С этим интервью ER10.KZ открывает цикл бесед с выдающимися личностями нашей страны, и первая в этом списке – Эльмира Обри, лидер Techwomen, а также основатель школы программирования Qwant. Эльмира относится к тому типу спикеров, которым хочется задать вместо стандартных 5-6 вопросов несколько десятков, и то будет мало.
Благодаря пассионарному характеру ей удалось добиться признания у коллег в самых различных сферах: от маркетинга, консалтинга и финансов до высоких технологий. Сейчас Эльмира находится в США по программе Techwomen. Из Казахстана шесть женщин в этом году получили возможность представлять нашу страну и проходить технологическую стажировку в Кремниевой долине. Мы решили узнать, что движет этим человеком, и как может измениться Казахстан благодаря таким людям как она?
– Вы успешно прошли в список лидеров, которые представляют свои страны в международной программе Techwomen. Какие возможности дает статус лидера участникам этого проекта по возвращении домой?
– Я приветствую читателей ER10.KZ и благодарю за возможность рассказать о своей деятельности! Миссия Techwomen заключается в том, чтобы помочь развивающимся странам в становлении женского лидерства в области STEM (расшифровывается как наука, технология, инженерия и математика). Именно для этого Techwomen наделило нас статусом emerging leaders, то есть лидеры новой формации.
Главная идея этого движения – создавать позитивные изменения в деле развития женского технологического лидерства с максимальным фокусом на локальные сообщества. Это непростая задача связана во многом с трансфером знаний и технологий, обменом опытом и развитием профессиональной экспертизы на местах.
Замечу, что Techwomen — это про правильный феминизм. Я за гендерное равенство и не приемлю искажения данного понятия. Считаю, что вовлечение мужчин в дело развития и поддержки женского лидерства чрезвычайно важно.
За счет принципа разнообразия (diversity), программа способна аккумулировать знания и опыт представителей Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока и Африки. В распоряжении выпускников программы лучшие практики из 22 стран-участниц, включая США.
Мы прошли технологические стажировки и, благодаря административному ресурсу Госдепа США, получили эксклюзивный доступ к экспертизе лучших bigtech-компаний и R&D-институтов мира. Об уровне компаний можно судить по их именам: Google, Linkedin, Sales Force, Synopsys, Autodesk, Twitter, UC Berkeley Laboratory и др.
В итоге накопленные нами международные, профессиональные связи – это ресурс для развития собственных инициатив у себя на Родине. Например, я планирую по возвращении домой исследовать влияние технологий на вовлечение женщин в экономику страны и развитие устойчивых технологий через призму мультипликативного экономического эффекта.
– Для Казахстана это очень актуальный вопрос, особенно на фоне отсутствия глубокой статистики о вовлеченности наших женщин в технологические отрасли. Расскажите, пожалуйста, подробней о своем будущем исследовании.
– Согласно данным исследования Глобального института McKinsey вовлечение женщин в экономику способно увеличить рост ВВП Центрально-Азиатского региона на 9%. Согласитесь, это очень серьезный маркер здоровья экономики. Хотелось бы получить более четкие данные по нашей стране в разрезе регионов, чтобы на их основании принимать взвешенные социально-экономические и политические решения.
Я намерена изучать данную тему глубже через призму пяти капиталов. Например, какое влияние на женские социальные лифты оказывают климатические и экологические вызовы? Какую роль в вопросах гендерного равенства играет финансовая независимость женщин и развитие женского предпринимательства? Как корректно, динамично и экологично развивать человеческий капитал в контексте запроса современной экономики?
Безусловно, данное начинание требует серьезной поддержки, поэтому я очень рассчитываю на помощь со стороны госорганов, частного бизнеса, общественных организаций и международных институтов развития.
Объединив ресурсы, усилия и экспертизу, мы сможем переломить ситуацию в вопросах не только гендерного равенства, но и растущего социально-экономического расслоения. Среди первостепенных мер – обеспечить равный и честный доступ к качественному образованию, к прозрачной механике работы социальных лифтов в стране.
– В этом году программа Techwomen отметила свой 10-летний юбилей, добившись за этот срок ощутимых результатов. Нуждается ли Казахстан, а еще шире — Центральная Азия — в собственной программе женского развития, чтобы реально повлиять на социальный статус девушек и женщин в нашем регионе?
– Могу сказать однозначно — да, такая программа необходима и Казахстану, и шире — всей Центральной Азии. Учитывая общность и культурную близость народов региона, можно и нужно добиваться переломных результатов за счет консолидации усилий, повышения осведомленности людей о наших задачах, привлечения ключевых стейкхолдеров.
В вопросах технологического прогресса наша страна развивается динамично, но неравномерно. В определенных сферах мы в авангарде, например, в области fintech. Кейс Kaspi банка уже на протяжении четырех лет изучается студентами бизнес-школы Гарварда.
Цифровизация госуслуг также заслуживает позитивной оценки. Однако в социально-значимых и инновационных областях технологий, таких как: edtech, медицинские технологии, продовольственная безопасность и фудтех, энергетика, экология, искусственный интеллект, машинное обучение, гражданская инженерия, аэрокосмос, агротехнологии – есть значительное отставание.
Я считаю, что это вопрос комплексный и решать его нужно системно, начиная с правильных политик и процедур. Параллельно выполнять сопутствующие задачи, например, карьерной уязвимости и вовлечения молодежи и женщин в STEM и другие отрасли. Технологический прогресс делается руками людей из индустрии, поэтому темы образования, развития бизнеса и отдельных стратегических индустрий тоже весьма актуальны для нас.
Я готова встать у истоков инициатив в данном направлении и помочь Казахстану, да и всему региону интегрироваться в международную технологическую повестку. Сейчас многие STEM-отрасли готовы выдвинуть женских лидеров, будь то климатические вызовы (climate change technology), цифровизация госуслуг (govtech), научные технологии (science technology), образовательные технологии (edtech). Надо лишь оказать женщинам поддержку, а иногда просто не мешать!
– Изучая список стран, подключившихся к программе Techwomen, поражаешься географии охвата: от Алжира до Зимбабве, и где-то посередине наш Казахстан. Но есть ли практический смысл в нетворкинге людей из столь разных сообществ, кардинально отличающихся от нас в экономическом и культурном плане?
– В решении глобальных проблем можно и нужно использовать потенциал многообразия в широком его понимании. Только объединив усилия можно объективно оценить ситуацию и найти прикладное применение технологиям. На текущий день программа Techwomen объединяет знания 22 стран в сфере поддержки женщин. Со следующего года к программе присоединятся несколько стран Балканского региона.
Каждая участница вносит свою лепту в решение вопросов за пределами юрисдикции страны, которую представляет. В этом и заключена суть идеи: выпускники программы раз и навсегда становятся частью глобального профессионального сообщества. Это огромный административный ресурс и экспертиза, воспользоваться которой может любой участник экосистемы. А экосистема поддерживается инициативами изнутри.
В конечном итоге, мы все связаны между собой глубже, чем нам кажется, нас многое объединяет. В Казахстане тоже есть кейсы, достойные внимания мирового сообщества: финтех (fintech), электронная коммерция, умные города, govtech в перспективе его развития. Однако многому еще предстоит научиться у других стран.
– В списке требований к женщинам, решившим участвовать в программе Techwomen, на первом месте стоит обладание как минимум 2-летним профессиональным опытом работы в области STEM. Вспомните, пожалуйста, ваш опыт вхождения в программу – насколько полезным оказался технический бэкграунд на этом пути, особенно школьное образование?
– Я считаю, что образование детей начинается с их родителей. Мой отец – инженер в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП и А). Это во многом предопределило и сформировало мое мировоззрение. Сейчас он на пенсии, но продолжает трудиться, консультировать, даже работает над моделями альтернативных двигателей.
В детстве мне посчастливилось увидеть первые компьютеры размером в несколько комнат, уже тогда я читала о квантовой физике и роботизации из научных журналов папы, паяла микросхемы, любила физику и математику. В итоге я окончила гимназию с физико-математическим уклоном в Таразе с отличием.
Впрочем, в те годы STEM был не в почете. Неудивительно, что два моих высших образования не были связаны с индустрией технологий. Но инженерное мышление, привитое семьей, останется со мной на всю жизнь. Я анализирую и решаю профессиональные вопросы как инженер. Ну, а вхождение в STEM состоялось уже в зрелом возрасте, осознанно.
Более четырех лет мы развиваем индустрию образовательных технологий на базе МФЦА. Одна из моих задач в роли руководителя Бюро непрерывного профессионального развития – вывести компанию на качественно новый уровень путем создания цифровых продуктов, оптимизировать и автоматизировать процессы, создать экосистему Edtech.
Я считаю, что это удалось, получилось даже больше. В разгар пандемии мы запустили школу программирования Qwant. Сейчас это одна из лучших частных школ программирования в стране. Кроме того, будучи профессиональным трекером, я помогаю технологическим стартапам найти их формулу кратного роста.
В настоящее время границы между профессиями размываются, поэтому на первый план выходят так называемые M-shaped специалисты с глубокой экспертизой в нескольких областях. Это люди, наделенные широким кругозором, критическим мышлением, способностью быстро обучаться. Я отношу себя к этой категории, поэтому мой многолетний опыт в финансовом секторе, стратегическом консалтинге, менеджменте являются комплементарными в STEM-направлении моего профессионального развития.
– С большим удовольствием узнал, что по возвращении на Родину вас ждет государственная награда – медаль «Ерен еңбегі үшін». Расскажите, пожалуйста, о людях из сферы образовательных технологий, которые вас вдохновляют на такие достижения?
– О, конечно, я могу перечислить многих людей, которые меня вдохновляют! Один из основоположников машинного обучения Эндрю Энджи (Andrew Ng), педагог Эстер (grandmother of SIlicon Valley), воспитавшая плеяду талантливых менеджеров Кремниевой долины. Доказательством тому дочери Эстер: Сьюзен — генеральный директор YouTube, Энн — директор персональной геномики в компании 23andMe, Джанет — антрополог и профессор педиатрии.
Создатель языка программирования Java Джеймс Гослинг. Нобелевские лауреаты 2022 года: Ален Аспе из Университета Париж-Сакле и Джон Клаузер, получившие награду за работу в области квантовой запутанности. По сути их работа объясняет “эффект бабочки” и создает основу будущего квантового интернета.
Меня также вдохновляют наши педагоги в Казахстане, которые, невзирая на скромные зарплаты и не всегда комфортные условия работы, способны зажечь искру таланта в своих учениках. Мои коллеги и единомышленники по всему миру, моя команда в Казахстане — это тоже опора и источник энергии для движения вперед.
– Хотелось бы затронуть проблему обучения сельской молодежи в Казахстане. Какие шаги следует предпринять, чтобы мотивировать сельскую молодежь на обучение инженерным и инновационным профессиям?
– Меня волнует вопрос вовлечения сельской молодежи в сферу инноваций. Государство многое, конечно, делает, но нужно и дальше интегрировать в учебные процессы бизнес, индустрию.
Нужно системно лечить такую боль, как социальное расслоение. Разрыв в качестве жизни и образования между городами и селами значительный. Кроме того нужно повышать уровень осведомленности среди населения в вопросах профориентации, развития технологий, инноваций и предпринимательства. Я не имею ничего против таких профессий как блогеры и тиктокеры, но почему бы нам не сосредоточить усилия на пробуждении у детей интереса к точным наукам, технологиям и стартапам?
Остро стоит вопрос нехватки преподавателей. Необходимо серьезно пересмотреть процесс подготовки педагогов с учетом современных трендов и инноваций в данном вопросе. В руках учителей – будущее нашей страны.
Параллельно развивать институт менторства. Например, специалисты инженерных профессий, которые, в том числе на пенсии, могут преподавать практические часы. Системообразующие предприятия могут принимать молодежь на стажировку, вести раннюю профориентацию, открывать R&D-центры в учебных заведениях.
Важный шаг — модернизация технических колледжей. Я за то, чтобы обучение в колледжах сократить до трех лет, сделать его максимально “практико-ориентированным”, с подтверждением профессиональной сертификации. Следует увеличить размер подушевого финансирования в несколько раз.
Многие думают, что Кремниевая долина — это про деньги. На самом деле, это про поддерживающую среду. Для того чтобы притягивать молодежь, необходимо создать доброжелательный климат, поддерживать интерес к инновациям с самого раннего возраста.
Без всяких сомнений, регионы Казахстана — главный источник талантов для страны. Я вижу это и через призму работы в школе программирования Qwant. Наши студенты по географии представляют все регионы страны, включая отдаленные села и малые агломерации. Поэтому я точно знаю, что вовлекать молодежь в технологический сектор реально.
– Спасибо, Эльмира, за столь вдохновляющие слова об образовании! Как вы знаете, в Казахстане появился новый профессиональный праздник — День работников цифровизации и информационных технологий. Чтобы вы пожелали читательницам нашего издания ER10.KZ в этот день?
– Я бы пожелала того же, что желают мне мои профессиональные менторы Techwomen из США — мечтайте о большем! Пусть наши прекрасные казахстанские девушки чаще ставят перед собой амбициозные цели и превосходят даже самые смелые ожидания. Мечтайте о большем, добивайтесь большего!
1 комментариев к записи “Эльмира Обри: Я приближаю тот день, когда девушки будут мечтать о профессии инженера, а не тиктокера”
А что плохого в том, чтобы быть тиктокером?) Цитата звучит немного высокомерно, и сразу с заголовка создает негативное впечатление о герое материала.