В новом выпуске подкаста PRO ERTEN мы говорим о боли, с которой сталкивается любой стартап на пути к росту — маркетинге. Как выделиться на фоне конкурентов? Как не слить бюджет на рекламу? И почему для начинающего бизнеса не всегда нужен маркетолог? Ответы на эти вопросы дал Фарход Норбаев — основатель креативного агентства Lokals, которое уже не первый год задаёт тренды в маркетинге Центральной Азии.
Казахстан + Узбекистан = больше, чем просто сотрудничество
В первой части подкаста Фарход рассказал о закулисье работы агентства Lokals и о том, как устроен креативный бизнес, перешедший из Узбекистана в Казахстан. Герой подкаста признался: в одиночку в наше время не выжить, особенно, если ты играешь на поле глобального маркетинга.
— Только коллаборация между странами и рассматривание рынков как единого пространства помогут нам двигаться быстрее, — отметил он.
По словам Фархода, у каждого рынка свои сильные стороны. Например, казахстанцы могут учить узбекистанцев созданию IT-продуктов, а узбекистанцы казахстанцев — производству качественного локального продукта, будь то одежда, еда или ритейл.
— В Узбекистане предприниматели сражаются с гигантами каждый день. Маленький цех — против крупной фабрики. И не боятся. А в Казахстане часто звучит: “Ну мы же не Procter & Gamble…”. А ведь это мышление — и есть барьер, — отмечает Фарход.

А нужен ли маркетолог на старте?
Один из главных инсайтов подкаста — маркетинг в самом начале стартапа не требует большого бюджета или команды из топовых специалистов.
Если у тебя пока нет хаоса в продажах, и ты сам понимаешь, что хочешь сказать клиенту — тебе и ChatGPT достаточно. Но как только появляется непонимание, кто твой клиент, как с ним говорить и почему не растут продажи, вот тогда — пора звать специалиста или агентство. Не раньше, — отмечает Фарход.
Этот подход особенно важен для IT-стартапов, где каждый ресурс на счету, и важно научиться тестировать гипотезы, считать метрики и учиться маркетингу по ходу игры, а не нанимать команду ради "солидности".
В выпуске также обсудили:
- Каким образом удается держать Locals Agency на высоком уровне и каждый год забирать топ-номинации?
- На что сегодня делает ставку Locals? Какие горизонты у креативного бизнеса?
- Почему именно Казахстан? Что стало переломным моментом для выхода на новый рынок?
- Переход от креативщика (маркетолога) к роли CEO: как совершить и какие могут быть сложности?
- Секреты успешных маркетинговых кейсов.
- Какие личные качества нужно прокачать, чтобы перестать “творить” и начать управлять?
- Как удержать качество, масштабируя бизнес в двух странах? Есть ли универсальный рецепт?
- Какие управленческие инструменты помогают держать команду в тонусе?
- Если у компании маленький бюджет, то на что его потратить в первую очередь?
Слушайте, вдохновляйтесь и берите на вооружение!