В предыдущих статьях мы неоднократно поднимали тему UX-дизайна и его первостепенности в рабочих процессах.
UX (англ. user experience) — опыт пользователя. UX отвечает за функциональность, удобство и за эмоции пользователя от взаимодействия с продуктом.
UX важней визуальной составляющей хотя бы потому, что функциональность важнее «красоты». Сначала мы придумываем вещь, а уже потом думаем над ее упаковкой, цветами и прочим визуалом.
Если мы проектируем кружку для кофе, мы сначала продумываем ее форму и базовые функции. Делаем так, чтобы из нее было удобно пить, а наши руки не чувствовали температуру горячего напитка. Когда базовые потребности закрыты, мы красим ее в цвет и выбираем надписи.
То же самое в веб-дизайне. На первой встрече с дизайнером вы в первую очередь обсуждаете визуальные референсы? Значит он недостаточно погружен в профессию.
Я не обесцениваю важность красивых интерфейсов, ни в коем случае. Я лишь говорю, что нужно отталкиваться не от визуальных решений, а от функциональности и удобства. Украсить сайт красивыми градиентами и шрифтами — пожалуйста, но только после того, как была проделана аналитическая работа и соблюдены базовые принципы UX.
О них мы и поговорим в этом материале.
- «Не заставляйте меня думать»
Это название книги от гуру юзабилити и UX-дизайна Стива Круга. Эта парадигма является основой хорошего и эффективного дизайна.
Чем проще и понятнее интерфейс, тем с большей вероятностью он выполнит свою задачу. Не следует перегружать его лишней информацией или перебарщивать с двусмысленностью.
Очень часто дизайнеры заигрываются с креативом и делают сайт непонятным для пользователя. Например, помещают иконку закрытия pop-up окна не справа сверху, где всем пользователям привычно, а слева снизу. Такое решение оценит только другой дизайнер, но обычный пользователь может в конечном итоге уйти с сайта из-за такой мелочи.
Еще один немаловажный пункт — «Принцип трех кликов». Это принцип упрощения юзабилити. Чтобы добраться до любого места на сайте, пользователь не должен совершить более 3 кликов. При проектировании меню и навигационных блоков сайта мы учитываем этот принцип.
Люди не хотят думать и они не должны этого делать, когда речь идет о взаимодействии с digital-продуктами.
- Анализ и потребности аудитории
Разрабатывая сайт или приложения, мы должны учитывать потребности пользователя. Важно заранее проанализировать целевую аудиторию, чтобы предсказать ее поведение.
Проектируем карту сайта и пользовательский путь, чтобы решить, каким образом мы будем подавать информацию и строить логическую цепочку взаимодействия с сайтом.
Про потребности. Если мы делаем сайт для аудитории 40+, то размер основного текста должен быть более 17 пикселей. Неважно, насколько это повлияет на общую эстетику продукта. Это далеко не все рекомендации для этой целевой аудитории, но из таких моментов и стоит исходить.
Копиратинг — это тоже про UX. Если мы говорим на сайте с подростками, то обращаемся на «ты» и используем сленговые выражения. Если говорим с более старшим поколением, то не используем узкие digital-термины, которые пользователю придется «гуглить», чтобы понять нас.
Грубо говоря, мы ставим себя на место пользователя и спрашиваем себя, как было бы удобно взаимодействовать нам.
- Соблюдение визуальной иерархии
Хоть этот пункт и отвечает за визуальную составляющую, но это относится к UX. Речь о продуманных акцентах с учетом особенностей человеческого восприятия.
Важные элементы, на которые мы хотим обратить внимание пользователя должны быть слева и больше по размеру. Люди перестали вчитываться в контент, они его больше «сканируют». Благодаря визуальной иерархии мы контролируем процесс передачи информации и обращаем внимание на то, что нам нужно.
- Отзывчивый дизайн
Отзывчивость в веб-дизайне — это реагирование интерфейса на действия пользователя. Любой кликабельный элемент должен показывать визуально, что на него можно нажать. Когда происходит загрузка контента, сайт должен демонстрировать этот процесс пользователю с помощью анимации. В этом случае человек будет понимать, что есть смысл ждать.
То же самое касается и заполнения заявок, произведения оплаты и прочих действий пользователя. После заполнения заявки на рассылку, мы должны убедиться, что все оформлено верно и материалы будут приходить на почту.
Кстати, страница ошибки 404 помогает не только оптимизации в поисковиках, но и является хорошим UX-решением. На странице должны быть ссылки на главную, а также на другие страницы сайта, чтобы пользователь не потерялся.