Продакт-маркетинг менеджер в казахстанском IT — относительно новая профессия. Поэтому многие не понимают ее функции, зону ответственности и значение.
Евгения Могилевская, продакт-маркетинг менеджер (PMM) Kolesa Group, расскажет о своей работе, о коммуникациях в команде и о том, какую пользу это приносит бизнесу.
Зачем нужен PMM и какие проблемы он решает
Наша команда маркетинга состоит из 15 человек, включая директора по маркетингу (CMO). Внутри мы делимся на микрокоманды: PPC, SEO, SMM, DM. В каждой микрокоманде есть TeamLead и специалисты, которые заняты определенным продуктом, а каждый продукт — это отдельная платформа со своими задачами и KPI. Для того, чтобы в команде был эффективный менеджмент задач по каждому продукту, вывели эту единицу — PMM. Он подключается к проектам еще до их запуска, а также участвует на каждом этапе развития продукта.
Я полностью отвечаю за маркетинг 2 продуктов: Kolesa.kz и Avtoelon.uz (аналог Kolesa.kz в Узбекистане). Я знаю, когда какие релизы, запуски в продуктах, что делают команды маркетинга и product-менеджеров. Собираю у них информацию, составляю планы, т.е. координирую все процессы. Моя цель — объединить все возможные инструменты для достижения продуктовых целей.
1. Фокус и приоритет
Задача PMM — сфокусировать работу команды по задачам, приоритеты которых определены из целей продуктов.
2. Коммуникации
PMM должен эффективно коммуницировать со смежными командами для того, чтобы маркетинг работал для достижения общих целей и KPI продуктов. PMM обязан знать, как работает каждый из каналов маркетинга, но при этом не запускает кампании собственноручно. Потому что специалисты PPC, SEO, SMM, DM в таких вопросах экспертнее.
3. Процессы
Важно выстроить процесс запуска в эффективную систему маркетинговых активностей, составить стратегию. Управлять процессами, бэклогом, запусками и направлять рабочую группу, куда входят специалисты разных команд.
В реалиях Казахстана позиция PMM рассматривается в основном в больших компаниях, где есть несколько продуктов и большая команда маркетинга.
1. Product-менеджер идет к PMM, когда у него есть понимание какая фича выйдет в продукте и когда.
2. PMM выстраивает с командой маркетинга стратегию для того, чтобы продукт или фича «выстрелили». Идет обсуждение, какие инструменты использовать, в каком объеме и т.д.
3. Команда маркетинга реализует готовую стратегию.
Какую пользу приносит PMM IT-бизнесу
Главная польза продакт-маркетинг менеджера для IT-бизнеса выражается в правильно выстроенных процессах и фокусе. Основное умение PMM — правильные коммуникации с командой маркетинга и смежными командами для достижения общих целей компании и KPI ее продуктов.
Яркий кейс: в октябре 2021 года мы зарелизили маркетплейс запчастей на Kolesa.kz для жителей Алматы и Алматинской области. После обсуждения плана действий с product-менеджерами и подключения маркетинговых активностей число заказов увеличилось в 3 раза.
Где обучиться на специальность
Для профессии PMM релевантно маркетинговое образование. Также будут полезны:
- конференции Product Marketing Alliance;
- курсы онлайн-университетов Laba, Нетология;
- тематические Telegram-каналы: «В голове у PMM», «Силиконовая Ленка», «Продуктовый маркетинг», «Product Marketing»;
- блоги про Digital Marketing и не только: HubSpot, @andrewchen;
- полезный сборник задач mr-powerlifter.