Электронная коммерция стала настоящей страстью казахстанцев: с помощью нового мастхэва совершаются абсолютно разные покупки. Больше всего денег тратится на одежду и обувь для взрослых, при этом чаще всего их покупают на Kaspi и Wildberries. Такие результаты показало исследование Freedom Finance Global, в котором приняло участие более 2000 потребителей. Давайте рассмотрим полученную статистику и поймем, на что еще тратят деньги казахстанцы.
Итак, самыми популярными товарами в e-commerce по результатам исследования стали:
- одежда и обувь для взрослых (58,6%),
- парфюмерия (39,4%),
- средства гигиены (29,3%),
- хозтовары (29,2%),
- смартфоны и планшеты (39,3%),
- электроника (24,3%),
- мелкая бытовая техника для кухни (22,4%),
- компьютеры и ноутбуки (20,7%),
- билеты на транспорт (32,9%),
- билеты на мероприятия (22,6%).
Что казахстанцы покупают меньше всего в интернете?
- товары для дачи, сада, огорода (10,7%),
- цветы, букеты (9,8%),
- детские спортивные товары (6,4%),
- алкоголь (5,3%).
Возможно, последний фактор объясняет юный возраст самой активной группы потребителей. Оказалось, что именно молодежь 16-24 лет совершает онлайн-покупки минимум 2-3 раза в месяц. А вот "ядром" аудитории стали низкодоходные и взрослые потребители в возрасте от 45 до 55 лет. Они покупают что-либо в интернете раз в полгода или реже.
Продовольственные и медицинские товары, кстати, многие потребители не покупают из-за опасения приобрести подделку. А вот крупные и дорогостоящие покупки чаще совершаются офлайн из-за того, что сервисы не позволяют проверить функциональность и состояние товара до оплаты заказа.
Ну, а где же наши сограждане совершают покупки? Есть два абсолютных лидера по результатам исследования. Выяснилось, что наиболее распространенными интернет-площадками среди всех казахстанцев являются Wildberries (59,1%) и интернет-магазин Kaspi (54,8%). Первый маркетплейс лидирует аж по семи направлениям: декоративная косметика, средства гигиены и бытовой химии, текстиль и аксессуары, одежда и игрушки. А вот Kaspi.kz стал любимцем публики по пяти видам товаром. При чем, чаще всего там покупают именно технику и гаджеты.
Последнюю кстати, казахстанцы также предпочитают брать в следующих магазинах:
- AliExpress,
- Sulpak,
- Mechta.kz,
- TechnoDom.
А если речь заходит о развлечениях и путешествиях, граждане республики обращаются к золотой тройке:
- Kaspi Travel,
- Aviata.kz,
- Ticketon.
Но почему все перечисленные лидеры e-commerce в принципе вошли в этот рейтинг? Дело в преимуществах, которыми они обладают. По мнению респондентов, на решение приобрести товар в том или ином магазине, влияют:
- удобство сайта/приложения,
- возможность совершать покупку в любое время и в любом месте,
- возможность поиска наиболее выгодной цены,
- широкий ассортимент товаров/услуг.
Зачастую, кстати, казахстанцы смотрят на возможность сделать предоплату картой. Это один из самых частых способов оплаты заказов на онлайн-площадках. Также, интернет-покупателям важно, чтобы пункты выдачи и курьер онлайн-платформ обладали терминалами. И чтобы, получив товар, за него можно было заплатить картой либо наличными.
Главной целью опроса казахстанцев стало изучение трендов потребительского поведения в сфере e-commerce. Как показали данные, среди критериев выбора интернет-площадки наибольшее значение для потребителей имеют ассортимент товаров, цены на товары и вариативность способов оплаты. Перед тем как совершать покупку на онлайн-площадках, пользователи чаще всего читают отзывы о товаре (83,6%), сравнивают его стоимость в разных магазинах (69%) и просматривают фотографии товара (59,7%). Немаловажным для потребителей является и поиск ориентировочной стоимости товара, подробное описание характеристик, отслеживание скидки на желаемый товар, непосредственно выбор самого интернет-магазина, в котором будет делаться покупка, сравнение похожих товаров, поиск информации о способах и стоимости доставки, возможности самовывоза и отзывы о магазинах.
объяснил Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global.
Кроме того, пользователей привлекают такие факторы, как:
- бонусы или кешбэк (62,3%),
- бесплатная доставка (58,9%),
- скидки по промокоду или купону (29%),
- акции «2 + 1» и подарки за покупку при определенной сумме заказа (22,3%).
Интересно, что целых 87,3% опрошенных оставляют отзывы после приобретения товара или услуги. Из них 35,7% делают это на регулярной основе, а 51,6% нечасто пишет свое мнение о покупке.
Подчеркнуть хочется и то, как именно казахстанцы получают свои товары. Чаще всего прибегают к самовывозу из магазина или пункта выдачи. Также, популярностью пользуются доставка курьером и постомат. Говоря о курьерской доставке, респонденты наиболее заинтересованы в обычной, срочной и бесконтактной. При этом, большинство маркетплейсов эту потребность удовлетворить не могут за счет того, что пользуются только пунктами выдачи.
Конечно, на срок доставки заказа тоже обращают внимание. Приемлемый для респондентов составляет меньше недели. Получив товар, казахстанцы также могут от него отказаться. Чаще всего это происходит из-за риска покупки некачественного продукта. Реже причиной отказа становятся брак и отсутствие возможности проверить или применить товар перед покупкой.
А вот сложности с доставкой/возвратом/заменой товара беспокоят потребителей меньше.