В обязанности фрилансера входит поиск клиента, который не будет выносить мозг и с которым можно комфортно работать, выражать себя, как специалиста.
В данной статье речь пойдет о разновидностях клиентов, а также о методах работы или не работы с ними. Поехали!
Клиент 1 — «Я сам все знаю, просто сделай!»
Этот клиент точно знает, какой ракурс должен взять фотограф на корпоративе у начальства. Он совершенно точно определяет читабельность текста на лендинге, а также владеет глубокими знаниями теории цвета в веб-дизайне. Он без труда указывает на кнопку, которая будет продавать, а какая останется незаметной.
От него частенько проскакивают фразы вроде «Я сам по идее дизайнер» или «Когда я проходил интенсив по копирайтингу, нас этому учили».
Обычно такой клиент думает, что специалист — это просто руки, а головой проекта должен быть именно он. Ведь не зря он всегда был таким любопытным всезнайкой.
Этот клиент расписывает ТЗ на 10 листов в GoogleDoc и новичков на фрилансе это сильно подкупает. Ведь в их понимании – это знак, что клиент серьезно подошел к вопросу. На самом деле, в таком техническом задании обычно вместо задач бизнеса— конкретные задания для исполнителя, и не дай Марк Цукерберг, что-то не будет выглядеть в точности, как описал клиент.
Как работать?
Для начала необходимо определиться, стоит ли работать с таким клиентом. Если предоплата уже на вашем счету, а вы только опомнились, то придется попробовать доказать такому клиенту, что вы не просто исполнитель. Это будет трудно.
Однако, стоит попробовать доказать всего пару раз. Если вы предложили действительно эффективные решения, а они не принимаются и не никак аргументируются, то придется сделать так, как хочет клиент. Ну а как вы хотели?
Клиент 2 — «Завтра будет готово?»
Этот тип клиентов приходит, когда все сроки уже давно сгорели, а на месте пламени осталась лишь надежда найти волшебника, который сделает лендинг за 2 дня.
Очень часто таких клиентов можно понять. Когда проектов много и голова переполнена информацией, все мы можем недооценивать адекватность запросов.
Такие ребята требуют озвучить бюджет здесь и сейчас и желательно начать работу над проектом через 5 минут после созвона. Они обещают отправить предоплату завтра же, хотя работа должна начаться уже сегодня. Вопросики.
Как работать?
Следует закладывать в бюджет +50% от стоимости за срочность и ни в коем случае не соглашаться на обычный ценник. В большинстве случаев вы будете работать сверхурочно, пытаясь нагнать сроки. Это и нужно объяснить клиенту.
В некоторых случаях, такие проекты очень даже кстати. Здорово же заработать чуть больше в кратчайший срок.
Клиент 3 — «Я сам обычно на стороне исполнителя, друг»
Классный клиент. Обычно это люди из смежных профессий, которым нужны ваши услуги. Скорее всего, они пришли на ваше портфолио и убеждены в экспертности.
Они понимают все тонкости работы с клиентом и всячески пытаются не быть адовыми, так как сами избегают таких. Если личное общение сложится хорошо, то они точно будут прислушиваться к вашему профессиональному мнению и доверятся ему всецело.
Обычно в таких проектах рождаются инновационные и смелые идеи, ведь нет ничего лучше альянса в виде профессионалов своего дела.
Как работать?
Такому клиенту можно смело сделать скидку. Правок будет минимум, веселья максимум. С таким клиентом можно на «ты» и такой способ коммуникации похож больше на партнерство, а не на парадигму «клиент-заказчик». Делайте все в срок, хорошо и будет вам счастье.
Клиент 4 — «Долгосрочное сотрудничество и золотые горы»
На первом же звонке или встрече, этот клиент обязательно упомянет о том, что под его управлением находятся 10+ успешных компаний. И кто знает, быть может, после этого проекта он станет вашим постоянным клиентом. Денег будет так много, что больше не придется искать клиентов.
Так кажется только сначала. Но когда речь заходит о цене, клиент просит больше скидки и напоминает о том, для скольких компаний вы можете предоставить свою услугу в будущем.
Звучит очень здорово, но чаще всего, этот трюк используется чтобы просто сбить цену.
Как работать?
Необходимо прояснить в самом начале, если речь идет об услугах, то несмотря на низкую цену, работать придется столько же. Работать или нет с таким клиентом — дело каждого.
Я бы настоятельно рекомендовал не давать скидку ради того, чтобы потом закопаться в работе, за которую заплатят ниже обычного ценника.
Клиент 5 — «Мы тут с коллегами посовещались»
От представителей этого типа клиентов можно услышать фразы «Директор сейчас в отпуске и не сможет выйти на связь» или «Мы всем маркетинговым отделом на планерке обсуждали ваш дизайн».
Обычно это человек, представляющий отдел маркетинга в компании. Когда речь идет о сотрудничестве с большими компаниями, это неизбежно и считается нормой.
Зачастую дело придется иметь с компетентным специалистом, который может объяснить все задачи и подсказать, как их выполнить правильно. Он владеет навыками деловой переписки и всегда предупреждает перед тем, как позвонить на мобильный.
Однако, нередки случаи глухого телефона между исполнителем и начальством клиента, когда в последний момент совет директоров решает полностью изменить концепцию проекта.
Такое бывает, но это скорее человеческий фактор и в ряде случаев, с этим ничего не поделаешь. Как вариант, можно составить кабальный договор, который вряд ли подпишет директор.
Как работать?
В идеале, лучше на берегу обговорить все нюансы утверждения и прописать в договоре политику правок и прочих важных моментов в вашей работе. В конце концов, вас не должны касаться внутренние процессы в компании или их изменения.
Высшая степень профессионализма — умение работать одинаково эффективно с любым из этих типов. Для этого нужно поработать со всеми, чтобы выявить правильные закономерности и научиться адаптироваться в любых условиях и с любыми клиентами.