Облачные услуги в 2022–2023 годах самой быстрорастущей категорией IT-расходов в Казахстане. Специалисты исследовательской компании IDC совместно с Yandex Cloud подготовили исследование о том, как выглядит этот рынок в Казахстане сегодня. А также, рассмотрели, как он будет развиваться до 2026 года.
Как развивается рынок облачных сервисов в Казахстане:
- С 2017 по 2021 год расходы на IT в Казахстане выросли в 2,4 раза. При этом рост облачных сервисов опережал рост рынка IT в целом. В результате доля облачных сервисов в расходах на IT увеличилась с 3,9% в 2017-м до 5,3% в 2021-м.
- В 2022 году рост затрат на IT замедлился до 7,4% по сравнению с 2021 годом. Но потребление облачных сервисов среди местных компаний продолжило расти. Рост составил более 30% в сравнении с 2021 годом. В результате доля расходов на облачные сервисы повысилась до 6,5% в общих затратах компаний на IT.
Этот показатель всё ещё значительно ниже, чем в России, где доля расходов на облачные сервисы в 2022 году составила 17%. И чем в Западной Европе, где она более 25%.
Компании в Казахстане всё чаще выбирают облака для разных бизнес-задач, и расходы на них уже лидируют среди трат на IT в целом. Закономерно темпы роста в индустриях, где облака уже широко внедрены, будут замедляться — например, в банкинге. Но много где облака будут расти в ближайшие три года, в том числе в производстве, ритейле и транспортной сфере
рассказал Сергей Сорокин, директор по продажам Yandex Cloud CIS.
Самые популярные модели предоставления услуг
Наибольшую долю в объёме рынка облачных услуг в Казахстане в 2023 году составляет сегмент облачного программного обеспечения SaaS (software as a service), когда провайдер берёт на себя лицензирование, установку, обслуживание, обновление и поддержание безопасности ПО, а компания платит за используемые ресурсы
комментирует Василий Пименов, менеджер по консалтингу IDC. Облачные сервисы, предоставляемые по модели SaaS, в 2022 году занимали 73% рынка, что составило $146,6 млн.
Следующая по популярности — модель IaaS (infrastructure as a service):
- компания размещает в облаке инфраструктуру, а поставщик её обслуживает и управляет ею:
- можно использовать любые облачные сервисы, включая хранилище, виртуальные серверы и операционную систему;
- сервисы предоставляются через панель управления или API;
- модель IaaS в 2022 году занимала 19% облачного рынка в Казахстане. Объём этого сегмента — $39,2 млн.
PaaS (platform as a service):
- модель, при которой компания получает набор облачных сервисов и может с помощью них разрабатывать собственные решения:
- это могут быть как простые мобильные приложения, так и сложное программное обеспечение для разных задач;
- при этом бизнес сам управляет своими приложениями, а обновление ПО и обслуживание оборудования — на стороне провайдера;
- доля PaaS в 2022 году в Казахстане составляла 8%, или $16,2 млн.
Как будет расти рынок в 2023–2026 годах
По прогнозу IDC, рынок облаков в Казахстане к 2026 году достигнет $455 млн.
Быстрее всего будет развиваться сегмент SaaS — с 2023 по 2026 год он вырастет на 114% со среднегодовым темпом роста (CAGR) 29%. Рынок IaaS за тот же период увеличится на 80% с CAGR 17%, а PaaS — на 60% с CAGR 21%.
Какие компании активнее всего пользуются облаками и как это будет меняться
В 2022 году облачные сервисы в Казахстане чаще всего использовали банки. В 2023-м они остались в топе, но первое место заняли промышленные предприятия. К 2026 году тройка лидеров будет состоять из промышленности, ритейла и сферы профессиональных услуг.
Активно переходить в облако будут компании из транспортной отрасли, торговли и строительства. Одна из причин в том, что эти отрасли накапливают большие объёмы данных и развивают новые IT-сценарии в бизнесе:
- BI Innovations, подразделение инвестиционно-строительного холдинга BI Group, выбрало гибридную инфраструктуру в облаке из-за роста холдинга. Компании нужно было по кнопке масштабировать сервисы, поддерживая бесперебойную работу. Переезд в облако позволил сократить среднее время развёртывания приложений с 16 до 2 часов.
- Примеры из ритейла — сети Fix Price и British American Tobacco:
- Fix Price в связи с ростом бизнеса требовалось заменить решение по чековой аналитике. Дело в том, что обновления витрин данных стали занимать от трёх часов в сутки. Компания перешла на сервис управления базами данных Yandex Managed Service for ClickHouse. Теперь они загружают в него порядка 10 ГБ данных в день. Скорость загрузки данных в витрины сократилась в 10 раз, а время построения аналитических отчётов занимает не более двух секунд;
- British American Tobacco использует речевые технологии в облаке. Раньше менеджеры вручную анализировали разговоры консультантов — всего 8–10% от общего числа обращений. Затем компания начала применять аудиобейджи на базе речевых технологий Yandex SpeechKit. Это помогло анализировать 100% разговоров всех 240 консультантов. Аудиобейджи автоматически записывают, распознают и анализируют речь продавцов.
Результаты исследования подтверждаются данными по рынку: компании в Казахстане активно переходят на облачные решения. В облако можно перенести как уже существующие процессы, так и реализовать там новые сценарии. Они становятся возможными благодаря масштабируемым и отказоустойчивым облачным технологиям.