Об инвестициях со смыслом, которые меняют мир к лучшему сейчас стали говорить все чаще. На ежегодном венчурном форуме CEVF 2024 этой теме была отведена отдельная панельная дискуссия – “Инвестиции для общественного блага”. Андрей Беклемишев, вице-президент IDC, Председатель попечительского совета ОФ Устойчивого Развития Городов и Сообществ “Алма”, стал модератором сессии. А ее спикерами выступили управляющий партнер и CEO MOST Business Intelligence Эльмира Обри, член попечительского совета ОФ Устойчивого Развития Городов и Сообществ “Алма” Ботагоз Касабек, создатель и Ex CEO Aitas Foundation Ксения Верба, сооснователь группы IT компаний “Sergek Group” и CEO Freedom Telecom Кайрат Ахметов, CEO и основатель inDrive Арсен Томский. Организовало панельную дискуссию ивент-агентство Apple Events Group. Спикеры рассмотрели феномен импакт-инвестиций с разных сторон, и мы собрали резюме их выступлений, чтобы разобрать, почему каждому из нас необходимо менять мир к лучшему.
Фундаментальность импакт-инвестиций
Для начала разберем, что такое импакт-инвестиции, и почему сейчас они являются трендом во всем мире. Фундаментальность этого направления раскрыла в своей речи CEO MOST Business Intelligence Эльмира Обри:
Инвестиции со смыслом – тренд не новый. Он является восходящим во всем мире. Общий объем рынка импакт-инвестиций составляет на сегодняшний день порядка 550 миллиардов долларов. Это сравнимо с самостоятельными отраслями экономики. К 2028 году сумма инвестиций, которая оборачивается в импакт, будет увеличена больше чем в 2 раза. Эти серьезные цифры заставляют задуматься, почему инвесторы идут за смыслами , а не за идеями, почему они хотят вкладываться в ценности, хорошие проекты и, самое главное, в пользу. В этом кроется глубокий смысл и вполне измеримые экономические эффекты. Прогнозируемый рост может быть связан с энерго-переходом, усилиями по обеспечению расового и гендерного равенства, глобальным планированием устойчивости, инициативами в области экономики замкнутого цикла, а также образованием и развитием навыков. Основные прогнозируемые тенденции включают технологии и инновации, измерение результатов и отчетность, социальные связи и зеленые облигации, сотрудничество и партнерство, а также экологические решения.
объяснила она
Эльмира Обри, ссылаясь на фразу профессора Стэнфорда, также выступившего на CEVF 2024, отметила: “В финансах деньги – не главное. Действительно, как он (профессор) говорит, деньги идут за интересными проектами, за пользой.” На это указывает еще один важный тренд, который дойдет до Центральной Азии в ближайшие 2-3 года – брендированные инвестиции. Проекты выбирают smart-инвесторов, которые разделяют ценности проекта и видение, и им уже далеко небезразлично, из каких источников они получают инвестиции".
Просто “деньги” в обычном понимании этого слова – замечательно, но не так интересно и не так ценно
пояснила Эльмира
Чем обусловлено это развитие?
Будучи сторонницей поведенческой экономики и финансов, Эльмира Обри выделила смену поколений одним из главных рычагов развития импакт-инвестиций. По ее словам, искусственный интеллект ускоряет этот процесс. В США уже 60% миллениалов инвестирует в импакт осознанно и намеренно. Остальные 40% собираются сделать это в ближайшее время.
Кроме того, в наш рынок, в нашу экономику входит молодое поколение – Gen Z. Наверняка многие читали про феномен именно этого поколения. У них совершенно другое мироощущение, запрос на пользу. И действительно – наши дети лучше нас во многом. Они больше переживают за природу, они больше понимают, что мы так больше жить не можем. Что мы должны жить в гармонии с окружающим миром, уважать принципы ESG, стараться потреблять осознанно и т.д. Все эти тренды вкупе создают большой спрос, пока еще не очень ощутимый у нас, так как у нас молодой рынок (развивающийся). Но на развитых рынках этот тренд уже давно существует. Есть профессиональные игроки, есть инвестиционные фонды в направлении импакт. Есть стартапы, которые эту пользу создают
добавила она
Важная ремарка: импакт-инвестиции не представляют собой социальные проекты. Помимо пользы, важны устойчивое развитие стартапа и его самодостаточность. CEO MOST Business Intelligence подчеркнула, что на эти критерии смотрели и они с партнерами – Chevron, CDIF, Акиматом города Алматы и Управлением Цифровизации города Алматы – в рамках программы Smart City Innovate For Impact. Акселератор стал поистине экспериментальным, ведь соединил в себе и проекты, которые создают позитивное влияние на общество, и проекты, помогающие создать “умный” и устойчивый город.
В общем и целом, идите за смыслами. Идите не просто за красивыми цифрами, но за большими идеями и пользой
подытожила Эльмира Обри.
Что влияет на успех импакт-проекта?
Продолжая дискуссию, создатель и ex CEO Aitas Foundation Ксения Верба, обозначила первые три критерия, определяющие успех импакт-проекта. Всего таких пунктов семь, но именно эти являются основными:
- Стратегическое планирование. Даже в небольших проектах и компаниях стратегия должна быть стратегия развития. Тут также важна масштабируемость. Критерии роста должны быть масштабируемыми, а результаты – измеримыми. Если результат нельзя измерить, то как его возможно масштабировать?
- Системность.
- Система коммуникации, прозрачность и отчетность. Это влияет на доверие, а доверие является одним из основных факторов, почему у некоторых есть вопросы к подобным проектам.
Создание лучшего общества через воздействие на сферу образования
Ксения Верба поделилась кейсом своей компании, которой удалось за три года повысить качество образования в пяти сельских школах на 10-15%. Такого роста получилось достичь в содействии со стратегическим партнером – Назарбаев интеллектуальные школы. Они, взяв под свое ведение пять государственных школ в разных сельских территориях, внедрили туда свою методологию. В 2022 году к проекту присоединился фонд “Қазақстан халқына”. Тогда же к нему подключились 17 школ из 17 областей Казахстана. В 2023 году число школ, внедривших новую программу обучения, достигло 62. За 2024-2025 годы Aitas Group совместно с партнерами ставят целью преобразить качество образования в 168 сельских школах со всего Казахстана.
В каждом сельском районе есть опорная школа, которой передана методология. Благодаря фонду “Қазақстан халқына” там полностью поменялось все внутреннее оборудование, включая косметический ремонт. А акиматы предоставляют капитальные ремонты. Это синергия бизнеса, власти и общества. Теперь каждая из опорных школ должна передавать свою методологию и помогать уже малокомплектным школам. Итого мы ожидаем, что в течение трех-пяти лет качество образования в сельской местности на примере сельских школ у нас будет увеличиваться. То есть, цель – устойчивое развитие страны через развитие сельских территорий
объяснила Ксения.
Создание устойчивого развития для всех городов и регионов
А Ботагоз Касабек подошла к вопросу с другой стороны и создала фонд, занимающийся устойчивым развитием городов Казахстана. При этом, развитие не будет проходить только в Алматы и Астане: целью является помощь моногородам, регионам и региональным городам. В регионах есть большая необходимость концептуального подхода к концепции “Смарт сити”.
Потому что, как вы все знаете, технологии меняются постоянно, а концепции у нас имеются не у всех городов
пояснила Ботагоз.
Миссия – фундамент, на котором строится успешная компания
Все перечисленные выше компании и организации занимаются достижением миссии, которая создает позитивный импакт для казахстанского сообщества. По мнению основателя inDrive Арсена Томского, такая миссия является фундаментальной.
Мы начали свою историю в Якутске, а оттуда почти невозможно сделать то, что сделали мы. И это во многом потому, что мы никогда не делали ставку на деньги. То есть, у нас всегда был тот или иной фундамент. И сейчас он официально заключается в супермиссии компании: мы уменьшаем несправедливость. Ищем ее системно. А если находим, то можем запустить новую бизнес или некоммерческую инициативу. Сегодня у нас пять разных вертикалей и девять некоммерческих инициатив, и каждый год они растут. Компания ставит целью максимизацию своего импакта. Мы официально поставили цель: через шесть лет влиять на жизнь не менее одного миллиарда человек
рассказал о своей миссии Арсен Томский.
Для таких амбициозных целей существует система высокого масштабирования. Она подразумевает собой то, что небольшая команда или даже один человек могут сделать очень сильный импакт. Арсен Томский применяет это в своей компании, накапливая с командой экспертизу в различных вопросах для создания большего позитивного влияния. При этом, импакт-инициативы inDrive отмечаются уже имеющимися клиентами. Люди становятся более лояльными к компании, отток уменьшается, а бизнес приобретает больший финансовый успех. По мнению Арсена, такой рост способен привести к новому виду IT-предпринимательства. А может, и повлиять на траекторию развития капитализма в целом.
“Действуй локально, думай глобально”
Сооснователь группы IT-компаний “Sergek Group” и CEO Freedom Telecom Кайрат Ахметов взял в свои руки проблему с ДТП и нарушениями на дорогах. Несмотря на то, что многие граждане считают, что Sergek придуман для того, сбора штрафов, это не так. Водители действительно часто нарушают правила, но инновация в первую очередь придумана для безопасности и порядка. Так, кроме прочего, она устраняет проблему взяток на дороге, которые раньше могли брать полицейские.
В июне 2018 в Астане произошел месячный рекорд по количеству погибших в ДТП: их количество составило 15 человек. Запуск Sergek поддержал город и полиция. И, если только в июне 2018 года в ДТП погибло 15 человек, то за весь 2019 год – 34 человека. Успех повторился и в Алматы. До внедрения Sergek на дорогах был рекорд: 161 смерть в год на дороге. После внедрения число сократилось до 84. Кайрат Ахметов считает, что эти и другие инновации помогают прийти к “умным” городам. Однако, есть и некоторые пункты, которые этому мешают:
- В Казахстане есть нехватка институциональной памяти у государства, так как он является молодой страной;
- Отсутствие ответственности на тему того, каким путем зарабатываются деньги. Условно, являются ли алмазы, которые добываются страной, “кровавыми” или нет.
- Экология. Многие квалифицированные специалисты и таланты уезжают из Алматы, из Казахстана из-за проблем с экологией.
Человек, который хочет спокойно ходить по улицам города и дышать свежим воздухом, должен думать о том, как он зарабатывает свои деньги и что делает для того, чтобы воздух был чище, а вода вкуснее. Еще надо вовлечь людей, государство, других коллег, бизнес и общество
считает Кайрат.
Его идею поддержал Арсен Томский. Теперь Кайрат открыт к поддержке других инвесторов, бизнесов, чтобы за 20 лет произвести большой импакт на экологию:
В этом плане я даже шучу, что более циничен по отношению к парниковому эффекту. Это проблема планеты. А проблема города мне ближе. Это такие мелкие крупицы, но я считаю, что перед тем, как спасти всю планету, мы должны спасти наш город
Создавайте изменения
Таким образом, импакт-инвестиции являются отличным проектом, который затрагивает и социальные, и культурные, и городские, и урбанистические слои. Принципы импакт-инвестиций также охватывают изменение сознания, потребления и поведения у людей. Это и про экономику, и про возобновляемые циклы, и про снижение углеродного следа. То есть, это комплексная тема, в которой каждый может найти себя. Важно только захотеть проникнуться ей. И чем больше таких людей становится, тем лучше. Есть принципы практики теории изменений. Одного процента лидеров мнений и драйверов изменений вполне достаточно для того, чтобы изменить сектора экономики и целый мир
подытожила CEO MOST Business Intelligence Эльмира Обри
Ведь гораздо интереснее создавать такие проекты, которые меняют мир, а также инвестировать в них, не так ли?