Когда-то считалось, что фрилансер – это независимый специалист в какой-то узкой нише, который мониторит фриланс-биржи в поисках платежеспособных клиентов.
Отчасти, так и есть, но интернет не стоит на месте, а вместе с ним и рынок digital. Сегодня он предлагает любому желающему попробовать поработать на себя в любой востребованной сфере и готов предоставить услуги не только на биржах для фриланса, но и массой других способов.
Благодаря многочисленным онлайн-школам, стало возможным пройти курс по web-дизайну, например, и брать в работу заказы от своих первых клиентов уже через месяц обучения и зарабатывать реальные деньги с открытого рынка. Нет нудных утренних планерок, совещаний, раздражающих коллег и начальников. С первого взгляда все – легко и просто, но, давайте, опустим стереотипы о легкой жизни фрилансеров на Бали и работе по 3 часа в день.
Окунемся в реальность
Главная проблема фрилансеров – это отсутствие финансовой стабильности и кассовые разрывы в периоды засухи. Когда-то телефон разрывался, клиенты рвали со всех сторон, но уже два месяца, как нет заказов и фрилансер не спит по ночам. Он ломает голову, что же с ним не так. Деньги с прошлых проектов давно потрачены и наш герой ждет у моря погоды.
Фрилансеры привыкли списывать такие периоды на судьбу, неудачу, положение в стране и обществе и на прочие вещи, которые, на самом деле, никак не связаны с текущим положением дел. Знаю это, потому что сам – фрилансер. Нет клиентов, ну и ладно. Это пока нет, но скоро будут.
Большинство независимых специалистов до сих пор живут в следующей парадигме: состряпать себе «продающий» сайт с яркими конверсионными кнопками «связаться», закинуть посты в Инстаграм с перечнем предоставляемых услуг и ждать. Клиентов ждать. Это самый легкий путь и он является основной причиной неудач большинства свободных художников.
Но, как добиться стабильности? Ответ прост. Хотя бы 10% своего времени уделять активному поиску клиентов даже в те периоды, когда работы и так полно. Вроде, простая истина, но, в реальности 90% фрилансеров не делают этого. Потому что на волне бесперебойного количества заказов может показаться, что так будет всегда.
Ниже делюсь двумя основными рекомендациями для фрилансеров, которые хотят стабильности и устали от финансовой неопределенности:
1. Цикличный образ в интернете
Под цикличным я имею в виду понятный образ специалиста, представленный на всех площадках, где обитают его потенциальные заказчики и которого можно хорошо узнать до непосредственной встречи с ним.
Иными словами, если вы – дизайнер, то ваш личный сайт, Behance и Dribbble должны быть заполнены вашими лучшими проектами, а Facebook – показывать, что вы живой, настоящий и адекватный человек. Не сомневайтесь, заказчики обязательно посмотрят страницы с вашими аккаунтами в социальных сетях перед тем, как начать сотрудничество.
Придется свыкнуться с мыслью, что с того момента, когда вы решили быть фрилансером, вы стали в каком то смысле публичной личностью. Поэтому я бы не советовал постить неприемлемый контент, вроде «кто едет в Караганду, надо передать посылку?».
Ваши страницы в соцсетях – это площадки, которые должны продавать вас как специалиста, вот и генерируйте полезный контент для ваших потенциальных клиентов.
Вы должны быть представлены везде, где возможен контакт с вашим потенциальным заказчиком. Внимательно изучите правила адекватного поведения на той или иной платформе. Они – разные и, если на LinkedIn можно продавать свои услуги прямо в личке с первого сообщения, то на Facebook так не работает.
Выделяйте время, чтобы актуализировать свои странички каждый день, тогда вы всегда будете на виду и сможете держать руку на пульсе.
2. Активный поиск клиентов
Фрилансеры часто спрашивают, а где же искать клиентов. Проблема в том, что они не пробовали их искать в прямом смысле. Возьмем того же web-дизайнера. Где же ему искать клиентов? Ответ: где угодно.
Вот конкретный пример:
В 2GIS есть актуальный список компаний с контактами, сайтами и дополнительной информацией и вам ничего не мешает проверить текущий сайт компании. Чтобы убедиться, что с ним можно поработать и сделать лучше. А потом обратиться к владельцу, аргументировать и попробовать продать напрямую или через электронную почту. Совет: никогда не пишите на info@. В лучшем случае проигнорирует секретарша, в худшем – вообще не увидит.
А теперь представьте, что вы делаете это каждый день, уделяя один час утром, но в независимости от вашей текущей загруженности.
Таким образом, к вам будут обращаться не только клиенты, которые нашли вас сами, но и те, кого вы нашли самостоятельно. У вас образуется стабильный поток из клиентов и вы сможете сами выбирать, с кем работать, поскольку этот механизм запускает ваш потенциал на максимум.
И, помните, фриланс – штука непростая, не каждому подходит и не всякий к нему готов. Но если следовать этим простым советам, то ваши шансы в развитии себя, как независимого специалиста, вырастут в разы.