечают, что Европа регулирует технологические компании гораздо активнее, чем США.
Меньше монополии и больше конкуренции – таков основной посыл нового законодательства.
– Если у вас есть iPhone, вы должны иметь возможность загружать приложения не только из App Store, но и из других магазинов приложений или из интернета. DMA требует, чтобы доминирующие платформы допускали более мелких конкурентов, а также может заставить WhatsApp от Meta получать сообщения от конкурирующих приложений, таких как Signal или Telegram, или помешать Amazon, Apple и Google отдавать предпочтение собственным приложениям и сервисам, – говорит один из разработчиков закона Жерар де Грааф.
В Европе предсказывают волну судебных исков, оспаривающих новые европейские правила для больших технологий. Однако, в законе появился один важный нюанс – если раньше вину техно-гигантов доказывали чиновники, то теперь ответственность за соответствие законодательству лежит на бизнесе.
Чиновники также потребуют от компаний раскрытия принципов работы их алгоритмов, и некоторые из них могут быть запрещены.
– Ключевой посыл заключается в том, что переговоры окончены, мы находимся в ситуации соблюдения, – добавляет Жерар де Грааф.
DMA вводится поэтапно, и ожидается, что крупнейшие онлайн-платформы должны будут привести свой бизнес в соответствие с законодательством к середине 2024 года.
В ЕС заявляют, что более жесткие правила для технологических гигантов необходимы не только для защиты людей и компаний от недобросовестной деятельности, но и для того, чтобы позволить обществу в полной мере пользоваться преимуществами технологий.