“Университет – учреждение, предназначенное для того, чтобы дети поднялись на более высокую ступень в обществе, чем их родители” – писал когда-то блестящий журналист Генри Менкен. Действительно, образование в современном обществе играет ключевую роль в развитии человека. А как обстоят дела с образованием в сфере IT в Казахстане? Редакция ER10 Media решила более подробно изучить вопрос современного IT-образования и взяло интервью у преподавателя с 14-летним стажем Ардака Шалкарбай-улы, который преподает в Университете имени Сулеймана Демиреля.
– Почему вы занялись преподаванием?
– Это получилось само по себе. Мне самому захотелось попробовать преподавать. Когда студенты мне задают этот вопрос, я всегда в шутку им отвечаю: “Я хочу быть умнее остальных, поэтому преподаю”. Мой выбор – отчасти зов души, отчасти обстоятельства. Я всегда хотел развиваться. Если я перестану это делать, то я уже не буду чувствовать себя тем, кем я являюсь сейчас.
– Какие у вас планы в дальнейшем?
– Сейчас есть желание что-то менять. А именно, хотелось бы создать новый формат образования. Есть на данный момент два формата получения образования. Первый вариант – классический, когда студент поступает в вуз и обучается там 4 года. С другой стороны, можно найти самые разные курсы на любой вкус и цвет и обучаться там. Мне бы хотелось взять лучшее из обоих форматов и сделать более эффективную модель получения знаний. Это и есть моя цель на данный момент.
– Можете сравнить IT-курсы с университетами?
– Давайте сначала поговорим про образование в университете. Во-первых, вузы – это про нетворкинг. Здесь ты находишь новые знакомства, которые в дальнейшем могут значительно повлиять на жизнь. Банально, у вас появляются единомышленники, с которыми вы вместе учитесь и развиваетесь. Не спорю, что и на курсах можно найти интересных личностей, однако в университете у вас целых 4 года, за которые вы получите намного больше. Также, в хорошем вузе вы будете встречать много разных преподавателей и старшекурсников, которые уже сделали очень многое, и для вас это будет своего рода челлендж – догнать их. Курсы хороши тем, что они как можно лучше подстраивается под студентов. В отличие от вуза, они могут быть более клиентоориентированными. У университета есть имя, и на мелочи они нечасто смотрят, когда как курсы, пытаются исправить любую мелочь, поскольку это может подорвать их авторитет.
– Если я новичок в IT, что вы порекомендуете: пойти на курсы или поступить в университет?
– Высшее образование – важно. И да, я считаю, что в нашем мире все еще ценится именно высшее образование. Если вы молоды, то лучше поступить в университет. Тебя завяжут на эти 4 года, и исчезнет соблазн забросить это. Нужно будет из кожи вон лезть, чтобы окончить вуз. Помимо этого, диплом о высшем образовании билет в ту же Европу, например. В Германии требуют высшее образование для поступления на работу. Да, если ты крутой разработчик, которого хотят получить все, то диплом не очень важен. Однако, как бы грустно это не звучало, не все станут крутыми разработчиками. Но перед выбором важно понимать – в IT рулит самообразование. Не важно, учитесь вы на курсах или в университете, самообразованием нужно продолжать заниматься всегда.
– Почему многие абитуриенты выбирают именно сферу IT?
– Хороший вопрос. IT – это популярность и перспективность, плюс отличная возможность уехать за рубеж или получать хорошие деньги, работая дистанционно.
– Сейчас прогресс идет семимильными шагами, и некоторые профессии уже теряют свою актуальность. Можете рассказать, есть ли такие профессии в сфере IT и если есть, можете рассказать про них?
– В сфере IT, как мне кажется, идёт обратный тренд. Если раньше были всего 3-4 профессии, то сейчас их куда больше. Теряют ли актуальность профессии? Думаю, нет. Актуальность теряется только в рамках технологий, которые используются. Например, сейчас почти не актуальна профессия Fortran-разработчика. Однако, специалист может легко изучить новый язык и продолжать работать в IT-сфере. Я не зря упомянул “почти”. Потому, что, несмотря на то, что технология устарела, всё еще есть ниши, где она используется. Могу привести пример с языком программирования Cobol. Хоть и технология давно устаревшая, некоторые банки не готовы еще переходить к более прогрессивным языкам. Поэтому, разработчики на Cobol хоть и в меньшей степени, но востребованы до сих пор.
– Какой уровень образования в сфере IT в Казахстане?
– Мне кажется, он хороший. Если наши выпускники попадают в лучшие международные компании – это показатель того, что всё достаточно неплохо. Конечно, если сравнивать со Стэнфордом или Гарвардом, у нас образование будет послабее. Если брать средний университет в США, то наши топовые университеты не хуже них.
– Какие перспективы IT-образования в Казахстане?
– Сейчас есть проблемы с деньгами. Государство выделяет гранты, однако сумма этого гранта относительно небольшая – 900 000 тенге в год на одного студента. Это не те деньги, на которые можно привлечь много профессионалов индустрии, чтобы они могли преподавать. Есть недостаток в хороших преподавателях. В целом, перспективы нормальные. Всё понемногу развивается, куда-то идёт. Нет деградации и есть, хоть и небольшой, но рост. Кстати, также государство финансирует программу Tech Orda. Интересно будет посмотреть, что из этого получится. Ведь, когда университетам выдают 900 000 тенге на год, школам по этой программе выдают 600 000 тенге на полгода.
– Касательно Tech Orda, насколько эффективна программа?
– Она эффективна в том плане, что даст курсам проявить себя. Некоторые из них покажут себя не с лучшей стороны, некоторые, наоборот, могут оказаться весьма хорошими. Пока можно только гадать, что будет дальше.
– Казахстан хочет подготовить 100 000 высококвалифицированных IT-специалистов до 2025 года. Нужны ли они стране?
– Мне кажется, это число только для красоты. Для меня, высококвалифицированные специалисты – это настоящие “сливки” профессии. Если честно, то нам хватило бы 5 000 именно “хардкор” программистов. Если же брать всех сотрудников IT-сферы, то вероятно 100 000 новых сотрудников – это необходимое количество для функционирования отрасли.
– Найдется ли работа для всех этих IT-специалистов?
– Пока я не вижу переизбытка кадров в этой сфере. Спрос всё ещё большой, так что переизбытка точно бояться не стоит.
– Теперь хотелось бы поговорить больше про ваш вуз. Какие уникальные методики и инновации вы используете для обучения квалифицированных специалистов?
– Здесь нет ничего инновационного. То, что делает наших студентов лучшими – постоянная атмосфера правильной конкуренции. Всегда есть сокурсник, который знает что-то лучше тебя, и у тебя появляется желание догнать его. Также важно то, что преподаватели ставят правильные цели. Если есть два этих фактора – этого уже достаточно. Инновационность проявляется в другом. Сейчас многое автоматизируется. Например, те же экзамены. Сейчас все студенты пишут их в системе, где нет надобности преподавателю проверять ответы вручную. Программа сделает это за вас, а студент сразу же видит результат.
– Насколько вы меняете свой учебный план исходя из тенденций и трендов в IT?
– В целом, база остаётся той же самой. Основы программирования и математика нужна независимо от того, какие тренды и тенденции появляются. Всё остальное понемногу меняется. Например, если раньше достаточно было объяснить основы, чтобы студент мог начать создавать что-то, то сейчас уже необходимо знать об архитектуре проектов, средах разработки и многом другом. Если 10 лет назад не обязательно было рассказывать про git, то сейчас на каждом курсе и на каждом проекте очень важно разъяснить принципы его работы. Помимо этого, программисту сейчас важно знать не только сугубо вещи для “кодинга”. Например, будет хорошо, если он разбирается в jira – как он работает, что там есть, для чего используется. В будущем хотелось бы, чтобы студенты получали самые актуальные знания через вовлечение в реальные проекты.
– Насколько тяжело после окончания университета найти свою первую работу?
– К сожалению, у меня нет статистики, но я вижу, что большинство студентов нашего университета на 4 курсе уже работают по профессии. Так что, после выпуска у студентов не стоит вопрос, как найти работу.
– То, что студенты уже работают, не мешают процессу обучения?
– У нас есть программа, которая позволяет работать, и за счёт этого закрывать кредиты. Студенты на базе разных компаний одновременно трудятся и обучаются на практике. А если студент решает работать вне рамки этой программы, то это уже его собственный выбор. Вуз не делает никаких поблажек.
– Часто мы видим, что студенты получают оффер в зарубежные компании и происходит “утечка мозгов”. Как вы к этому относитесь?
– Я отношусь к этому положительно. Если он получил, условно, оффер в Google, то пусть уезжает. Даже если человек улетит в другую страну, связь с Казахстаном у него останется. Я вижу, что такие люди пытаются всячески помогать своей родине. Знаю, что в Казахстане сейчас появилась система менторства, когда казахстанцы из международных IT-компаний могут помогать здешним ребятам в их развитии.
– Как вы считаете, чего не хватает Казахстану, чтобы догнать лидирующие страны в сфере IT?
– Чтобы догнать других, неважно в какой сфере, нужна стабильность и безопасность. Конечно, можно вкладывать в образование, и у нас, без сомнений, будет много классных специалистов. Однако, новые продукты здесь создаваться не будут. Мало кто захочет запускать свой проект, пока не будет уверенности в собственных правах и безопасности.
– Как вы думаете, когда это произойдет?
Думаю, если государство будет делать все возможные условия для развития молодого поколения, то за 30 лет вполне реально догнать те же США в сфере IT.