Новые технологии не только облегчают нам жизнь, но и открывают новые горизонты в искусстве. Сегодня мы рассмотрим, как XR влияет на сферу искусств, и как различные выставки и музеи интегрируют технологию в свои процессы.
Мы разберём примеры работы с:
- Дополненной реальностью (AR) – это когда оцифрованные элементы накладываются на реальный мир.
- Виртуальной реальностью (VR) – это когда пользователь погружается в полностью искусственный мир.
- Смешанная реальность (MR) – это когда будучи в реальном мире, ты можешь взаимодействовать с виртуальными объектами.
Дополненная реальность является наиболее дешёвым и простым в использовании, как и для музеев, так и для потребителей. Зачастую, чтобы стать частью подобного виртуального опыта посетителям нужно скачать себе на телефон приложение.

Одним из подобных примеров является приложение Overly, которое при наведении камеры на картину наслоит поверх неё анимацию.

Подобные приложения работают на основе AR-маркеров. По сути маркер является плоской картинкой, при помощи которого мы можем определить позицию устройства в пространстве, и соответственно поставить свой цифровой объект относительно его. Данная технология отлично подходит музеям, по нескольким причинам:
- Все объекты интереса в музее статичны, соответственно проблем с подбором маркеров и их трекингом не возникает.
- Маркерные технологии работают стабильно, и их проще протестировать.
- Они работают на большом количестве устройств.
Также подобная технология часто выступает в качестве вспомогательной, и может заменить плашку информации, или играть роль гида при сканировании.
Помимо этого, всё чаще можно встретить выставки, которые изначально основывались на технологиях дополненной реальности и используют их потенциал на полную.

Одним из подобных представителей является Unmoored в 2018 году. Мел Чин при поддержке Microsoft смог раскрыть проблему тающих ледников и поднимающегося уровня океана. В самой выставке посетители могли увидеть огромное количество кораблей, которые бороздят над Таймс Сквером.
VR – это то, что можно получить, находясь в комфортных домашних условиях. Существует множество выставок, коллекций различных художников, которые были бережно перенесены в виртуальное пространство.

Одним из ярких примеров подобного является Mona Lisa: Beyond The Glass созданная Лувром. Помимо того, что вы сможете рассмотреть Мона Лизу и другие работы Леонардо Да Винчи, этот виртуальный опыт также поведает о последних научных исследованиях касательно методов живописи Да Винчи.
Осталось самое интересное, но и самое сложное в реализации – смешанная реальность.
Устройства смешанной реальности довольно дороги, а также сложны для использования простым обывателям, но именно они позволяют внести нечто новое – прямое взаимодействие пользователя с арт-объектом.

The Unreal Garden показывает невероятные, красоты для пользователя, но что если я скажу, что смешанная реальность позволит вам пережить один день в лице французского сопротивленца времён Второй мировой войны?

INSURRECTION 1944 от Musée de la Libération de Paris сделало именно это!
При помощи технологии захвата движений компания Realcast смогла создать историю о французском сопротивлении, которая буквально происходит с посетителем в катакомбах музея. Помимо взаимодействия с историческими личностями, пользователь может также рассматривать документы и предметы тех времен.
Стоит понимать, что технологии расширенной реальности всё ещё далеки от идеала, но примеры их использования поражают уже сейчас. Можно смело предполагать, что в будущем нас ждёт только более реалистичные и удивительные выставки.