В цифровую эпоху традиционная торговля была переосмыслена и переродилась в нечто новое – в электронную коммерцию (e-commerce). Онлайн-заказы вытесняют традиционные магазины и рынки, а поездки за покупками в супермаркет постепенно уходят в прошлое.
Впрочем, не все так просто. Время доставки всё ещё считаются в днях. Что делать, если товар нужен здесь и сейчас? Чтобы удовлетворить эту потребность, e-commerce в своём развитии пошёл ещё дальше. Теперь важно не только привезти товары, но и доставить их быстро. Как работает q-commerce у нас в Казахстане и какие у него перспективы? Об этом и многом другом редакция ER10 Media в рамках Glovo Brands Day поговорила с генеральным менеджером Glovo в Центральной Азии Каримом Богуспаевым.
– В чём заключается “революция” Q-commerce?
– Революция в том, что эта категория будет расти очень быстрыми темпами. То, что мы видим на примере очень многих рынков. И все мы понимаем, что продукты – это только начало. Мы любим говорить, что для Glovo еда – это как когда-то книги для Amazon. Поэтому мы ожидаем очень бурный рост быстрых доставок. Мы уже видим нарастающие тенденции и являемся пионерами в этом направлении. Когда вы получаете доступ к розничным сетям за полчаса – для нас это и есть революция Q-commerce.
– Можете сравнить “новый” q-commerce с “традиционным” e-commerce?
– Почему мы называем q-commerce именно так? Потому что это быстро (quick). Если мы говорим про e-commerce, то как правило, мы ожидаем доставку на следующий день или позже. В отличии от него, при q-commerce у вас такой же опыт, как при доставке еды. В течении 30-40 минут вы получаете продукты, зарядку для телефона или сам телефон. В этом и его превосходство над традиционным e-commerce.
– Будет ли переплачивать конечный пользователь за скорость доставки?
– Переплаты не будет. Это всё будет диктоваться unit-экономикой каждого из игроков. Модель остаётся прежней, как и была всегда. Мы берём комиссию с партнёра и стоимость за доставку. Это всё регулируется уже самими рынком. Для агрегаторов основные затраты – курьеры. Порядка 80-85% затрат приходится на это. Запросы курьеров могут быть разными. Для того, чтобы конкурировать, мы должны отвечать их ожиданиям. Всё зависит от спроса и предложения со стороны курьеров. Поэтому здесь не будет никакой дополнительной нагрузки. Всё в рамках старой бизнес-модели.
– Какие сложности возникают при внедрении q-commerce?
– Сложностей на самом деле мы не видим. Нет никаких сюрпризов, о которых мы не знали или не предполагали. Думаю, что индустрия развивается. Для многих партнеров это что-то новое. Из-за этого, есть где-то сложности в оцифровке ассортимента и интеграции с агрегаторами, но на рынке есть много разных решений, которые позволяют сделать это быстро. Поэтому здесь важна готовность самого рынка работать в этом направлении и разделять наше видение в том, что эта вертикаль будет очень активно расти в ближайшее время. Опять же, если говорить в цифрах, по сравнению с началом года мы уже выросли почти в 2,5 раза по объёму q-commerce.
– А какие проблемы вы спрогнозировали и решили?
– Ожидаемая проблема – скорость подключения новых партнеров. Для нас важно дать очень быстрый и легкий доступ ко всему, что находится в городе. До прошлого года наш основной фокус был на ресторанных партнерах. Сейчас мы активно привлекаем к сотрудничеству розничные сети. Вызов, который стоит сейчас перед нами – увеличение скорости подписания новых партнеров. Решить это можно командами и пониманием всеми участниками рынка ценностей q-commerce. Ценности, такие же, как и с ресторанами – возможность расширить свой пул клиентов, предоставляя продукцию в онлайн. Представьте, что у вас мясной магазин. К вам ходят только люди, которые живут в радиусе километра. Когда вы подключаете Glovo, то вы получаете доступ на расстояние в 3-4 километра. Масштабы увеличиваются и вместе с этим, увеличивается ваш доход и оборот.
– Какие перспективы q-commerce в Казахстане?
– В Казахстане q-commerce имеет большие перспективы. На рынках США и Европы, эта категория растёт большими темпами. Казахстан в этом плане не исключение. У нас есть выбор с точки зрения розничных сетей и партнёров, которым люди уже доверяют. На самом деле, в нашей компании, мы перевыполнили план, который ставили перед собой на ближайшие полгода. На третьем месяце мы достигли всех целей. Именно поэтому мы верим, что перспективы в Казахстане просто огромные. Если смотреть на долгие дистанции, мы ожидаем, что q-commerce будет занимать 20-25% от общего объема всех продаж. Сейчас эта цифра равняется 12%.