Samsung и ER10 Media представляют проект, цель которого вместе с читателем исследовать методы и технологии современного преподавания.
Герои проекта современные учителя школы, университета и дополнительного образования. Каждый из них в своей работе использует современные технологии – гаджеты, программы и средства коммуникации.
Герои проекта расскажут, как «под напором» новых технологий трансформируется учебный процесс, какие новые преимущества и проблемы несет с собой прогресс, как изменились ученики и студенты и почему сегодня преподавателю приходится бороться за их внимание.
Первый герой
Аманжол Смагулов – преподаватель английского языка, владелец школы B2B английского «Знаю!». Сертифицирован Cambridge (CELTA, DELTA MODULE 1). Преподает 10 лет, используя методологию маленьких шагов, внедрения языка в повседневность и использование его как инструмента. Максимально применяет новые технологии и психологию обучения взрослых. Школа «Знаю!» работает с Kolesa, Kaspi, FedEx. В портфолио: Choco Holding, Aviata, DAR, Rocket Firm и ещё +30 компаний.
Английский – это инструмент
English as a tool
– Какую пользу для образовательного процесса дают современные технологии?
– Цель любого образования – дать навыки и знания, которые приведут человека к его цели, изменят его жизнь к лучшему. Но весь процесс состоит из множества аспектов: трекинга, обратной связи, правильной постановки целей, проверки домашнего задания, работы с материалом, запоминания. Современные технологии не меняют сути и аспектов образования, но сильно упрощают работу как учителя, так и учеников. Они освобождают время и ресурсы, которые можно посвятить самым проблемным местам: обновлению знаний и мотивации студентов.
– Какие изменения произошли в методиках преподавания за последние 10-15 лет в связи с развитием новых технологий?
– Конкретно в преподавании языков методология никак не меняется уже давно – это коммуникативный подход, во главе которого разговорная практика и равномерное развитие всех четырех навыков языка. Новые технологии помогли развить качественную сторону работы с каждым навыком. Например, speaking теперь может оценивать программа, которая и посчитает количество новых слов, использованных учеником, и примерный балл на экзамене, а также укажет на повторяющиеся ошибки и проблемы с интонацией. Учитель это все тоже может, но не так быстро и точно. Или, например vocabulary – если раньше, нужно было бы отмечать в календаре, класть в разные стопки карт, когда какие слова нужно освежить в памяти, то теперь интервальные повторения просчитываются вплоть до часов.
– Помогают ли современные гаджеты и программы улучшить процесс обучения?
– Безусловно! Я регулярно экспериментирую с разными приложениями со своими студентами – каждому что-то нравится больше, и мы встраиваем использование новой программы в наш план обучения. Это не обязательно, что-то связанное с языком. Например, у Google есть приложение Primer. Это микро-обучение навыкам менеджмента, маркетинга, работы в команде. Но благодаря простоте, приложение идеально подходит для практики reading по 5-10 минут в день и развития бизнес-словаря. Моим студентам уровня Intermediate с направлением Business English это приложение идеально подходит. А 15 лет назад, подобный микс пришлось бы склеивать из вырезок каких-нибудь журналов.
– Насколько современные технологии ускорили процесс получения знаний? Условный переводчик в 70-х годах прошлого века учился в вузе 4 года. Сегодня он смог бы усвоить те же знания за более короткое время?
– Я считаю, это не связанные вещи. Все зависит от сферы – если она быстро меняется, то учиться ей нужно интенсивно и в короткие сроки. Например, маркетологам не нужно учиться 4 года. Это даже не мое мнение, а практикующих специалистов. Или учителем английского. Если у тебя идеальный английский, то изучить базу методологии можно за 3-4 месяца, а дальше только практика. А для глубинного освоения навыков, мелочей и деталей нужно несколько лет, как раз те самые примерно 3-4 года.
– Что лучше для современного образования – книга, гаджеты или их совмещение?
– В рамках изучения языков, лучше совмещать как можно больше каналов и видов материала, то есть и книгу в переплете иметь, и в приложениях играть, пока стоишь в очереди. Так, многие люди предпочитают посмотреть сериал или YouTube, хотя для действительно хорошего прогресса обязательно надо очень много читать на новом языке. Это если ваша цель – хороший уровень. Если задача болтать и разъясняться простым языком, то нужно как можно чаще разговаривать в ситуативном контексте.
– Чем отличается преподавание в очном и онлайн режимах?
– Для меня, вся разница только в технических особенностях конкретных активностей и инструкций. Технологии сейчас позволяют очень близко имитировать действие в живом классе. Например, такие инструменты как Spatial Chat или какая-нибудь мультиплеерная игра, вроде Among Us могут воссоздать живое общение так, что ни один студент не заскучает. Нужно уметь подстраивать какие-то упражнения и задания из офлайн-класса в онлайн пространстве. Например, если в кабинете я обычно хожу между парами студентов, когда те делают разговорное упражнение, и заношу заметки, то в онлайн-формате мы записываем все занятие полностью и я могу затем переслушать разговор каждого ученика, услышав как ошибки, так и хорошие моменты.
– Какие игровые методы вы используете в обучении?
– В изучении английского любой контекст и контент может стать интересной средой для ученика. Это может быть как настоящая игра, вроде текстовых квестов симуляторов стартапа, так и элементы геймификации, где ученики соревнуются в формате тестов в живом времени, кто помнит больше слов с прошлого урока. Для последнего я использую Quizlet с учительским аккаунтом. Приложение позволяет мне создавать игры за пару кликов, и следить за тем, как ученики борются за звание студента с самым большим словарным запасом.
– Какие программы и гаджеты вы используете в учебном процессе, а какие советуете студентам?
– В учебном процессе я использую несколько платформ, созданных непосредственно для изучения языка, таких как Ellii, Linguahouse, wordwall, quizlet. В арсенале больше 50 сайтов и приложений: все подходят под разных учеников и разные ситуации. Что-то используется постоянно, а что-то один раз за курс, чтобы разжечь интерес к процессу. Студентам я советую не учить язык в «языковых приложениях», а экспериментировать. Например, это может быть приложение для медитаций на английском, какой-то квест или приложение для написания стихов. Тогда появляется настоящий крутой контекст, а в таком формате изучать язык интереснее и эффективнее.
– Как изменились современные образовательные классы – там появилось больше гаджетов и компьютеров?
– Да, появились, но они не вмешиваются в важный процесс коммуникации между учеником и учителем. Все гаджеты и технологии дополняют то самое важное и сакральное, что происходит на уроке. Ученик совершает некое открытие и становится на чуток ближе к своим целям, на 0,1% лучше в своих навыках. Технологии позволяют превратить 0,1% в 0,2%, но суть не меняется. Чем дальше будет заходить прогресс, тем эффективнее будет происходить образовательный процесс, но пока мы не можем просто загрузить информацию в мозг и оставить ее там навсегда, прохождение из точки А, то есть незнания и тьмы, в точку Б, то есть знанию и свету, остается за участниками: учеником и учителем.
– Какой полезный гаджет вы моги бы выделить?
– Я протестировал интерактивную доску Samsung Flip3. Это отличный инструмент для работы в классе, который помогает в живой урок внедрить новые технологии. Мне очень понравилось, что она быстро работает и моментально реагирует на прикосновения. Я помню, что первые поколения интерактивных досок от различных производителей было достаточно медленными и плохо реагировали. А сейчас, такое впечатление, будто работаешь на ноутбуке или телефоне. Еще понравилось, что есть элементы «наслаивания». То есть, можно комментировать все, что есть на экране, сохранять это и затем переправлять студентам.
Это первый материал в рамках спецпроекта er10.kz и компании Samsung о преподавателях, применяющих современные технологии в процессе обучения. Завтра читайте новое интервью с учителем физики о том, как современные школьники используют в учебе новые программы и гаджеты.
1 комментариев к записи “Элемент познания — как технологии «бустят» систему изучения языков”
Даже сложно представить, как языки изучали раньше, без всех этих технологий. Гаджеты, безусловно, упрощают процесс. Кстати, у меня на канале недавно вышло видео о методе маленьких шагов в изучении иностранных языков. Возможно, кому-то будет интересно https://youtu.be/rrLYx8fdHgw