Сегодня термин «киберспорт» уже не вызывает недоумения у людей. Профессионально «играть в компьютер» – сегодня престижно и выгодно. За последнее десятилетие рынок цифровых развлечений сделал мощный рывок вперед. Как и обычные спортсмены сражаются за победу в классических спортивных дисциплинах, геймеры соревнуются за первенство в виртуальном пространстве. И это приносит немалые деньги. За 11 лет существования киберспортивного турнира The International по Dota 2 призовой фонд увеличился в 25 раз. Общая сумма призовых, разыгранных на первом турнире, составила $1,6 млн. А в 2021 году денежный приз превысил $40 млн.
Редакция ER10 Media поговорила с основателем платформы для геймеров и киберспортсменов IPLAY ESPORTS Дарханом Дуйсенбиевым, который намерен изменить правила игры в игровой индустрии Казахстана.
– Дархан, вы позиционируете стартап, как территорию киберспорта. Расскажите подробнее, какие услуги предоставляет проект IPLAY ESPORTS?
– Мобильное приложение и web-платформа объединяют три направления: онлайн-турниры, кибер-арены и маркетплейс.
Автоматизированная платформа служит для организации онлайн-турниров среди зарегистрированных пользователей. Приложение и web-платформа IPLAY ESPORTS позволяют проводить соревнования на всех видах устройств: компьютеры, консоли, мобильные телефоны. Наш проект имеет штат судей и администраторов с опытом проведения турниров. На площадке мы проводим прямые эфиры соревнований с профессиональными комментаторами, снимаем обзоры, шоу-матчи и интервью.
Следующая услуга, которую мы предоставляем – это онлайн-бронирование компьютерных и PlayStation клубов. Это направление не имеет аналогов в Казахстане. Сервис позволяет выбирать кибер-арены по комплектации компьютеров, рейтингу и отзывам, а также бронировать места на интересующую дату и время и по подходящему тарифу.
В онлайн-магазине IPLAY ESPORTS мы предлагаем широкий выбор сертифицированного товара для геймеров по различным категориям и брендам. Оплатить их можно на сайте, либо при получении товара. Доставляем по всему Казахстану.
– Почему вы выбрали именно эти три направления?
– Мы долго изучали рынок игровой индустрии: киберспорт, кибер-арены, маркетплейсы для геймеров, онлайн-обучение и программы подготовки молодых ребят к киберспорту. В Казахстане есть частные компании, предоставляющие все эти услуги, но по одной каждая. Как оказалось, платформы, связывающей эти направления, не существует. Мы объединяем киберспорт и предлагаем людям, вовлеченным в индустрию гейминга, все необходимые услуги на одной площадке.
– Как к вам пришла идея стартапа?
– В первую очередь, идея проекта пришла с развитием киберспорта на территории Казахстана. Для его дальнейшей поддержки мы создали уникальный продукт, не имеющий аналогов. В скором времени мы планируем расширять проект – хотим проводить онлайн и офлайн обучение подростков в сфере IT-технологий и киберспорта.
– По какому принципу вы будете отбирать преподавателей по киберспорту?
– Преподаватели будут отбираться исключительно из числа бывших профессиональных игроков и опытных тренеров из стран СНГ. Это нужно для того, чтобы дать ученикам качественное образование.
– Как монетизируете проект?
– Сейчас наша платформа перешла с уровня бета-версии на этап релиза. Мы находимся в активном поиске корпоративных клиентов для долгосрочной работы. Например, для маркетплейса мы ищем digital-агентство. Другими словами, управляющую компанию в сегменте B2B и B2G, которой передадим все эксклюзивные права на рекламу.
– Какое количество пользователей насчитывает сервис? В каких городах больше всего геймеров?
– За 2 месяца на платформе iPlay зарегистрировался 70 771 пользователь. В топ-3 городов по наибольшему количеству геймеров входят Алматы, Нур-Султан и Шымкент. Алматы насчитывает более миллиона геймеров. В Нур-Султане и Шымкенте активно играют более 700 и 450 тысяч человек соответственно.
– Вы нацелены только на локальный рынок или вашим сервисом пользуются геймеры из других стран?
– Платформа больше нацелена на локальный рынок, но в будущем мы планируем расширять географию сервиса на просторах стран СНГ.
– Сколько турниров вы уже провели и какой общий призовой фонд разыграли?
– Соревнования на нашей платформе проходят еженедельно, поэтому мы уже организовали более 100 турниров и выплатили награды на сумму более 15 млн тенге. К слову, призовой фонд формируется за счет собственных средств.
– Почему вы выбрали нишу онлайн-турниров? Планируете ли проводить соревнования офлайн?
– Пандемия внесла свои коррективы в киберспортивные соревнования. Онлайн-мероприятия заменили офлайн. Так и турниры перешли на новый уровень. Но в этом году мы планируем провести обычные лан-турниры.
– Помогаете ли вы талантливым командам в поиске спонсоров для того, чтобы они вышли на мировую арену?
– Безусловно. Главная цель нашего проекта заключается в развитии киберспорта, соответственно мы помогаем молодым талантам раскрыться и хотим дать им огромный рывок в этой сфере. Наша платформа по своей структуре предназначена для выявления молодых перспективных игроков.
– 30% вашей аудитории – пользователи младше 18 лет. Какие существуют ограничения для этой возрастной категории? Могут ли они принимать участие в ваших турнирах?
– К участию в турнирах допускаются все желающие, достигшие 16-летнего возраста. При предоставлении письменного разрешения от родителей, стать участниками могут игроки от 13 лет.
– Предположим, в турнире выиграла команда подростков, каким образом они смогут получить призовой фонд?
– Если побеждает команда подростков, не достигших 16-летного возраста, призовой фонд выплачивается родителям (опекунам или попечителям) при предоставлении письменного подтверждения.
– А как вы отслеживаете наличие свободных времени и мест в компьютерных клубах?
– Каждый компьютерный клуб имеет свое ПО, которое обеспечивает работу заведения – там бронируются места, открываются и закрываются игровые сессии, ведется учет времени. Мы подключаем платформу iPlay к программному обеспечению клуба, чтобы их синхронизировать. Когда они работают согласованно, клиент видит наличие свободных мест и времени в выбранном компьютерном клубе.
– Ваш проект развивается за счет инвесторов или спонсорских средств?
– Сейчас стартап развивается без какой-либо помощи, но мы рассматриваем возможность привлечения инвестиций или спонсирования.
– Какая была самая большая неожиданность, с которой вы столкнулись, при создании стартапа?
– При создании стартапа мы изучили рынок киберспорта в полном объеме и были готовы ко всем неожиданностям, но их у нас не возникло.
Карточка стартапа
Название – IPLAY ESPORTS
Дата основания – 1 ноября 2021
Категория – ESports
Стадия – релиз
Привлеченные инвестиции – нет
Инкубационные/акселерационные программы – Astana Hub
Сайт платформы – http://iplayesports.kz/