Казахстанский стартап FOREST HERO в сфере ClimateTech направлен на борьбу с глобальными климатическими изменениями и вырубкой лесов. Для того, чтобы узнать о конкретике работы с данной платформой, а также о нюансах продвижения эко-стартапов, редакция Er10 Media поговорила с основателями FOREST HERO – Даной Шукирбаевой и Русланом Жемковым.
- Дана Шукирбаева – сертифицированный ESG эксперт, эколог, географ, консультант в сфере пространственного развития и устойчивых практик для бизнеса. Она основала консалтинг-бюро ESG KZ и ClimateTech стартап FOREST HERO. А также, является сооснователем UrbanTech-стартапа Qala AI
- Руслан Жемков – продюсер, эксперт в коммуникациях, предприниматель в сфере Green Tech и Climate Tech. Он – сооснователь ClimateTech-стартапа FOREST HERO и проекта переработки и утилизации отходов ReCompo
– Ребята, вы только что вернулись с COP28, это самая престижная международная площадка по обсуждению климатических вопросов. Расскажите, что вы там делали и как вы там оказались?
Дана: Конференция сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата – самая авторитетная площадка для диалога и для выработки конкретных решений в части изменения климата. В этом году проходила уже 28-я конференция, отсюда и COP28. Ключевой целевой аудиторией этой конференции являются правительства стран, в этом году было много различных международных организаций и представителей корпоративного мира. Мы поехали туда в составе делегации от Казахстана с конкретной миссией по презентации климатического хаба Climate Action Initiative Central Asia, а параллельно искали инвесторов в свой климатический стартап Forest Hero.
– Расскажите о сути вашего проекта. Почему он выделяется на фоне других проектов?
Дана: Наш стартап это умная платформа с технологией предиктивной аналитики на базе машинного обучения для посадки лесов, а также мониторинга их здоровья с помощью Iot и других решений. Простыми словами, это технология по созданию устойчивых лесов.
Руслан: Да, и вторая часть – это возможный офсетинг благодаря прозрачной и понятной системе мониторинга роста и развития деревьев, а также количества поглощаемого углерода. В итоге, мы получаем reforestation + offsetting.
– Насколько я знаю, вы выиграли первое место на конкурсе стартапов в рамках этой конференции. Как вам удалось занять первое место и чем вы уникальны?
Дана: Это очень интересный случай. Дело в том, что мы совсем не ожидали, что сможем победить, потому что это наш первый публичный питчинг. Более того, сам конкурс проводился Climate Coalition for Entrepreneurship среди женщин-предпринимателей в области климата при поддержке госдепа США. Когда подтвердили, что я буду питчить стартап среди четырех финалистов и нам выделяют всего по 3 минуты на выступление, да еще и без презентации, я поняла, что это, конечно, тот еще вызов…
Руслан: На самом деле, Дана практически не переживала, она накидала структуру своей речи в заметках в телефоне, и мы прошлись по ключевым месседжам. Потом она ушла на презентацию. Но помимо того, что она отлично все презентовала, сам проект выделялся на фоне других как минимум тем, что мы чуть ли не единственный климатический проект-стартап из Центральной Азии, а это явно привлекает внимание к себе.
– Можете по пунктам рассказать, как работает ваша платформа? Каким образом она помогает бороться с вырубкой лесов и углекислым газом?
Дана: Тут больше вопрос не в вырубке лесов, а в том, чтобы был устойчивый рост лесов. Проблема в том, что по данным Йельского университета, 4 из 5 проектов по созданию лесов умирают, не раскрыв себя в какой-либо мере. Также, есть печальная статистика по рынку, что в среднем приживаемость деревьев составляет около 15-20%. Наша технология позволяет:
- Понять потенциал территории под посадку,
- Подобрать правильные виды деревьев,
- В дальнейшем, мониторить состояние и «здоровье» дерева.
По сути, мы создаем технологию, которая помогает видеть все стадии развития дерева и оценить его потенциал.
– На каких технологиях основана платформа, используете ли вы элементы ИИ?
Дана: Да, мы используем ИИ в части машинного обучения. В этом нам очень сильно помогает одна из самых ключевых членов команды Мадина Абдрахманова из Института умных решений и Искусственного Интеллекта (ISSAI) при Назарбаев университете. Мадина сейчас работает над созданием и обучением алгоритма, загружает различные базы данных и занимается их структурированием. Это – самое ценное в проекте. Без правильных структурированных баз данных не получится достичь желаемого результата.
– Расскажите, как вы планируете дальше развивать стартап в такой необычной для нашего общества теме, когда сталкиваетесь с недостатком поддержки?
Руслан: Вы как будто в корень зрите! К сожалению, мы пока не видим никакой поддержки в Казахстане, хотя Дана скромно умалчивает, что буквально на полях COP28 она получила «Бата» от нашего министра экологии и природных ресурсов.
Дана: Да, это произошло совершенно случайно, когда мы познакомились на конференции. Я воспользовалась ситуацией и рассказала о проекте Forest Hero. Министр, будучи сам экспертом в лесах, озвучил, что это очень сложная тема и такие проекты нуждаются в серьезной поддержке, а потом добавил, что сам лично познакомит нас с профессиональным лесным сообществом и пожелал удачи.
Руслан: Возвращаясь к вопросу поддержки и планов, хочу отметить, что формально в Казахстане такой поддержки пока нет, а существующие акселераторы совсем не уделяют внимание Climate Tech. Приходится черпать знания в зарубежных акселераторах (мы с Даной прошли первую акселерационную программу в EIT Climate-KIC, спонсируемым Европейским Союзом). Параллельно мы поняли, что раз в стране этого рынка нет, то его надо создать самим. Так к нам пришла идея создать собственный климатических хаб-акселератор и think tank. Его Дана и презентовала на COP в Павильоне Центральной Азии. Именно по этому вопросу мы получили поддержку от Жасыл Даму, которые смотрят в будущее и понимают, что важно создавать экосистему климатических предпринимателей. Мы же дальше планируем развивать это направление как в части развития Climate Action Initiative, так и в части развития стартапа.
– Мы уже обсудили, что в нашей ментальности тема экологии не так популярна. Как думаете, как можно это изменить, чтобы у людей менялось мышление, привычки, была осведомленность об экологических проблемах?
Дана: Эко-осознанность придёт к нам, и в любом случае надо объяснять людям, что проблемы экологии – это не там, далеко, а здесь и сейчас. Мы ощущаем изменение климата практически во всех отраслях экономики. Ярчайший пример – это засуха в отдельных регионах, лесные пожары или, наоборот, наводнения, которые приводят к потерям урожая и удорожанию продуктов питания.
Руслан: Отдельно можно отметить, что в корпоративном секторе особое внимание уделяется зеленым проектам и зеленым инвестициям, поэтому правительства и организации переходят к Зеленой экономике и ESG-отчетности, а инвесторы создают восходящий тренд на ESG-инвестиции
– А с чего начать, переходя на экологический образ жизни? Можете дать чек-лист, и рассказать, как с этим поможет ваше приложение?
Дана: Экологический образ – это как гигиена. Она либо есть, либо ее нет. Но мы хотим привить эту культуру через собственные примеры. Даже в нашем проекте предусмотрена возможность «купить» или «подарить» дерево. Таким образом, этот элемент краудфандинга позволит любому заинтересованному человек быть сопричастным к нашей истории успеха. Остаётся лишь следить за ростом дерева и регулярно отчитываться о здоровье нашего леса, чтобы наши контрибьюторы, как мы их называем, видели, что их деньги пошли на рост и развитие конкретного дерева, а не ушли в никуда.
– На какие рынки вам бы хотелось продвинуть свою идею и как желаете этого достичь?
Дана: Изначально мы нацелены на результат в нашем регионе – Центральной Азии. Но волшебный соус нашей технологии в том, что она применима по всему миру. Мы хотим верить, что сможем выйти на зарубежные рынки и создавать леса в тех регионах, где они нужны.
– Можете ли вы спрогнозировать, как будет меняться в 2024 году сфера экологии и экологических стартапов?
Дана: Экологический образ жизни уже стал неотъемлемой частью общества. Возможно, он не вошел в нашу жизнь так стремительно и агрессивно, как ИИ, но в ближайшие пару лет эко-повестка будет влиять существенно на развитие экономик, а также на развитие крупного и среднего бизнеса
Руслан: Что касается климатических стартапов, то индустрия 4.0 диктует свои условия и требования к рынку, поэтому растет и будет расти ниша green tech, clean tech и, конечно, climate tech. Я бы сказал, что ежегодный рост составит не менее 30% от существующего объема.
– В чем сложность развития стартапов в Казахстане?
Руслан: В целом, путешествуя и посещая различные центры развития венчурного мира (Кремниевая долина в Сан Франциско, экосистема Технион в Израиле), мы видим, что успех приходит туда, где создается правильная энергия. А эта энергия зарождается там, где есть научная база и образовательная инфраструктура. Посмотрите сами, Кремниевая долина создана вокруг Стэнфорда и Беркли. Там студенты постоянно находятся в потоке идей и создают какие-то проекты. Инвесторы видят это и идут туда. В нашем случае, у нас пока нет таких сильных университетов или хабов, которые бы создали правильную среду и притянули к себе инвестиции. Есть хорошие попытки и предпосылки, что это может поменяться, но пока условий для появления единорогов у нас, можно сказать, нет.
– Что может помочь общему развитию стартапов в стране уже в 2024 году?
Дана: Остается надеяться, что при существующих условиях и текущих возможностях стартапы смогут не просто выжить, но расти и развиваться. Сам рынок подталкивает нас к этому. Радует, что в регионе появились венчурные инвесторы, и хочется верить, что страны Центральной Азии не упустят возможности, которые открываются перед ними и будут поддерживать различные образовательные и грантовые программы, а также стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в климатической сфере, и не только.