Огромные зарплаты, прекрасные условия труда, удобная «дистанционка», премии, бонусы и контракты с иностранными компаниями – именно так многие люди представляют работу IT-специалистов. Насколько эти стереотипы соответствуют реальной ситуации выяснили специалисты Kolesa Group – они провели исследование казахстанского рынка разработчиков, в котором участвовали почти 1100 специалистов отрасли.
Влияние COVID-19 на IT-рынок и удаленная работа
Мнение о том, что айтишники работают дистанционно оказалось верным наполовину. 40% сотрудников постоянно ходят в офис. Остальные работают удаленно или предпочитают гибридную форму труда.
Участникам исследования, работающих удаленно, чаще всего не хватает неформального общения с коллегами – 24%. Все устраивает в удаленной работе 19% респондентов. Руководители отмечают и негативные аспекты дистанционной работы.
«Работоспособность на удалёнке не упала. Главное, чтобы дома был стабильный интернет. Но стало сильнее проявляться эмоциональное выгорание, появились ребята, которые работают в компании больше года и даже не видели свою команду вживую. Некоторые компании злоупотребляют видеозвонками, и не остается время кодить. Я думаю, что ребятам больше зашёл гибридный формат работы, чем просто работа в офисе, – отмечает Change & IT-директор Beeline Казахстан Алексей Шаравар.
Уровень развития профессии и условия труда
Профессия айтишника остается молодой: у 52% респондентов стаж работы до 3 лет. В 2020 году 61% респондентов имели стаж до 3 лет.
«Я считаю, что сейчас в части программирования у нас идет омолаживание. Большинству 20–25 лет. Не сказал бы, хорошо это или плохо, есть свои плюсы и минусы. Плюс в работоспособности – ребята могут пахать круглые сутки, минус в безответственности – студент может пропасть и не выйти на работу. Зачастую на какие-то серьёзные вещи мы лучше найдем человека 30+. Может, не такого быстрого, как молодой, но, по крайней мере, стабильного и ответственного», – говорит президент ЦАРКА считает Олжас Сатиев.
«Мидлы традиционно составляют костяк разработки в любой организации. Это те, кто уже могут делать сложные задачи самостоятельно, но по определенным вопросам вынуждены советоваться со старшими коллегами. Следует учитывать, что в индустрии нет единого и четкого понимания грейдов. «Джуны» в одной компании могут запросто быть мидлами в другой», - говорит CTO Kolesa Group Игорь Бородихин.
Синьоры – сотрудники высокого уровня
Мидлы – сотрудники среднего уровня
Джуны – младший состав
Грейд – ступень, шкала
«Синьоров катастрофически не хватает, потому что человек вырастает и достигает потолка в зарплате и проектах. Ему надоедает делать проекты на Казахстан, он хочет делать что-то на весь мир. Хотя джунов уже хантят девятимесячных на зарплату около 2 000 долларов в месяц, и это большая проблема, – рассказывает президент ЦАРКА считает Олжас Сатиев.
Работа на отечественные и зарубежные компании
Оказалось, что далеко не все айтишники имеют контракты с зарубежными гигантами. 79,3% участников исследования работают на казахстанские компании. В сфере IT-outsource самая высокая доля работающих на зарубежные компании – 40% респондентов.
Самое интересное – зарплаты и мотивация
Зарплаты у айтишников действительно оказались действительно высокими – средняя приближается к ₸700 тысяч, а медианная подросла до уровня ₸550 тысяч.
Рост зарплат год к году
Наибольший рост в медианном значении показали админы/DevOps/SRE. Их зарплаты выросли на целых 126%.
«Из-за карантина и повсеместного перехода на удалёнку конкуренция между работодателями за специалистов обострилась. На локальные рынки пришли глобальные игроки с «иностранными» зарплатами. У нас в компании процесс мониторинга рыночных зарплат и пересмотр зарплат специалистов являются регулярными», – говорит CTO Kolesa Group Игорь Бородихин.
Отрасль больше стала ценить опытных специалистов. Выросли зарплаты у специалистов с опытом работы более 3 лет.
«Двойной рост в уровнях зарплат связан с тем, что в Казахстане набралась критическая масса инженеров и мы стали интересны зарубежным компаниям. Местным компаниям приходится с ними конкурировать. У нас в компании есть три кейса, когда разработчик работает на нас с 11 утра до 4-5 часов, а потом с вечера и до 12 часов ночи на канадскую компанию. Еще влияет то, что у нас слабый тенге – это все результат девальваций и прочее», – отмечает президент ЦАРКА считает Олжас Сатиев.
С премиями ситуация неоднозначная – кто-то получает раз в месяц, а кто-то их просто не имеет.
Оказалось, что не все представления о «сладкой жизни» айтишников оказались верными. Впрочем, освоение IT-специальности действительно открывает двери социальных лифтов, позволяет получать солидный доход и сотрудничать с иностранными компаниями.
Ознакомиться с полной версией исследования можно по ссылке.