Помочь казахстанским семьям, воспитывающим детей с особенностями – такую цель поставил социальный стартап Ozim Platform. Фаундеры разработали удобное приложение, которое позволяет моментально получать всеобъемлющую информацию о лечении, реабилитации, психологии и особенностях воспитания, находить единомышленников и делиться своим опытом.
В этой статье мы расскажем о том, как появилась идея проекта, как выбирались наиболее подходящие решения и какие проблемы стояли перед командой.
– Как вы придумали название для своего стартапа?
– Мне хотелось придумать оригинальное и запоминающееся имя для проекта, которое ассоциируется с Казахстаном. При этом важно было учитывать, что приложение будет размещаться в Play Market и Appstore. Мы рассматривали много вариантов, но нам понравилось Ozim. Так как в маркетах уже было приложение с таким названием, мы решили добавить слово «Platform». С казахского языка это переводится как «Я сама».
Официальная дата регистрации и создания стартапа была установлена, когда мы начали участвовать в конкурсе грантов от Nazarbayev University. Идея создания такой платформы пришла мне после того, как я столкнулась с необходимостью понять, как развивать ребенка с особенностями, но не смогла найти достаточно информации по этому вопросу. Это дало мне идею для создания такого стартапа. Тогда я поняла, что если не могу найти необходимую информацию, мне нужно самой изучить, понять и собрать все в одном месте. Я позвонила своей одногруппнице, рассказала об идее, и она согласилась участвовать в конкурсе грантов. Мы прошли два этапа, но потом наступила пандемия, которая затормозила наши планы. Но однажды моя одногруппница позвонила и начала поздравлять меня. Я не могла понять почему. Оказалось, что мы прошли в финал конкурса грантов и в ноябре 2020 года его выиграли. Ровно через год мы официально сделали презентацию нашего приложения в Astana Hub.
– В чем заключается основной смысл стартапа?
– Изначально мы запустили этот стартап как социальный проект с целью помочь детям с особенностями в развитии и их родителям. Очень важно, чтобы они и их родители могли получить полноценный информационный ресурс.
В нашем мобильном приложении есть 9 разделов. Мы структурировали их тематически, чтобы сделать максимально простым поиск нужной информации.
В приложении мы публикуем актуальные статьи, инструкции и записываем видеоролики. Мы также привлекаем врачей, специалистов и педагогов, которые объясняют необходимую информацию для родителей в текстовом или видео-формате.
У нас также есть очень важный для родителей подраздел, который называется «Инклюзия». Многие отмечают, что общество не всегда хорошо принимает особенных детей, поэтому у нас есть место, где можно обсудить эти вопросы и переживания.
В разделе «Инклюзия» мы также анонсируем различные мероприятия и встречи, которые могут быть полезны для родителей и их детей, чтобы они всегда могли оставаться в курсе и общаться на интересующие их темы в своем комьюнити.
Также нашим пользователям интересно узнать о других людях с особенностями – о том, как они стали взрослеть, где они работают, как социализируются. Об этом конечно же пишут наши авторы, которым мы помогаем с редактированием, и публикуем их материалы у нас на платформе.
– На какой стадии развития находится проект?
– Сейчас мы заключили договор с UNICEF о том, чтобы совместно создавать информационные материалы. Нам нужно делать упор на то, чтобы развивать контент, который будет максимально полезен для наших пользователей.
Также мы работаем над тем, чтобы получить статус Digital Public Goods. Это дает возможность нашему стартапу быть признанным в мировом сообществе.
Наш проект развивается в сфере социального предпринимательства, но такие проекты не могут постоянно существовать на грантах. Поэтому мы также продумываем варианты монетизации, чтобы наш стартап стал жизнеспособным и зависел только от нас и наших пользователей.
– Есть ли поддержка со стороны государства или инвесторов?
– У нас планируются мероприятия с министерствами. Мы хотим представить наш проект и показать свою пользу для государства.
На форуме Digital Almaty мы уже рассказывали о том, как дети с задержками в развитии оказываются за бортом системы. Мы можем предоставить необходимые данные и статистику, чтобы помочь детям стать частью нашего общества.
– Какая у вас потенциальная аудитория?
– Мы понимаем, что хотя Казахстан и является большой страной, здесь проживает не так уж много людей. Поэтому нам бы хотелось развиваться также в Центральной Азии. Мы общаемся с коллегами из Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, и они заинтересованы в расширении проекта, особенно если учитывать русскоязычное население, которое является нашей основной аудиторией.
Скоро мы перейдем на формат подписки и закроем часть контента от просмотра. Я думаю, что все отнесутся к этому решению с пониманием, потому что монетизация является важной частью социального проекта.
– Как вы видите будущее своего стартапа?
– Мы обсуждали вопросы перспектив нашего стартапа и даже начали проводить опросы в США. Мы поняли, что у нас в стране немного другой подход к инклюзивности. Поэтому нужно сосредоточиться на Казахстане, потому что именно для нашей страны мы создаем полезный и важный контент. Сейчас мы занимаемся разработкой другой части проекта, который будет работать на мировом рынке. Там мы сосредоточимся на международных стандартах инклюзивности.