Начиная карьеру фрилансера, я был убежден, что научившись круто делать сайты, мои дела пойдут в гору и отбоя от заказчиков не будет. Каково было мое удивление, когда этого не произошло. Мне достаточно долго не удавалось повысить средний чек и выбиться из массы других веб-дизайнеров, которые «плюс-минус» делали также неплохо.
Долгое время я задавался вопросом «Что же со мной не так?» Скольким еще техникам органичного сочетания цветов и шрифтов я должен научиться, чтобы заказчик согласился на желаемый ценник?
Дело в том, что профессиональные навыки или «хард скилы» — дело наживное. Практически во всех сферах они, в отличии от «софтов» качаются очень быстро. В любом случае можно всегда подсмотреть за коллегами и в целом считаться вполне неплохим дизайнером.
А что касается «софтов» — тут посложнее. Это в первую очередь про людей и работу с ними. Про эмоциональный интеллект, коммуникацию и базовое понимание психологии отношений между людьми. Именно этот навык позволит ладить с клиентами, коллегами и подрядчиками.
К сожалению или к счастью, развитие этого навыка начинается в раннем детстве. То, в каких условиях и с какими людьми взаимодействовал человек, сильно влияет на прогресс развития «гибких навыков». Нелишним будет сказать, что общий кругозор и любознательность также являются необходимыми атрибутами в этом деле.
Давайте обозначим важность «гибких навыков» на примере трех стадий любого проекта?
Первый этап. Начало
На этой стадии мы должны правильно наладить взаимодействие с клиентом. Задавать грамотные вопросы и выявлять потребности, чтобы потом использовать это в дальнейшей продаже. Тут «софты» помогут нам не просто продать свои услуги, но продать их дорого, а также аргументировать ценник.
Нет разницы, что рисовать в графическом редакторе. Любой дизайн можно продать дешево и дорого. Разница лишь в подаче и умении аргументировать стоимость услуг.
Портфолио безусловно важно на этом этапе, но гораздо важнее демонстрация коммуникативных навыков и проведение переговоров с «теплым клиентом».
Второй этап. Сам процесс.
Дело в том, что дизайн — достаточно субъективная вещь. Без четких и тщательно подобранных аргументов, мы не сможем объяснить клиенту, почему наш дизайн классный. Люди разные, как и их опыт.
Можно бесконечно круто рисовать концепции и «бомбически» анимировать кнопки, но в этом не будет смысла, если мы не сможем объяснить клиенту суть наших творческих задумок.
Само творчество является «краеугольным камнем» любого бизнес-проекта. Только эффективная коммуникация с клиентом спасет нас от ненужных правок и непонимания со стороны клиента.
Третий этап. Конец
Как мы запомнимся клиенту? Что скажем в конце и насколько профессионально закончим работу над проектом?
Согласитесь, саму работу будут помнить недолго. А вот впечатление о себе, как о компетентном профессионале можно оставить навсегда. Именно это и запускает то самое нами любимое «сарафанное радио».
Про сервис
Клиент платит х10 от привычного чека не только за сам продукт, но и за обслуживание, который прилагается к нему. Сервис — это вовремя отвечать на сообщения клиента, грамотно проводить презентации дизайна, доносить свои идеи емко и убедительно, коммуницировать в общем чате со всеми членами проекта.
А иногда даже проводить кризисные коммуникации, чтобы избежать конфликтов с клиентом или подрядчиком.
Как качать «софт скилы»?
Общаться с разными людьми. Чем больше, тем лучше. Если вы убежденный интроверт, то спешу разочаровать — на фрилансе вас будут ждать сложности. Нужно научиться понимать человеческую психологию хотя бы на базовом уровне, чтобы использовать этот опыт в реальной жизни.
Побольше знакомьтесь с людьми и расширяйте круг общения. Выходите из зоны комфорта. Чем больше вы будете инициировать контакты с новыми людьми, тем проще вам будет на переговорах с новым клиентом.
Смотрите фильмы про профессиональных переговорщиков, дикторов, публичных людей и всех, кто пользуется коммуникативными навыками в своей работе. Это отлично помогает видеть хороший пример со стороны и ориентироваться на реальных переговорах.
Интересуйтесь новостями в мире IT и дизайна. Держите руку на пульсе, чтобы быть всегда интересным собеседником, готовым поддержать любую тему. Дизайнер, который говорит о своем деле не только абстрактно, а на конкретных примерах — всегда в выигрышном положении.
Заключение
Все вышеперечисленное относится к «софт скилам» и является необходимым навыком для вас, если вы планируете расти, как специалист на фрилансе.
Напрашивается тезис, который сформировался у меня за все время работы:
Дизайнеру в штате достаточно только обновлять свое портфолио в профессиональных социальных сетях и ладить со своим начальником.
А дизайнеру на фрилансе, который хочет развиваться и стать востребованным специалистом с высоким чеком, важно оттачивать «софт скилы».