Как создать стартап в индустрии дизайна, который полюбят не только рядовые пользователи, но и профессионалы? Кейс Canva – это пример упорства и доказательство важности стратегического мышления и веры в успех продукта.
В 2007 году 19-ти летняя Мелани Перкинс давала частные уроки по графическому дизайну, параллельно учась в Университете Западной Австралии. Вместе со своим парнем Клиффом Обрехтом, который учился там же, они задумались о том, что люди тратят слишком много времени на освоение сложных программ по дизайну, изучая ненужные действия. По факту большинству людей было необходимо всего несколько кнопок и действий для создания необходимого дизайна. И в том же 2007 году пара разрабатала сервис Fusion Books – сайт для создания выпускных альбомов. Концепция стартапа была простой: дизайн позволяли разрабатывать бесплатно, а печать альбомов пара брала на себя. Первые вложения были кредитными: $5000 для разработки, печати и рекламы были взяты в банке. Сайт до сих пор существует и пользуется популярностью за рубежом, а интерфейс конструктора альбомов практически полностью копирует интерфейс Canva.
В 2010 году, Перкинс и Обрехт всерьез задумались о создании аналогичного сайта, но исключительно для создания дизайна. Проект планировался масштабным, поэтому обычным кредитом тут было не обойтись, нужны были крупные инвестиции. Они обошли около 100 инвесторов, пока Перкинс не познакомилась с Биллом Таем, известным венчурным инвестором из кремниевой долины. Он пообещал инвестировать в проект, но после личной встрече в Кремниевой долине. Когда Перкинс, собрав все вещи, презентации и явилась к нему в офис, пролетев полсвета, Билл заявил, что не сможет инвестировать в проект, пока не будут сформированы четкие цели, команда и не появятся хоть какие-то наработки. Несмотря на это, он помог в течение года собрать необходимых разработчиков, а, главное, найти Ларса Расмуссена, создателя Google Maps. Тот познакомил Перкинс с Кэмероном Адамсом, который являлся бывшим дизайнером Google. Адамс взял на себя все технические вопросы проекта, став соучредителем.
На MaiTai – мероприятии для инвесторов и бизнесменов, увлекающихся кайтсёрфингом, – Билл Тай представил Перкинс инвесторам, которые выписали несколько чеков. Минимальный – $10 000, самый большой был в районе $250 000. Так в проект пришел и сам Билл Тай, сдержав обещание. Позднее в Canva вложились и другие крупные венчурные компании, собрав для в общем 3 млн долларов.
К 2014 году когда Canva получила еще 3 млн от Thiel's Founders Fund и Shasta Ventures, к тому моменту 600 000 пользователей сайта создали уже 3,5 млн дизайнов.
В Китае, исторически считавшемся бесполезным рынком для западных производителей программного обеспечения, Canva пользуется редким успехом. Обрехт открыл первый офис Canva за пределами Сиднея, в Маниле, в 2014 году, а затем нанял бывшего главу китайского подразделения LinkedIn для строительства офиса на материковом Китае. Местная команда инженеров создала специальную китайскую версию Canva, причем, с нуля.
24 мая 2019 года, через несколько дней после того, как Canva объявила, что компанию оценили в 2,5 миллиарда долларов, хакер взломал ее систему, скачав 139 миллионов данных аккаунтов, в том числе имена и адреса электронной почты.
На данный момент компанию оценивают в $15 млрд. Создатели Canva уже стали миллиардерами, а сервисом пользуются миллионы человек по всему миру. И как любят говорить создатели сервиса в своих интервью: «Наш опыт показывает, чтобы быть успешным стартапом, не обязательно находиться в Кремниевой долине, главное – верить в себя и свой проект. У нас есть 100 пунктов, согласно которым Canva должна изменить мир, и мы стремимся к этой цели».